Тавкр кузнецов после ремонта

О завершении ремонта ТАВКР «Адмирал Кузнецов»: почему сроки затягиваются

Еще в начале апреля 2020 года стало известно: ремонт авианосца продлится не до лета, а до конца 2022 года. Об этом сообщил прессе руководитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. Также стали известны и примерные цифры ущерба, который корабль понес в результате пожара.

Проблемы и суммы

Речь идет как минимум о 500 млн рублей. В то же время, глава ОСК заявил, что такие деньги, несмотря на их безусловную внушительность, гораздо ниже общей стоимости авианосца, поэтому вопрос о существовании корабля не стоит. Его будут ремонтировать, возможно где-то придется доплатить больше, на чем-то смогут сэкономить, а заодно проведут и определенные модернизационные работы.

Напомним, что пожар на авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел в декабре 2019 года. Уже тогда корабль находился на ремонте в Мурманске. По некоторым данным, к пожару могли привести нарушения техники безопасности при проведении работ по сварке. В результате этих нарушений огонь охватил 500 кв. м. площади. После ликвидации пожара и проведения оценки повреждений выяснилось, что он повредил электрокабели, проложенные вдоль борта корабля. Впрочем, и так эти кабели подлежали замене.

Если говорить о временных затратах, то сроки на устранение повреждений представители ОСК оценивали примерно в 8 месяцев. Однако почему же тогда речь зашла о продлении ремонтных работ аж до конца 2022 года? Тем более что все мы прекрасно понимаем: обычно официально озвучивают самые оптимистичные прогнозы, так что если говорят о конце 2022 года, не исключено, что ремонтные работы могут затянуться еще на какое-то время. Ведь и экономическая ситуация в стране не очень хороша, и пандемия вносит свои коррективы в работу целых секторов экономики.

Читайте также:  Гарантийная мастерская не делает ремонт

Ремонт «Адмирала Кузнецова» должен проводиться на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, однако здесь все еще идут ремонтные работы не на самом корабле, а в доке, где корабль и должны ремонтировать. Вдобавок ко всему возникли проблемы с компанией-подрядчиком, которая эти самые ремонтные работы в мурманском доке и выполняет.

Объединенная судостроительная корпорация еще год назад, в июле 2019 года, заключила контракт на 20 млрд рублей с компанией «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство». Подрядчик должен был в 2020 г. завершить ремонт дока, параллельно шли ремонтные работы и на корабле. Потом произошел пожар.

В результате у Объединенной судостроительной корпорации появились претензии к компании-подрядчику. Ведь затем срок окончания ремонта дока сдвинулся до 2021 г., соответственно и отремонтировать корабль стало возможным не ранее, чем в 2022 г. Теперь, учитывая, что работы по ремонту двух доков на 35-м судоремонтном заводе серьезно затягиваются, встает вопрос и о возможности завершения ремонтных работ на «Адмирале Кузнецове» даже к озвученному сроку – к концу 2022 года.

Но что делать, если проект ремонта доков 35-го завода был готов еще до пожара на «Адмирале Кузнецове». Длина северного дока – 187 м, южного – 236 м. Проект предлагал разборку стенки между доками и удлинение северного дока. В результате получилось бы помещение 236×63 м. Такая площадь достаточна для докования крупных кораблей, таких как крейсеры, эсминцы, атомные подводные лодки. Но для авианосца «Адмирал Кузнецов» требуется длина 305 м., а если говорить о запасе, то 335 метров.

Есть мнение, что ремонтные работы на корабле завершатся в лучшем случае к 2023 году. В худшем ремонт может растянуться на много лет. И тогда единственный авианосец российского флота сможет встать в строй лишь в середине 2020-х годов. А причины такому положению дел — несогласованность действий даже в такой серьезной, стратегически важной сфере как судостроительная промышленность. Все эти вопросы можно было бы решить куда оперативнее при наличии большей централизации и более жесткого контроля за решением поставленных задач. Ведь были в еще не столь давней отечественной истории примеры, когда за несколько лет не корабли после пожара реанимировали, а целые города восстанавливали после невероятных разрушений.

