Тех процесс ремонта двигателя ямз 238

Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: Разборка и сборка в одиночку

При ремонте двигателя ЯМЗ не всегда бывают удобные условия и не всегда под рукой грузоподъемные механизмы. Поэтому, с течением времени, выработалась определенная методика разбора двигателя и последующей его сборки.

К тому же, могу сказать, что все действия по сборке-разборке двигателя можно выполнить практически одному. Звучит не очень правдоподобно, учитывая что вес двигателя 1000-1250 кг. Но не будем спешить с выводами, попробуем разобраться.

1. Установка двигателя на место разборки

При снятии и установке двигателя на место разборки, желательно чтобы основание было крепкое (к примеру асфальт или плиты). Лучше первый раз опустить на что то мягкое (например, старый баллон) и на левой стороне выкрутить болты, стягивающие крышки коренных подшипников.

Затем, перецепить стропы или чалку за одну головку (за передний и задний рым болт) и подготовить старую гильзу цилиндров или кусок бруса по длине гильзы.

Поднимать двигатель лучше за правую головку, после чего опустить его на пол таким образом, чтобы противоположная головка опиралась на коллектор, а разъем блока по поддону опирался на вертикально поставленную гильзу в середине блока. Под коллектор следует положить доску дюймовку.

2. Разборка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Также снимаем фильтр тонкой очистки масла. Далее, снимаем сцепление, маховик и кожух сцепления. Теперь, можно приступать к снятию поддона, масляного насоса и главное не забыть снять уголок маслопровода прикрученного к блоку.

Читайте также:  Рено логан ремонт правого подрулевого переключателя

После этого, можно откручивать шатуны 1, 2, 3, 4 и вытаскивать их вместе с поршнями. Для снятия гильз, лучше применять специальный съемник, а если его нет, то медную выколотку. Если же гильзы идут в металлолом, то гораздо проще выбить их старой полуосью, особенно сподручно это делать ЗИЛовскими или КамАЗовскими полуосями.

Следующим этапом, можно приступить к снятию коленчатого вала двигателя. Для этого откручиваем болты стяжные коренных подшипников со стороны правой головки, а затем откручиваем крышки коренных подшипников снизу. Вытаскиваем крышки, оставляя на месте среднюю. Далее, прокручивая последовательно коленчатый вал, откручиваем 5, 6, 7, 8 шатун и снимаем крышки шатунов.

В виду того, что плоскость разъема блока находится у нас в вертикальной плоскости, то готовим пару брусков и вставляем их под противовесы коленвала. Придерживая коленвал, снимаем последнюю среднюю крышку коленвала и аккуратно его выкатываем.

Все, коленвал снят и можно убирать его в сторону. Здесь еще возможно сначала отпустить двигатель с гильзы, а затем его снимать — это по желанию.

Берем домкрат, ставим его наклонно и упираем в верхний угол середины разъема блока, немного поддомкрачиваем и вытаскиваем гильзу из под блока. Спускаем домкрат и если не хватает хода, то перехватываемся и опускаем блок до земли на прокладку.

Затем, монтировкой приподнимаем за левую головку и подкладываем под разъем блока с головкой брусок с тем расчетом, чтобы прокладка доски между коллектором и асфальтом вышла. Теперь снимаем левую головку блока, шатуны с поршнями 5, 6, 7, 8 и гильзы цилиндров. Все, двигатель разобран.

3. Сборка двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

После разборки двигателя, дефектуем детали, если надо точим или меняем коленвал, поршневую и начинаем сборку. Для этого, наклоняем блок на 5-8 цилиндр, под шпильки ложим доску дюймовку, затем ставим домкрат на край блока и поднимаем его таким образом, чтобы опять можно было подставить гильзу.

Затем, берем коренные вкладыши и вставляем их в блок. Далее, если вы один, то по брускам закатываем коленвал на место и закрепляем его средней коренной крышкой. Проворачиваем колено для того, чтобы совпали метки на распредвалу и ставим первый бугель не забывая мазать вкладыши и болты маслом.

Потом, ставим на место последний и затягиваем все остальные. Затягивать коренные лучше в два приема: первый раз 20 кгм; второй, уже капитально 43-47 кгм.

