Тех карты по ремонту автобуса

Тех карты по ремонту автобуса

Раздел 9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОБУСА ПАЗ-32053

Качественное выполнение технического обслуживания автобуса в рекомендуемые сроки и в установленном объёме снижает затраты на эксплуатацию автобуса и обеспечивает безопасность дорожного движения.

Техническое обслуживание предназначено для выявления и предупреждения неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ. Работы технического обслуживания должны производиться в обязательном порядке в установленные сроки. Завод устанавливает следующие виды и периодичности работ технического обслуживания:

-ежедневное техническое обслуживание (ЕО) — проводится ежедневно в два этапа: перед выездом (часть работ) и по возвращении с линии. На стоянках после длительного движения также следует проверять техническое состояние автобуса в объёме контрольных работ ЕО.

-техническое обслуживание после первой 1000 км пробега (Т0-1000) — после обкатки автобуса.

-первое техническое обслуживание (ТО-1) — через каждые 4000 км пробега.

-второе техническое обслуживание (ТО-2) — через каждые 16000 км пробега.

-сезонное техническое обслуживание (СО) — проводится два раза в год весной и осенью при значительном сезонном изменении температур окружающего воздуха.

При проведении работ ТО-1000, ТО-1, ТО-2 и СО выполняются работы ЕО в полном объёме.

При проведении работ ТО-2 выполняются работы ТО-1 в полном объёме.

Проведение СО совмещается с ТО-2.

Первое ТО-1 выполняется через 4000 км (для 1 категории условий эксплуатации) после проведения ТО-1000. Периодичность технического обслуживания корректируется в зависимости от категории условий эксплуатации автобуса согласно «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Изменение периодичности ТО для наиболее распространённых условий эксплуатации автобуса приведены ниже в таблице:

Условия движения

За пределами пригородной зоны по дорогам с асфальтобетонным, цементобе­тонным покрытием с равнинным до холмистого типом рельефа местности.

За пределами пригородной зоны по дорогам из битумоминеральной смеси с равнинным до гористого типом рельефа местности.

В малых городах (до 100000 жителей) и в пригородной зоне: по дорогам с ас­фальтобетонным, цементобетонным покрытием с равнинным до гористого ти­пом рельефа местности и по дорогам из битумоминеральной смеси с равнинным типом рельефа местности.

В малых городах (до 100000 жителей) и в пригородной зоне по дорогам из би­тумоминеральной смеси с равнинным до гористого типом рельефа местности.

В больших городах (более 100000 жителей) по дорогам с асфальтобетонным, цементобетонным покрытием с равнинным до горного типом рельефа местно­сти и по дорогам из битумоминеральной смеси с равнинным до гористого ти­пом рельефа местности.

Все виды технического обслуживания должны проводиться в объёме перечня основных операций технического обслуживания автобуса.

Источник

Система технического обслуживания

Техническим обслуживанием называется выполнение комплекса профилактических, работ по уходу за автомобилем, направленных на предупреждение появления и устранение выявленных неисправностей, а также продление срока службы автомобиля до ремонта, повышение надежности и безопасности эксплуатации.

Периодичность и объем работ технического обслуживания определяются «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

Это Положение предусматривает планово-предупредительную систему обслуживания подвижного состава. Сущность этой системы заключается в том, что все виды технического обслуживания проводят в принудительном плановом порядке после определенного пробега.

Положение устанавливает следующие виды технического обслуживания автомобилей, прицепов и полуприцепов; ежедневное обслуживание ( ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное обслуживание (СО).

Ежедневное обслуживание автобуса всегда проводит водитель. Основным назначением ЕО является: контроль технического состояния, направленный на обеспечение безопасности движения; поддержание надлежащего внешнего вида, заправка топливом, маслом и водой.

Ежедневное обслуживание включает следующие операции:

— перед выездом на линию — проверку чистоты автобуса, наличия охлаждающей жидкости, отсутствия подтекания воды, масла, топлива а также контрольный осмотр тормозных механизмов, рулевого управления, колес, шин, сцепных устройств автопоездов, приборов освещения и сигнализации и проверку исправности механизмов открывания и закрывания дверей;

— на линии — систематическое наблюдение за работой агрегатов и механизмов;

— по возвращении с линии — уборку, мойку, осмотр и заправку автобуса.

Положение предусматривает оплачиваемое подготовительно-заключительное рабочее время для проведения ЕО.