Источник

«Реанимация „Адмирала Кузнецова“ — дутый престиж в ущерб бюджету» — мнение

После очередного ЧП с тяжёлым авианесущим крейсером (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» — единственным авианосным кораблем России, входящим в состав Северного флота, специалисты разводят руками. Еще три года назад в Министерстве обороны должны были принять решение об отправке «старичка» на покой, но у нас всегда дутый престиж идет в ущерб практичности и бюджету на его реанимацию, исчисляемому десятками миллиардов рублей, считают они. ТАВКР уже давно превысил нормативные сроки своей службы. Так что случившийся на нем 12 декабря пожар (погибли двое военнослужащих, в реанимацию попали 12 человек) — это далеко не случайность.

За свою 30-летнюю карьеру ТАВКР был предметом не только гордости ВМФ России, но и критики. Особенно в последние годы неоднократно обращалось внимание на то, что после спуска на воду в 1989 году этот тяжелый авианесущий крейсер едва ли не большую часть времени провел не в дальних походах, а у причальных стенок ремонтных доков. Из-за низкой надежности судовых механизмов его всегда сопровождал буксир, который в случае чего может прийти на помощь.

«Если вы думаете, что пожар на „Кузнецове“ — это большая редкость, напомним один факт. На палубе корабля во время несения им боевой службы всегда стоял пожарный КамАЗ — а то и не один, — комментируют эксперты телеграм-канала „Взгляд человека в лампасах“. — Но это то, что и так было видно всем на соответствующих фотографиях. Не все, однако, знали, что в составе экипажа крейсера находились четыре (!) аварийные пожарные группы, которые, сидя в разных концах корабля (на разных палубах), постоянно дежурили одетыми в соответствующее снаряжение. Потому что возгорания на крейсере происходили ежедневно. Повторим — ежедневно! И это было еще в те времена, когда корабль был еще относительно свежим».

«А на сегодняшний день ТАВКР уже давно превысил нормативные сроки своей службы. Так что сегодняшний пожар — это далеко не трагическая случайность. Случайность — то, что его так давно на корабле не было (по меньшей мере — в таких масштабах)», — резюмируют они.

Напоминая слова президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова о том, что в конце октября завершилась полная дефектация корабля, которая показала необходимость проведения дополнительных работ в ходе ремонта авианосца, эксперты пояснили: для организации авиакрыла «Кузнецова» необходимо в теснейшей связке решить сразу несколько важнейших вопросов. И первый из них — судьба и подготовка даже не людей, а техники.

Суть проблемы

«К чему само существование специализированного авиакрыла, дорогостоящая подготовка корабельных летчиков, содержание двух (!) специализированных тренажеров НИТКА (в Крыму и Ейске), если сам ТАВКР дышит на ладан и неизвестно, когда выйдет из ремонта? Да и выйдет ли вообще? — рассуждают авторы „Взгляд человека в лампасах“. — Есть основания полагать, что объем работ на „Кузнецове“ перед его постановкой в док был явно недооценен. Не получится ли так, что в процессе дефектации и вскрытия внутренностей крейсера будет обнаружена такая степень его износа, что дешевле и уместней окажется строительство нового авианосца, нежели обновление старого? Поверьте, есть основания полагать, что именно так и произойдет».

Разумеется, указывают они, корабельной авиации не может быть без носителя. И военное, и политическое руководство страны полагает наличие авианосца в составе ВМФ неизбежной необходимостью, и в этом есть резоны. Достаточно сказать, что без авианосного прикрытия невозможно иметь уверенность в боевой устойчивости морской компоненты стратегических ядерных сил, а без этой уверенности чего вообще стоит ядерная триада России? Но если так, то подготовку авиакрыла и создание нового (ремонт старого) корабля необходимо плотно увязывать.

«За прошедшие три десятка лет „Кузнецов“ и его самолеты на 90% жили параллельной, независимой друг от друга жизнью. Моряки ненавидели и не понимали летчиков, а летчики презирали флотоводов. Исправить все это — и есть задача номер один», — говорят специалисты.