Лучше всего затягивать динамометрическим ключем, но если его нет, то тоже не беда, можно попробовать иной способ. К примеру, я вешу 80 кг — значит под своим весом на рычаге 1 метр, я создам крутящийся момент равный 80 кгм. Если взять рычаг 55-60 сантиметров, то я под своим весом как раз обеспечу требуемую затяжку.

Для того, чтобы затянуть коренные, брал обычно накидной многогранный ключ и трубу, а напильником наносил метку на 55 сантиметрах. Ключ попеременно переставлял на верхний и нижний болт коренных подшипников и под собственным весом последовательно затягивал бугеля, не забывая после каждой затяжки подшипника прокручивать вал.

После затяжки коленвала, приступал к вставке гильз 5-8 цилиндров. Резинки мазал хозяйственным мылом, а забивал гильзы кувалдой через березовый брусок.

Далее, вставляем поршня с шатунами и также протягиваем их под своим весом, но используя общий рычаг, в моем случае 80 кг разделить на 22 кгм = 0.32 метра. Все, половину ЦПГ собрали, пора браться за другую сторону.

Для этого отпускаем за бугельный болт домкратом блок, переваливаем его на другую сторону. Опять поднимаем его домкратом, подставляем гильзу под блок и устанавливаем на место 1-4 гильзы, а затем шатуны с поршнями и затягиваем шатунные болты. Шатунно поршневой механизм собран.

Устанавливаем переднюю крышку двигателя и задний кожух маховика, ставим маховик и затягиваем его. Прикручиваем масляный насос и закрываем поддон.

Если поддон емкостью вперед двигателя, то ложим перед спускной пробкой доску дюймовку и опускаем за поддон двигателя блок, убрав из под блока гильзу цилиндров. Когда блок поддоном лежит на земле, то перевернуть его на поддон всей плоскостью с помощью лома не проблема.

Как только блок занял у нас вертикальное положение, начинаем устанавливать головки, штанги, коромысла. Устанавливаем шкив коленвала и за одним регулируем клапана. Затем, переходим к установке масляных фильтров, сцепления, ТНВД, площадки компрессора, генератора, турбины и стартера.

Прокачиваем из чистой емкости топливную систему и, если нужно, регулируем момент впрыска. Ставим все ремни на место и регулируем их. Смысл в том, чтобы сделать все по двигателю на месте, чтобы потом не прыгать по раме попугаем. Когда двигатель полностью укомплектован, отрегулирован и соответствует агрегату первой комплектации, то поставить его на место и завести дело не сложное.

4. Послесловие

Эксплуатируя автомобиль МАЗ не редко приходится серьезно напрягаться, многих из нас поджидает радикулит и тому подобные болезни. Поэтому, когда будете поднимать некоторые детали, помните о своем здоровье.

В юности я ходил заниматься штангой, больших результатов не достиг, но запомнил слова тренера. Он говорил, что если хотите дружить со штангой, то тренируйте ноги. Ведь у среднего человека становой пресс тянет около 200 кг, потому нагружайте ноги держа прямой спину.

Для справки, головка двигателя ЯМЗ-238 весит около 90 кг, а коленвал 120 кг. Детали отечественных двигателей легкостью не отличаются.

Однако, мне приходилось много раз снимать одному головку с двигателя ЯМЗ-238: то оторвешь ее от прокладки монтировкой, то за счет ног при прямой спине и вытянутых руках удается ее приподять со шпилек и переставить на колесо.

Надеюсь, что такие упражнения дались мне без ущерба для здоровья. Однако, бесспорно лучше такие детали перетаскивать вдвоем или используя подъемные маханизмы.

Источник

Тех процесс ремонта двигателя ямз 238

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

Надежная работа силового агрегата и длительный срок его службы обеспечиваются своевременным проведением техничес- кого обслуживания. Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их выполнение обязательно в строго установленные сроки в течение всего периода эксплуатации. Техническое обслуживание силового агрегата, установленного на автомобиле, следует проводить одновременно с техническим обслуживанием автомобиля.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ

Поддерживать силовой агрегат в чистоте, регулярно очищая его от пыли и грязи. Следить за затяжкой резьбовых соединений.