В зависимости от вида автобуса это время предусмотрено: для автобусов ПАЗ—40 мин, ЛАЗ—50 мин, ЛиАЗ и Икарус— 1,2 ч для первой категории эксплуатации.

Основным назначением ТО-1 и ТО-2 является снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.

Минимальные значения периодичности технического обслуживания автомобилей, выпускаемых после 1963 г., для первой категории условий эксплуатации приведены в табл. 6.

Для второй категории условий эксплуатации периодичность обслуживания составляет 80% от данных табл. 6, а для третьей — 60%.

Такая корректировка введена и к нормам межремонтного пробега.

Первая категория условий эксплуатации автобуса—это работа на городских и загородных дорогах преимущественно с асфальтобетонным, бетонным и другим усовершенствованным твердым покрытием, находящимся в хорошем состоянии.

Типы автомобилей

Периодичность технического обслуживания, км

Легковые
Автобусы
Грузовые

3 500
2 600
2 200

14 000
13 000
11 000

Вторая категория —это работа на загородных дорогах, преимущественно с щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии, а также работа в условиях напряженного городского движения.

Третья категория — это езда по грунтовым горным или неисправным дорогам с щебеночным, гравийным, 6улыжным или другим твердым покрытием, а также работа в условиях повышенного маневрирования (на стройках дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках).

Для проведения ТО-1 и ТО-2 автобус снимается с линии зависимости от марки автобуса и условий эксплуатации отводится определенное количество времени. Так, для первой категории эксплуатации на проведение TO-1, ТО-2 и производство текущего ремонта определена следующая трудоемкость по времени.

ТО-1 для автобусов ПАЗ — 6 чел-ч, ЛАЗ — 7,3, ЛиАЗ и Икарус-8,3 чел-ч.

ТО-2 для автобусов ПАЗ — 20 чел-ч, ЛАЗ — 24, ЛиАЗ и Икарус-33 чел-ч.

Сезонное обслуживание проводится 2 раза в год при переходе с осенне-зимней эксплуатации на летнюю и наоборот и в качестве отдельного вида обслуживания планируется для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных условий сезонное обслуживание совмещают с ТО-2 или ТО-1.

Положение предусматривает выполнение большинства работ при техническом обслуживании по потребности с предварительным контролем исправности агрегатов путем диагностики, т. е. комплексом проверочных испытаний на специальных приборах без разборки и вскрытия агрегатов.

Диагностика автомобилей представляет собой технологический процесс, при котором определяют техническое состояние автомобиля (агрегата, механизма) без его разборки и дают заключение о необходимом ремонте или техническом обслуживании.

Диагностирование осуществляется по внешним признакам (люфтам, вибрациям, нагревам, потере мощности и т. д.). Таким образом диагностикой выявляют скрытые неисправности без разборки агрегатов, предупреждают внезапные отказы.

Простейшими приборами диагностики, позволяющими определить исправность двигателя, являются: стетоскоп — прибор для прослушивания стуков двигателя; компрессометр — прибор для измерения давления в цилиндре в конце такта сжатия; газоанализатор, позволяющий определить состав отработавших газов и полное сгорание топлива. Более сложным прибором диагностики является универсальный прибор НИИАТ-Э5 — прибор для проверки электрооборудования автомобиля.

В настоящее время создано много различных комбинированных приборов, стендов и целых постов по проверке технического состояния почти всех агрегатов автомобиля без его разборки.

Источник

Учебно — методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
методическая разработка

В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.

Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаговым описанием выполнения операций, правила безопасной работы и контрольные вопросы для проведения занятий по учебной практике. В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о контроле качества работ и технике безопасности.

Пособие предназначено для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик».

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskoe_posobie.docx 689.4 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно — методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

(для обучающихся по профессии 23.01.03 «Автомеханик»).

В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.

Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаговым описанием выполнения операций, правила безопасной работы и контрольные вопросы для проведения занятий по учебной практике . В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о контроле качества работ и технике безопасности.

Пособие предназначено для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик».

В ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик предусмотрена квалификация «Слесарь по ремонту автомобиля».

Обучающиеся готовятся к следующим видам работ:

  • техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
  • транспортировка грузов и перевозка пассажиров;
  • заправка транспортных средств.

В ходе учебной практики необходимо сформировать ОК (общая компетенция) и ПК (профессиональная компетенция).

Методические указания составлены в соответствии с программой учебной практики по профессии 23.01.03 «Автомеханик».