Срок службы российских (советских) военных кораблей — 25 лет. Исключения бывали, но чаще всего в меньшую сторону. «Адмиралу Кузнецову» уже более тридцати. На какой срок будет продлен срок его службы после того капитального ремонта, который на нем даже не начинался? На пять лет, на десять? А ведь срок годности плавающего железа имеет прямое отношение к сроку гордости железа летающего. Самолеты Су-33 сделаны в конце 1980-х — начале 1990-х, их ресурс выбит практически до конца. Уже понятно, что не позднее чем через 5−10 лет все эти самолеты должны быть списаны, и это значит, что любая подготовка летчиков на этих машинах перестает иметь хоть какой-то реальный смысл, подчеркивают авторы.

После того, как «Кузнецов» выйдет из ремонта, полеты с него начнутся вовсе не сразу. Корабль будет проходить разнообразные испытания и проверки, процедуры и мероприятия, размагничивания, мерные линии и прочее и тому подобное. Поскольку за все эти долгие годы ремонта экипаж корабля в значительной мере поменяется, потребуется время на его боевое слаживание, на сдачу соответствующих боевых задач.

«Все это — драгоценное время. Как минимум несколько месяцев, и то и более корабль и его экипаж будут заняты исключительно самими собой, а отнюдь не подготовкой летчиков двух приписанных к кораблю полков. О полетах с палубы не будет идти и речи. Иначе говоря, стране нужен корабль и нужны корабельные самолеты. И то и другое сегодня — в пенсионном, мягко говоря, состоянии. Обновление и того, и другого — гигантские деньги, выходящие за пределы текущего военного бюджета РФ», — высказали свое мнение эксперты.

И снова о перспективах

«Поскольку в ходе ремонта за безопасность судовых работ отвечает завод (центр судоремонта „Звездочка“), не должно быть никаких претензий к Северному флоту», — сразу пояснил свою позицию автор «Оперативной линии».

По его словам, во время пожара на корабле к нему подгоняют «все, что можно спасательное, пожаротушащее и медицинское».

«Как правило, гарнизонные пожарники сразу же ссылаются на незнакомство с устройством корабля, лезть внутрь не хотят, ибо опасно, а потому скорбно поливают его с причала потоками пенной водички, благополучно стекающей с палубы через шпигаты в глубокое синее море. То же самое делают и пожарные катера. И лишь аварийные партии самоотверженно лезут туда, где даже в воздухе парят комки горящего мазута и рвутся трубы и баллоны с воздухом высокого давления, пытаясь хоть что-то сделать в этой стальной печи. И, надо сказать, получается порой, хотя и ценой жизней», — говорит эксперт.

Он отмечает, что прилет 12 декабря представителей Минобороны РФ и ВМФ в столицу Северного флота — Североморск ситуацию никак не изменит, но «ознаменуется лишь тщательными проверками никому не нужных документов, глубокомысленным обозреванием несчастного авианосца и ревностным битьем по хвостам».

«Жаль, конечно, но, по моему мнению, „Кузнецов“ отжил свое. Еще три года назад надо было уйти на покой, но у нас всегда дутый престиж шел в ущерб практичности и бюджету», — резюмирует автор «Оперативной линии», напомнив о затоплении дока ПД-50 и постановке авианосца «Адмирал Кузнецов» к стенке 35-го судоремонтного завода в поселке Роста.

«В самом деле, огромная дороговизна содержания и эксплуатации ТАВКР давно вызывает головную боль у высшего командования. Морально и физически устаревший авианосец, несмотря на высокую результативность действий его авиации в сирийском походе, стал, по сути всего лишь сверхзатратным перевозчиком самолетов к району боевого применения. Так, большинство Су-33 с него тут же перелетели на Хмеймим, а оставшиеся на борту „сушки“ и МиГ-29к/куб, имеющие меньший тактический радиус, применялись по целям ограниченно. Куда дешевле, быстрее и легче было бы перегнать самолеты воздухом», — добавляет он.

