Тавкр адмирал кузнецов новости ремонта

О завершении ремонта ТАВКР «Адмирал Кузнецов»: почему сроки затягиваются

Еще в начале апреля 2020 года стало известно: ремонт авианосца продлится не до лета, а до конца 2022 года. Об этом сообщил прессе руководитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. Также стали известны и примерные цифры ущерба, который корабль понес в результате пожара.

Проблемы и суммы

Речь идет как минимум о 500 млн рублей. В то же время, глава ОСК заявил, что такие деньги, несмотря на их безусловную внушительность, гораздо ниже общей стоимости авианосца, поэтому вопрос о существовании корабля не стоит. Его будут ремонтировать, возможно где-то придется доплатить больше, на чем-то смогут сэкономить, а заодно проведут и определенные модернизационные работы.

Напомним, что пожар на авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел в декабре 2019 года. Уже тогда корабль находился на ремонте в Мурманске. По некоторым данным, к пожару могли привести нарушения техники безопасности при проведении работ по сварке. В результате этих нарушений огонь охватил 500 кв. м. площади. После ликвидации пожара и проведения оценки повреждений выяснилось, что он повредил электрокабели, проложенные вдоль борта корабля. Впрочем, и так эти кабели подлежали замене.

Если говорить о временных затратах, то сроки на устранение повреждений представители ОСК оценивали примерно в 8 месяцев. Однако почему же тогда речь зашла о продлении ремонтных работ аж до конца 2022 года? Тем более что все мы прекрасно понимаем: обычно официально озвучивают самые оптимистичные прогнозы, так что если говорят о конце 2022 года, не исключено, что ремонтные работы могут затянуться еще на какое-то время. Ведь и экономическая ситуация в стране не очень хороша, и пандемия вносит свои коррективы в работу целых секторов экономики.

Читайте также:  Ремонт коробки передач экскаватора вольво

Ремонт «Адмирала Кузнецова» должен проводиться на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, однако здесь все еще идут ремонтные работы не на самом корабле, а в доке, где корабль и должны ремонтировать. Вдобавок ко всему возникли проблемы с компанией-подрядчиком, которая эти самые ремонтные работы в мурманском доке и выполняет.

Объединенная судостроительная корпорация еще год назад, в июле 2019 года, заключила контракт на 20 млрд рублей с компанией «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство». Подрядчик должен был в 2020 г. завершить ремонт дока, параллельно шли ремонтные работы и на корабле. Потом произошел пожар.

В результате у Объединенной судостроительной корпорации появились претензии к компании-подрядчику. Ведь затем срок окончания ремонта дока сдвинулся до 2021 г., соответственно и отремонтировать корабль стало возможным не ранее, чем в 2022 г. Теперь, учитывая, что работы по ремонту двух доков на 35-м судоремонтном заводе серьезно затягиваются, встает вопрос и о возможности завершения ремонтных работ на «Адмирале Кузнецове» даже к озвученному сроку – к концу 2022 года.

Но что делать, если проект ремонта доков 35-го завода был готов еще до пожара на «Адмирале Кузнецове». Длина северного дока – 187 м, южного – 236 м. Проект предлагал разборку стенки между доками и удлинение северного дока. В результате получилось бы помещение 236×63 м. Такая площадь достаточна для докования крупных кораблей, таких как крейсеры, эсминцы, атомные подводные лодки. Но для авианосца «Адмирал Кузнецов» требуется длина 305 м., а если говорить о запасе, то 335 метров.

Есть мнение, что ремонтные работы на корабле завершатся в лучшем случае к 2023 году. В худшем ремонт может растянуться на много лет. И тогда единственный авианосец российского флота сможет встать в строй лишь в середине 2020-х годов. А причины такому положению дел — несогласованность действий даже в такой серьезной, стратегически важной сфере как судостроительная промышленность. Все эти вопросы можно было бы решить куда оперативнее при наличии большей централизации и более жесткого контроля за решением поставленных задач. Ведь были в еще не столь давней отечественной истории примеры, когда за несколько лет не корабли после пожара реанимировали, а целые города восстанавливали после невероятных разрушений.

Источник

Министр обороны Сергей Шойгу: «Нужен док, нужно ремонтировать и модернизировать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»»

События весны 2021 года заставляют по-новому взглянуть на перспективы авианесущих кораблей для отечественного флота. Посетив в прошлом месяце 35-й судоремонтный завод в Мурманске, где в ожидании восстановления после затопления и пожара стоит тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, министр обороны генерал армии Сергей Шойгу дал указание о расширении фронта и всемерном ускорении хода работ. «Нужен док, нужно ремонтировать и модернизировать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»», — сказал Шойгу. Словом, глава военного ведомства однозначно высказался за сохранение корабля в составе флота, а с учётом упоминания о его модернизации — в долгосрочной перспективе.

Министр обороны отказался принимать к рассмотрению отговорки представителей ПАО «Объединённая судостроительная корпорация» и входящего в его состав Центра судоремонта «Звёздочка» о «нерадивости подрядчиков» в качестве причины замедления хода выполнения проекта по расширению существующего сухого дока. В нынешнем виде тот не обеспечивает постановку крупнотоннажных судов больших размеров. По словам министра, руководство ОСК как головной исполнитель контракта МО РФ на ремонт и модернизацию «Кузнецова» несёт полную ответственность за его безусловное выполнение.