Целью практических занятий является приобретение, закрепление практического опыта при выполнении заданий имеющих практическую направленность, формирование ОК и ПК. Необходимые справочные материалы, таблицы имеются в комплекте инструкционно-технологических карт по выполнению каждого практического занятия.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности обучающегося дает наличие инструкционно-технологических карт на каждом рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет обучающемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея инструкцию, обучающийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

Представленные инструкционные карты, выполнены в соответствии с программой профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта .

В процессе прохождения учебной практики обучающиеся приобретают практический опыт, формируют практические профессиональные умения по виду профессиональной деятельности, осваивают общие и профессиональные компетенции по профессиональному модулю ПМ.01 в рамках профессии 23.01.03 «Автомеханик» .

Рекомендуется для обучающихся по основной профессиональной образовательной программе в рамках реализации ФГОС СПО 3 го поколения I и II курсов по профессии 23.01.03 «Автомеханик» .

ИНСТРУКЦИОННО — ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт

автотранспорта Учебная практика

Профессия: 23.01.03 «Автомеханик »

Разработал: мастер производственного обучения Максимов Николай Сергеевич

Тема урока: «Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателей»

Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Цель урока: формирование практических навыков по ремонту ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130

Инструкционно -технологическая карта № 1

Технические условия и указания

  1. Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130

1. Отвернуть гайки крепления всасывающего коллектора.

Ключ торцовый 13 мм

2.Снять коллектор, прокладки.

3. Отвернуть гайки крепления крышки из рядов цилиндров

Ключ гаечный 17 мм

4. Снять крышку головки блока

5. Отвернуть гайки крепления оси коромысла

Ключ торцовый 17 мм

6. Снять ось коромысла в сборе

7. Вынуть штанги толкателей

8. Извлечь толкатели

9. Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров

Ключ торцовый 22 мм(ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130)

10. Снять головку цилиндров, прокладку головки

11. Снять головку цилиндров на другом ряду, выполнив операции пп.3-10 ИТК № 1

12. Отвернуть гайки крепления передней крышки распределительных шестерен

Ключ гаечный 13 мм

13. Снять крышку

14. Снять масло отражатель

15. Вывернуть болты крепления фланца распределительного вала

Ключ торцовый 13 мм

Болты выворачивать через отверстие в шестерне

16. Вынуть вал с шестерней

17. Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров

18. Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130)

Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)

19. Снять крышки с вкладышами

20. Отвернуть гайки и контрогайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров

Ключи гаечные 17, 19 мм

21. Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров

22. Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами

23. Зажать в тисках шатун

24. Извлечь штопорные кольца из канавок бобышек

25. Освободить шатун из тисков

26. Зажать в тисках поршень

Использовать в тисках деревянные губки

27. Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца

Расширители маслосъемного кольца снять в ручную

Инструкционно- технологическая карта № 2

Технические условия и указания

1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров

Вкладыши предварительно смазать моторным маслом

2.Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крышек

Ключи торцовые 15мм ( ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130), ключ динамометрический

Гайки, болты завернуть сначала торцовым ключом, окончательно-динамометрическим, момент силы, Н м : ЗМЗ-53-100…110 ЗИЛ-130-110…130

3. Зашплинтовать гайки

Проволока 1,8 мм, пассатижи

4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем

Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60С. На автомобили ЗМЗ-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номера на стержнях шатунов и надпись « Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны располагаться с одной стороны. На автомобиле ЗИЛ-130 шатуны правого ряда соединить с поршня и так, чтобы стрелки на днищах поршней указывали в противоположные стороны специальным выступом на стержнях шатунов а для шатунов левого ряда- в одну сторону.

5. Вставить в бобышки поршня штопорные кольца

6. Установить на поршень поршневые кольца

Компрессионные кольца вставить внутренний вытачкой в верх, замки окончательно другого на 180 для ЗМЗ-53 и на 120 0 для ЗИЛ-130. Замки маслосъемного кольца располагать у кольцевых дисков под углом 180 0 , а у радиального и осевого расширителя под углом 90 0 к ним и с направлением в противоположные стороны

7. Вставить поршень в гильзу с надписью «Перед» к носку коленчатого вала ( ЗМЗ-53), стрелками к носку коленчатого вала( ЗИЛ-130)

Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом

8. Установить нижние головки шатунов на шейке коленчатого вала

Перед установкой вкладышей смазать маслом выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером на стержне шатуна ( ЗМЗ-53)