По мнению эксперта, «Адмирал Кузнецов» даже при полной технической готовности с его весьма скромным боевым потенциалом и отвлечением на его охранение большей части ударных и противолодочных сил, не оправдывает расходы на содержание. А российская оборонительная доктрина делает его существование и вовсе ненужным, кроме как для демонстрации флага. Гораздо веселее и практичнее было бы пустить высвободившиеся средства на строительство ракетных кораблей класса «фрегат/корвет» с одновременным пополнением космической системы разведки и целеуказания.

EADaily уже сообщало, 9 декабря президент АО «ОСК» (Объединенная судостроительная корпорация) Алексей Рахманов сообщил, что ремонт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» идет по графику, при этом он отметил, что в ходе проведенной дефектации корабля выяснилось, что необходимо увеличить объем работ. О каких дополнительных работах идет речь, он не сказал.

Ранее авианосец планировалось вернуть ВМФ России в 2021 году, теперь, по словам Рахманова, — к концу 2022 года. Согласно подписанному в апреле 2018 года контракту, ремонт и модернизацию авианосца выполняет 35-й СРЗ (входит в состав центра судоремонта «Звездочка»). Называлась и стоимость работ — 60 млрд рублей.

После пожара на «Кузнецове» 12 декабря Рахманов сообщил, что инцидент не должен отразиться на сроках ремонта единственного в России авианесущего крейсера.

Источник «Ведомостей» в Главном штабе ВМФ утверждает, что после этого ЧП речь о списании «Адмирала Кузнецова» не ведется. Он отмечает, что есть решение — корабль «нужно вернуть в строй любой ценой, поскольку строительство нового авианосца начнется не ранее 2030 года, а летчикам из 279-го и 100-го корабельных истребительных авиаполков необходимо практиковаться не только на наземных учебных тренажерах».

Источник

«Кузя» на ремонте: Каким будет обновленный монстр советского ВПК

Ремонт «Адмирала Кузнецова» вступил в решающую фазу. После его окончания корабль будет накапливать опыт для нового поколения авианосцев

С тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» выгрузили паровой котёл КВГ-4. Теперь корабль точно не отправят в бой.

Но после этого он станет боевой платформой для отработки узлов и вооружения для следующего поколения кораблей.

Текущая стадия понятия «ремонт»

Понятное дело, что это не тот паровой котёл, который описывается в учебниках физики. И не тот, что стоял на классических речных пароходиках. Это лишь одна из частей мощной котлотурбинной четырёхвальной энергетической установки. Даже можно сказать – одна восьмая одной из важных частей энергетической установки. Ибо таковых котлов на «Кузнецове» – восемь, которые «обслуживают» четыре паротурбины по 50 000 л.с., которые вращают четыре главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) ТВ-12-4. Это, по сути, главные судовые двигатели, в которые турбины входят составной частью. Соответственно, четыре пятилопастных винта, которые обеспечивают туше в 60 тысяч тонн водоизмещения максимальную скорость в 29 узлов и дальность хода на ней — 3850 миль.

Ну, и запитывается корабль, конечно, не угольком. Что, однако, не мешает морякам ласково звать его «пароходом». Впрочем, пароходами они называют всё, что не подводная лодка. Или близко к тому.

Таким образом, после разбора силовой установки «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» оказался на самой глубокой стадии ремонта, рассчитанного, по разным сведениям, до 2020 или 2021 года. На деле, вероятно, годик прибавится. Ибо редок тот случай, когда такие ремонты заканчиваются по графику. Собственно, энергетическая установка и является одной из главных задач в этом ремонте. Другая – необходимая модернизация авианесущего крейсера с заменой устаревшего вооружения и оборудования. Об этом рассказал Царьграду один из весьма компетентных источников в военно-морской области, который не раз доказывал точность своих комментариев и оценок.