Техническое обслуживание силовых агрегатов по периодичности и перечню выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

Ежедневное техническое обслуживание выполняется один раз в сутки по окончании суточной работы.

Техническое обслуживание по окончании периода обкатки выполняется после первых 50 часов работы двигателя.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется через каждые 250 часов работы двигателя.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) выполняется через каждые 1000 часов работы двигателя.

Сезонное техническое обслуживание.

ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕО) ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

Проверить работу двигателя.

Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.

Заполнить топливный бак топливом, не ожидая его охлаждения во избежание конденсации паров воды.

Проверить уровень масла в картере двигателя.

Проверить работу сцепления на транспортном средстве.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПО ОКОНЧАНИИ ПЕРИОДА ОБКАТКИ

Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи.

Проверить момент затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров и, при необходимости, подтянуть их на двигателях ЯМЗ- 238Б, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ, их комплектациях.

Подтянуть все внешние резьбовые соединения, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.

Подтянуть резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления.

Отрегулировать зазоры в приводе клапанов механизма газораспределения.

Проверить и, при необходимости, отрегулировать установоч- ный угол опережения впрыскивания топлива. Не допускать работу двигателя с деформированным пакетом пластин.

Проверить и, при необходимости, отрегулировать натяжение приводных ремней.

Проверить момент затяжки болтов крепления стартера.

Прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 75…90ºС.

Заменить масло в системе смазки двигателя.

Заменить фильтрующие элементы масляного и топливных фильтров.

Промыть фильтр центробежной очистки масла.

Провести техническое обслуживание коробки передач с заменой масла (см. раздел «Коробка передач»).

Провести техническое обслуживание сцепления (см. раздел «Сцепление»), в том числе включая перечень операций ЧЕРЕЗ ОДНО ТО-1 и при проведении ТО-2.

ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

Слить отстой из топливных фильтров грубой и тонкой очистки, после чего пустить двигатель и дать ему проработать 3-4 минуты для удаления воздушных пробок. Зимой отстой сливать ежедневно после окончания работ.

Проверить натяжение приводных ремней и, при необходимости, отрегулировать.

Промыть фильтр центробежной очистки масла.

Заменить масло в системе смазки двигателей ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238Д, их комплектациях.

Заменить фильтрующий элемент масляного фильтра двигателей ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238Д, их комплектациях. При свечении сигнализатора на прогретом двигателе элемент необходимо заменить не дожидаясь указанного срока.

Заменить фильтрующий элемент фильтра грубой очистки топлива, промыть корпус фильтра.

При первом ТО-1 проверить момент затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров и, при необходимости, подтянуть их на двигателях ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ, их комплектациях.

При первом ТО-1 снять форсунки и провести их техническое обслуживание на двигателях ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2, их комплектациях. В последующей эксплуатации обслуживание форсунок проводить при ТО-2 (1000 часов).

Проверить и, при необходимости, отрегулировать свобод- ный ход муфты выключения двухдискового сцепления.

Провести техническое обслуживание коробки передач

(см. раздел «Коробка передач»).

(через каждые 500 часов работы)

Заменить масло в системе смазки двигателей ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ, их комплектациях.

Заменить фильтрующий элемент масляного фильтра двигателей ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ, их комплектациях. При свечении сигнализатора на прогретом двигателе элемент необходимо заменить не дожидаясь указанного срока.

При первом ЧЕРЕЗ ОДНО ТО-1 снять форсунки и провести их техническое обслуживание на двигателях ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ, их комплектациях. В последующей эксплуатации обслуживание форсунок при ТО-2 (1000 часов).

Проверить и, при необходимости, отрегулировать установоч- ный угол опережения впрыскивания топлива. Не допускать работу двигателя с деформированным пакетом пластин.

Подтянуть резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления.

Подтянуть крепления турбокомпрессора.

Наполнить смазкой полость подшипников натяжного устройства привода компрессора.

Смазать муфту выключения сцепления с подшипником и валик вилки выключения сцепления (см. раздел «Сцепление»).

ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-2) ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

Выполнить все операции ТО-1.

Заменить масло в системе смазки двигателя.

Заменить фильтрующий элемент масляного фильтра. При свечении сигнализатора на прогретом двигателе элемент необходимо заменить не дожидаясь указанного срока.

Заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива. При потере мощности двигателя фильтрующий элемент необходимо заменить не дожидаясь проведения очередного технического обслуживания.

При первом ТО-2 проверить момент затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров и, при необходимости, подтянуть их на двигателях ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ, их комплектациях.

Проверить и, при необходимости, отрегулировать тепловые зазоры в приводе клапанов.

Выполнить пункты 14 — 18 раздела ЧЕРЕЗ ОДНО ТО-1.

Снять форсунки с двигателя и провести их техническое обслуживание.

Снять для проверки топливный насос высокого давление, при необходимости, произвести его подрегулировку. Первую проверку насоса выполнить по окончании гарантийного срока.

Проверить наличие масла в муфте опережения впрыскивания топлива и, при необходимости, долить на двигателях ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ, их комплектациях.

Провести техническое обслуживание воздушного фильтра и впускного тракта (см. разделы «Обслуживание воздушного фильтра» и «Проверка герметичности впускного тракта»). Приналичии индикатора засоренности воздушного фильтра обслуживание выполнять по сигналу индикатора.

Провести техническое обслуживание генератора (см. раздел

«Техническое обслуживание электрооборудования»).

Провести техническое обслуживание коробки передач

(см. раздел «Коробка передач»).

Через каждые 3000 часов работы проверить легкость вращения, осевой и радиальный люфты ротора турбокомпрессора, при необходимости, провести его техническое обслуживание.

Через каждые 3000 часов работы заменить масло в муфте опережения впрыскивания топлива на двигателях ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ, их комплектациях.

Через каждые 3500 часов работы снять стартер с двигателя и провести его техническое обслуживание.

СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

Если двигатель работает на сезонных маслах, необходимо заменить масло на соответствующее предстоящему сезону.

Заменить топливо на соответствующие предстоящему сезону, топливный бак рекомендуется ополоснуть чистым топливом.

Осенью, при переходе на зимнюю эксплуатацию, проверить узлы электрофакельного устройства и промыть фильтр-отстойник топлива.

Осенью, при переходе на зимнюю эксплуатацию и в случае использования в качестве охлаждающей жидкости воды, промыть систему охлаждения.

Осенью, при переходе на зимнюю эксплуатацию и в случае использования в качестве охлаждающей жидкости воды, необходимо отвернуть резьбовую пробку на отводящем патрубке жидкостно-масляного теплообменника и слить воду с целью исключения его размораживания.

ВНИМАНИЕ! ПЕРИОДИЧНОСТЬ СМЕНЫ МАСЛА НА ДВИГАТЕЛЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ЕВРО-2, ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 1000 ЧАСОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТОЛЬКО ВСЕСЕЗОННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ (МАСЛА ГРУППЫ ЯМЗ-4-02). ПЕРИОДИЧНОСТЬ СМЕНЫ ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ОЧИСТКИ МАСЛА НА ДВИ- ГАТЕЛЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ЕВРО-2, ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 1000 ЧАСОВ ПРИ УСЛОВИИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЛЬТРУ- ЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКОГО ИГЛОПРОБИВНОГО МАТЕРИАЛА 840-1012039(40)-14, -15. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В МАСЛЯНОМ ФИЛЬТРЕ НА УКАЗАННЫХ ДВИГАТЕЛЯХ БУМАЖ- НЫХ ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРИОДИЧНОСТЬ СМЕНЫ ЭЛЕМЕНТОВ ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 500 ЧАСОВ.

РЕГУЛИРОВКА ДВИГАТЕЛЯ РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЕЙ

Привод водяного насоса, компрессора и генератора осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов. Поэтому при повседневном уходе за двигателями необходимо предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его. Особенно тщательно проверять натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя. Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода водяного насоса может послужить причиной разрушения подшипников насоса.

Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 10…15 мм (рис. 51), а ремень компрессора – на 4…8 мм на короткой ветви (рис. 52) . Натяжение ремней привода генератора проверять нажатием с усилием 40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня (рис. 53), при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10…15 мм. Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулировать их натяжение.

Натяжение ремня водяного насоса (рис. 51) регулировать натяжным устройством, для чего:

ослабить болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;

при помощи воротка Ø12 мм, вставленного в отверстие рычага кронштейна натяжного приспособления, произвести натяжение ремня;

не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;

проверить натяжение ремня.

Натяжение ремня компрессора регулировать натяжным устройством. Перед регулировкой отвернуть контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства – на половину оборота и гайку болта-натяжителя – на два оборота. Вращая болт-натяжитель, отрегулировать натяжение ремня. После регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси

моментом 120…150 Н·м (12…15 кгс·м) и гайку болта-натяжителя – моментом 10…20 Н·м (1…2 кгс·м), при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива.

Рис. 51. Проверка натяжения ремня водяного насоса

Рис. 52. Проверка натяжения ремня компрессора

Рис. 53. Проверка натяжения ремня генератора

Натяжение ремня привода генератора регулировать перемещением генератора относительно оси его крепления. Перед регулировкой ослабить затяжку болтов крепления генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке. После регулировки надежно закрепить генератор. При увеличенной вытяжке и обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них.

ПОДТЯЖКА КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ

Проверить момент затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров тарированным ключом в холодном состоянии двигателя и, при необходимости, подтянуть их до момента 235…255 Н.м (24…26 кгс.м). Затяжку гаек производить в последовательности, показанной на рис. 54, в порядке возрастания номеров.

Рис. 54. Порядок затяжки гаек крепления головок цилиндров:

ВНИМАНИЕ! КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАТЯГИВАТЬ ГАЙКИ МОМЕНТОМ БОЛЬШИМ, ЧЕМ УКАЗАНО, ТАК КАК ЭТО ПРИВЕДЕТ К ОБРЫВУ ШПИЛЕК И ПОЛОМКАМ ГОЛОВОК ЦИЛИН- ДРОВ, А ГЕРМЕТИЧНОСТЬ СОЕДИНЕНИЯ ЭТИМ НЕ ВОССТАНОВИТСЯ. ПРИ УСТАНОВКЕ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ НА ДВИГАТЕЛЬ ИЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ОСЛАБЛЕНИЕМ ЗАТЯЖКИ ЗАТЯГИВАТЬ ГАЙКИ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА ТРИ ПРИЕМА (СМ. РАЗДЕЛ «РЕМОНТ»)

После подтяжки гаек крепления головок цилиндров отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и установить крышки головок цилиндров.

РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ

Тепловые зазоры в клапанном механизме предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя. Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25…0,30 мм. При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20…0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей газораспредели- тельного механизма, что является допустимым.

При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма. При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя.

Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару.

Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.

При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов рекомендуется прижать:

на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов – к упорной шайбе;

на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов – к торцу оси.

Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.

Выключить подачу топлива.

Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.

Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120…150 Н·м (12…15 кгс·м).

Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади воротком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 55), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется). Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на 1/3 оборота (≈120º). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.

Рис. 55. Проворачивание коленчатого вала

Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.

Рис. 56. Регулировка зазора клапанного механизма

Для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис. 56), установить зазор 0,25…0,30 мм. Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп

толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм – с усилием.

Для регулировки зазоров клапанного механизма остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на 1/3 оборота. Зазоры регулировать как указано выше (см. п. 6).

Регулировку зазоров по цилиндрам рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы. Порядок работы двигателя по цилиндрам и схема нумерации цилиндров приведена в разделе «Техническая характеристика».

После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.

Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА

Для регулировки угла опережения впрыскивания топлива на картере маховика предусмотрены два люка (см. рис. 57), а на маховике в двух местах нанесены значения углов. Для нижнего указателя 3 эти значения выполнены на маховике в цифровом выражении, а для бокового указателя 4 – в буквенном выражении, при этом, букве «А» соответствует значение в цифровом выражении 20°; букве «Б»-15°; букве «В»-10°; букве «Г»-5°.