9.Затянуть гайки крепления шатунных крышек

Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)

Затягивать сначала торцовым а затем динамометрическим ключом Н м: ЗМЗ-53-68…75 ЗИЛ-130-70…80

Ключи гаечные 17 мм ( ЗМЗ-53) 19 мм (ЗИЛ-130)

Контргайки навернуть до конца и окончательно завернуть на 1-2 оборота

11.Установить распределительный вал с шестерней на место

Шестерни коленчатого и распределительного валов установить по меткам

12.Зввернуть болты крепления фланца распределительного вала

Ключ торцовый 13 мм

13.Установить масло отражатель

14.Установить крышку распределительных шестерен на место

15.Завернуть гайки крепления крышки

Ключ гаечный 13 мм

16.Установить прокладки головок цилиндров

Прокладки натереть графитным порошком

17.Установить на место головки цилиндров

18.завернуть гайки( ЗМЗ-53) болты ( ЗИЛ-130) крепления головок

Гайки ( ЗМЗ-53), болты ( ЗИЛ-130) затягивать равномерно в 2 приема в определенной последовательности. Окончательный момент силы при затягивании, Н м: ЗМЗ-53-73…78 ЗИЛ-130-70…90

20.Установить штанги толкателей

21.Установить оси коромысел в сборе

22.Завернуть гайки осей коромысел

Ключ торцовый 17 мм

Инструкционно- технологическая № 3

Технические условия и указания

1.Установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия

Так сжатия определить по выталкиванию пробки, установленной в место свечи. Оба коромысла должны свободно покачиваться на оси в пределах зазора

2.Повернуть коленчатый вал следующим образом: ЗМЗ-53-до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя; ЗИЛ-130-до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкале указателя установки момента зажигания

3.Орегулировать клапаны первого цилиндра для чего: отвернуть ключом контргайку регулировочного болта; поворачивая болт отверткой, установить зазор по щупу; завернуть контргайку регулировочного болта

Отвертка, щуп, ключ гаечный 14 мм

Двигатель должен быть холодный. Для всех клапанов зазоры равны 0.25… 0.30 мм

4.Отрегулировать зазор в остальных цилиндрах

Порядок регулирования соответствует порядку зажигания- 15426378. При переходе от цилиндра к цилиндру коленчатый вал поворачивать на 90 0

5.Установить крышки коромысел

6.Завернуть гайки крепления крышек коромысел

Ключ гаечный 17 мм

7.Установить прокладки под всасывающий коллектор

8.Установить всасывающий коллектор

9.Завернуть гайки( ЗМЗ-53) и болты (ЗИЛ-130) крепления всасывающего коллектора

Ключ торцовый 13 мм

Гайки или болты затягивать крест на крест ( момент силы 15…20 Н м)

Инструкционно- технологическая карта № 4

Технические условия и указания

1.Вывернуть болты и гайки крепления картера двигателя

Ключ торцовый 17 мм

3.Отвернуть гайки крепления крышек шатунов 1 и 2 цилиндров

Ключ гаечный 22 мм

4.Снять крышки шатунов с вкладышами на 1 и 5 цилиндрах

5.извлечь поршни с шатунами на 1 и 5 цилиндрах

6.Снять поршневые кольца с поршней 1 и 5 цилиндра

7.Извлечть стопорное кольцо поршневого пальца

8.Выпрессовать поршневой палец

9.Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с шатуном

Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать таким образом чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне а однозамковый уз вкладыша были на одной стороне

10.Установить стопорное кольцо поршневого кольца

11.Установить поршневые кольца на поршни первого и пятого цилиндров

Перед установкой колец удалить нагар из канавок. Компрессионные кольца установить клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки сменных колец расположить в противоположные стороны

12.Установить поршни в сборе с кольцами и с шатунами в гильзы 1 и 5 цилиндров

Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Выборки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине

13.Установить верхние крышки шатунов

14.Затянуть гайки шатунных болтов

Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в 2 приема . момент силы первого приема ( 30 плюс минус 1) Н м для выполнения второго приема довернуть гайку на 90 0 . Зазора в стыке шатуна быть недолжно

Инструкционно- технологическая карта № 5

Технические условия и указания

Внимание! Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на соответствующий угол.

1.Установить фиксатор маховика в нижнее положение

Источник

Читайте также:  Как правильно расчитать свой ремонт
Оцените статью