Котел КВГ-4, извлеченный из недр крейсера «Адмирал Кузнецов». Фото 花落成蚀/weibo.cn pic.twitter.com/xn4YHxpOMh

Основные проблемы «Кузи»

Никакой информации о текущем ремонте, помимо того, что появляется официально, вы не получите. Впрочем, сразу оговорился эксперт, подчеркнув, что «будем рассуждать на уровне здравого смысла и тех сведений, которые появлялись в открытой печати».

Ремонт начался на 35-м заводе, это всегда и была главная база «Кузнецова», рассказал далее он. Начался ремонт в мае, и ясно, что срок этих работ – а это примерно два с небольшим года — не позволяет осуществить какую-то крупную модернизационную программу. Поэтому в данном случае речь идёт о том, чтобы устранить наиболее критичные недостатки и сделать так, чтобы оставшийся срок работы корабля, а это 7-10 лет после окончания этого ремонта, был пройдён уже без больших проблем. Как минимум без тех, что связаны, прежде всего, с главной двигательной установкой.

Главная энергетическая установка у «Кузнецова» и у кораблей, использующих те же самые котлотурбинные схемы, с котлами КВГ-4, всегда была его довольно слабым, уязвимым местом»,

— отметил специалист. Но и принципиальных замен он не ожидает.

Котлы там достаточно отработанные, старые котлы, вряд ли их будут принципиально на что-то менять, — отметил он. – Но те восемь котлов, которые там есть, шесть основных и два в резерве, будут меняться полностью. Естественно, с арматурой, со всеми приборами управления и так далее».

Паровые турбины, считает эксперт, тоже в целом останутся прежние. Будут турбогенераторы с новым управлением, новые дизель-генераторы. Очевидно, скорость полного хода не изменится, предсказал он. Останется 29 узлов, вряд ли она и нужна больше.

Фото: VPales / Shutterstock.com

При этом наверняка будут повышены требования по приёмке: по уровню качества работа и оборудование будут жёстче приниматься, чем раньше. И испытания, очевидно, будут проходить по более жёсткой схеме.

Но это и всё, — отметил эксперт. – Многим хотелось бы, конечно, — для России это характерно — набить на большой пароход всего, что хотелось бы, всякие новейшие, а то и вовсе умозрительные системы. Но нормальные люди берут в поход не то, что хочется, а то, без чего никак нельзя обойтись. Так и здесь. Поставят на корабль в ходе ремонта то, без чего никак не может обойтись авианосец, единственный у нас. К тому же, радикально его проект изменяться не может, иначе только на согласования уйдёт ещё пара лет».

Известна сумма, которая выделена на ремонт, это 60 миллиардов рублей.

Сумма, с одной стороны, серьёзная, — признал специалист. — Она позволяет самые критические узлы обновить радикально. Но для модернизации как таковой, серьёзной, этой суммы, конечно, недостаточно. Останется на своих местах целый ряд систем, узлов, начиная от части корабельного вооружения и заканчивая насосами и вентиляторами».

Вооружение обновится частично

«Адмирал Кузнецов», напомнил эксперт, хоть и называется для простоты авианосцем, на деле представляет собою именно авианесущий крейсер. То есть его проект предусматривает наличие ударного вооружения. На данный момент это комплекс противокорабельных ракет «Гранит», системы ПВО «Кортик» и «Кинжал» и ряд других. Теперь наверняка это будет частично заменено.

Неужто С-400 поставят? У него, вроде, до сих пор нет флотской модификации?

Нет, флотский, «оморяченный» вариант есть, он прошёл испытания, ответил собеседник Царьграда, добавив, что «пароход получит оморяченные ракетно-артиллерийские комплексы ближнего действия «Панцирь-М» и впервые — комплекс ПВО большой дальности «Полимент-Редут».

Что касается ударного вооружения, то пока в кругах специалистов ходят две разные версии: «Кто-то писал ещё в прошлом году, что пусковые установки ракетного комплекса «Гранит» будут заменены на современные пусковые контейнеры, под твой любимый «Калибр-НК» в том числе, — отметил эксперт. — Но я думаю, это нереально. Скорее всего, в основном, «Гранит» останется. Может быть, добавится несколько шахт, поставят универсальный стакан, из которого можно запускать в том числе и «Калибры». Это по логике».