Вращать коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до совмещения меток на шкиве коленчатого вала и крышке шестерен распределения или на маховике с указателем, соответствующих установочному углу опережения впрыскивания топлива – 6º…7º. При этом клапаны в 1-ом цилиндре должны быть закрыты.

Рис. 57. Совмещение рисок на маховике с указателями картера маховика:

1 – картер маховика; 2 – маховик; 3, 4 – указатели картера маховика; 5 – пробка верхнего люка; А – направление вращения коленчатого вала

Вращать коленчатый вал можно ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или ломиком за отверстия в маховике (рис. 55) при снятой крышке люка картера маховика.

В момент совмещения меток должны совместиться метка

«А» на торце муфты с острием указателя (рис. 58) или с риской

«Б» на указателе (рис. 59). Если метки не совместились необходимо произвести регулировку.

Порядок регулировки угла опережения впрыскивания топлива двигателей ЯМЗ-238БЕ2 и ЯМЗ-238ДЕ2 (рис. 58):

ослабить затяжку болта 2 клеммового соединения: фланец 3 – ведущая полумуфта 1;

поворотом демпферной муфты совместить метку на муфте с острием указателя 8;

Рис. 58. Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ2 и ЯМЗ-238ДЕ2:

1 – ведущая полумуфта; 2 – болт клеммового соединения; 3 – фланец полумуфты; 4 – пластины привода; 5 – болты крепления пластин привода; 6 – шайбы; 7 – демпферная муфта; 8 – указатель; 9 – топливный насос высокого давления; А – метка на демпферной муфте.

не сбивая совмещенного положения меток, затянуть болт клеммового соединения моментом 16…18 кгс·м. При этом отклонение пакета пластин от положения в одной плоскости должно быть в пределах ±1 мм. Замер производить вблизи мест крепления пластин. В случае появления гофр на пластинах 4, их устранение производится путем поочередного ослабления и последующей затяжки моментом 11…12,5 кгс·м четырех болтов 5 крепления пластин к фланцу полумуфты и к демпферной муфте;

проверить правильность установки угла опережения впрыскивания.

Порядок регулировки угла опережения впрыскивания топлива двигателей ЯМЗ-238БЕ, Б, ЯМЗ-238ДЕ, Д (рис. 59):

проверить плотность посадки полумуфты 3 на валу привода 1 и затяжку клеммового болта 5 (момент затяжки 43,2…58,9 Н·м (4,4…6 кгс·м));

отвернуть (ослабить) два болта 4 и поворотом муфты опережения за счет овальных отверстий на фланце полумуфты совместить метки «А» и «Б»;

Рис. 59. Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д:

1 – вал привода; 2 – пластины привода; 3 – ведущая полумуфта; 4 – болты; 5 – болт клеммового соединения; 6 – болты; 7 – полумуфта ведомая; 8 – муфта опережения впрыскивания топлива; 9 – топливный насос высокого давления; А – метка на муфте; Б – метка на указателе

не сбивая совмещенного положения меток, затянуть болты 4 привода моментом затяжки 43,2…58,9 Н·м (4,4…6 кгс·м). При этом отклонение пакета пластин от положения в одной плоскости должно быть в пределах

±1 мм. Замер производить вблизи мест крепления пластин;

провернув коленчатый вал, проверить правильность установки угла опережения впрыскивания. Несовпадение рисок должно быть не более одного деления или 1º поворота коленчатого вала.

ВНИМАНИЕ! ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЛОМКИ ПЛАСТИН ПРИВОДА ТНВД НЕ ДОПУСКАТЬ РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ПАКЕТОМ ПЛАСТИН

При ТО-2 проверить наличие масла в муфте опережения впрыскивания топлива двигателей ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б, ЯМЗ- 238ДЕ, ЯМЗ-238Д, их комплектациях и, при необходимости, долить масло. Для контроля установить муфту отверстиями в верхнее положение и вывернуть пробки. При медленном повороте муфты на 70º из одного отверстия должно начать вытекать масло. После доливки масла пробки завернуть.

Источник

Оцените статью