Естественно, будет новая БИОС, Боевая информационная операционная система нового поколения. Она называется «Сигма». Она предусматривает объединение всех радиоэлектронных систем в единую сеть. Автоматизация в принятии решений как по ударным видам вооружения, так и по всем остальным, в том числе так называемым аэронавигационным средствам.

Новая авиагруппа будет, в основном, состоять из Мигов-29К, ударных вертолётов «Катран» К-52К и К-27, которые заменят прежние К-26. Это для поисково-спасательных операций и частично для функции радиолокационного наблюдения.

Фото: Karasev Victor / Shutterstock.com

Естественно, будут полностью менять авиафинишёры, взамен тех, что подвели в Сирии. Хотя так до конца и непонятно: то ли сами они подвели, то ли подвела их неправильная эксплуатация во время миссии в Сирии. Вряд ли принципиально новую систему успеют разработать, но какие-то новшества, безусловно, в авиафинишёрах должны будут появиться, отметил источник Царьграда.

«Кузя» как платформа для будущего?

А нет ли смысла поставить на «Кузю» противокорабельные гиперзвуковые ракеты «Циркон»? Они ведь должны подойти к окончанию основного ремонта авианосца. И тогда он будет смертоносен для супостата по самое некуда…

Думаю, что военные не удержатся от соблазна внедрить всё-таки в ударные возможности, хотя бы в испытательном, частичном варианте новый «Циркон», согласился эксперт. Но для начала должна речь идти всё-таки о «Калибрах» — они должны там появиться по логике вещей. А раз появятся «Калибры», то почему бы не попробовать в тот момент, когда закончатся испытания, туда же сунуть и «Циркон», один или два. Это было бы правильно, тем более, что следующее поколение кораблей, которое появится к 2030 году, будет получать уже это вооружение. Отработать все основные узлы, накопить опыт эксплуатации на крупных кораблях как раз и успеет «Кузнецов»…

Кроме того, отметил собеседник Царьграда, если даже не в этот, то в следующий раз придётся иметь в виду возможность установки дополнительного оборудования, которое позволит эксплуатировать в том числе и беспилотный ударный комплекс. То, что там беспилотники появятся уже сейчас, это понятно, в том числе, скорее всего, и наши первые ударные машины тонного класса, — уже потребуют для себя специализированной системы управления и обслуживания, которые должны быть внедрены отдельно.

Но, подчеркнул моряк, нет задачи сделать из «Кузнецова» плавучую экспериментальную платформу. «Это всё-таки боевой корабль, которому надо дослужить свой срок службы без излишних заморочек, — заявил он. — Как показывает опыт, если на корабль внедряется больше 30 процентов новшеств, ещё не испытанных, не опробованных, не отработанных в эксплуатации, то этот корабль начинает корёжить, корячить, он испытывает буквально конвульсии. И в итоге получается то, что мы имеем с подлодкой «Лада». Там порядка 70 процентов новых узлов — от группы движения до ударного вооружения — и это всё в сумме дало на десять лет задержку в принятии этого типа лодок на вооружение. Поэтому 30 процентов – это предел принципиальных новшеств, которые могут быть внедрены даже на новый пароход. А поскольку мы говорим о корабле, лишь частично подвергающемся ремонту и модернизации, то там речь идёт о нескольких видах возможного принципиально нового оборудования и оружия».

«Адмирал Кузнецов» – единственный российский авианесущий крейсер. Он был спущен на воду в 1985 году. На данный момент вооружён крылатыми ракетами «Гранит» в 12 пусковых установках. Авиагруппа составляет до 30 истребителей МиГ-29К/КУБ и Су-33, а также ударные вертолёты Ка-52К и противолодочные Ка-27 и Ка-29.

Во время боевой миссии в Сирии в ноябре-декабре 2016 года с палубы «Кузнецова» было выполнено 420 боевых вылетов, в ходе которых были уничтожены более тысячи объектов террористов.

Источник

Оцените статью