Справка

При полном водоизмещении 55 тысяч тонн, габаритной длине 305 метров и наибольшей ширине 72 метра, ТАВКР проекта 1143.5 представляет крупнейший боевой корабль ВМФ России. Таковым он остаётся с момента принятия в состав Северного Флота 20 января 1991 года, существенно превосходя следующие за ним атомные крейсеры «Пётр Великий» и «Адмирал Нахимов» проекта 1144.2 (полное водоизмещение — около 26 тысяч тонн, длина — 250 м, ширина — 28 м). «Кузнецов» останется самым крупным как минимум в десятилетней перспективе, а по факту — пока на смену не придёт полностью новый авианосец.

Авианесущие программы для морей и океанов

Необходимость сохранить авианесущие крейсеры в составе отечественного флота диктуется, кроме прочего, и тем обстоятельством, что все крупные в экономическом и военном отношении государства ведут строительство новых авианосцев. Сегодня в мире насчитывается порядка двадцати кораблей данного класса. С учётом ведущихся в настоящее время программ это число в ближайшие годы будет только увеличиваться.

США ввели в строй «Джеральд Форд» (CVN78 Gerald R. Ford) — головной атомный авианосец (АВ) нового типа с авиагруппой из 75 летательных аппаратов, в основном — истребителей пятого поколения F-35C. По его образу и подобию строится серия на замену существующим десяти АВ типа «Нимиц». Вторая страна, эксплуатирующая атомные авианосцы, — Франция, планирующая в 2025 году дополнить свой единственный «Шарль де Голль» (R91 Charles de Gaulle) кораблём типа PANG (Porte-avions de nouvelle génération). Президент Макрон в декабре объявил о начале подготовки к строительству PANG на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере.

Великобритания построила пару новых 65.000-тонных авианосцев, и в мае отправила головной «Королева Елизавета» (R08 HMS Queen Elizabeth) в первое дальнее плавание продолжительностью 28 недель с задачей продемонстрировать флаг более чем 40 государствам мира. Итальянский «Кавур» (CVH550 Cavour) прошёл модернизацию под приём F-35B, и в марте-апреле провёл испытания на способность производства полётов ЛА данного типа. На плаву достраивается универсальный десантный корабль «Триеста» (L9890 Trieste) тоже способный нести F-35B.

Стремление к обладанию авианосцами демонстрируют и государства Азии. Япония перестраивает вертолётоносцы «Идзумо» (DDH183 Izumo) и «Кага» (DDH184 Kaga) в носители истребителей F-35B (приобретается 42 таких ЛА), что по факту означает возврат Страны восходящего солнца к авианосцам после поражения во Второй мировой войне. Индия близка к завершению «Викранта» (IAC1 Vikrant) — первого авианосца собственной разработки и постройки. Он дополнит АВ «Викрамадитья» (R33 Vikramaditya), сделанный в России путём перестройки ТАВКР «Адмирал Горшков» по проекту 11430. На основе опыта эксплуатации АВ «Ляонин» (Liaoning), созданного на базе проданного Украиной корпуса незавершённого ТАВКР «Варяг», Китай построил собственный авианосец «Шаньдун» (Shandong). Корабль и его авиагруппа рапортовали о полной боевой готовности в июле прошлого года. Этим летом ожидается спуск на воду корпуса АВ проекта 003 — более крупного корабля, как и «Джеральд Форд» оснащённого электромагнитными катапультами.

Предприятия отечественной судостроительной промышленности тоже занимаются перспективными авианосцами, в инициативном порядке предлагая различные конструкторские решения. Некоторые нашли воплощение в масштабных моделях, представленных на военно-морских салонах в Санкт-Петербурге и международных военно-технических форумах «АРМИЯ» в подмосковной Кубинке. За последние шесть лет Государственный центр имени Крылова показал три модели («Шторм», «мини-Шторм» и авианосец — полукатамаран), а Невское проектно-конструкторское бюро — две («Ламантин» и «Варан»). Разные по стоимости и составу авиагруппы, по совокупности они дают некий набор возможных решений, таким образом предоставляя заказчику выбор опций для принятия решения.

«Крыловские» проекты

ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) разработал как минимум три варианта инновационных концептов АВ водоизмещением от 44 до 100 тысяч тонн. Заметим, КГНЦ по факту представляет исследовательский институт с высоким кадровым потенциалом и прекрасной лабораторной базой. Достаточно сказать, что в его распоряжении самый крупный в мире «опытовый бассейн» длиной 1.322 метра. Отсюда и самые передовые схемы кораблей, основанные на новейших достижениях научно-технического прогресса.

Сначала на суд общественности был представлен АВ проекта 23000 «Шторм». Его впервые показали на МВТФ «АРМИЯ-2015» в виде масштабной модели. Таблица характеристик относилась к экспортному варианту «Шторм-Э» с газотурбинной силовой установкой, тогда как для собственного флота предлагалась ядерная.

Реакторы серии «РИТМ», устанавливаемые на новые ледоколы, надёжны и достаточно производительны для обеспечения всех корабельных систем как паром, так и электричеством. Поэтому атомный авианосец предпочтительнее по соображениям использования паровых и электромагнитных катапульт для начального разгона стартующих с палубы самолётов. Хотя атомных авианосцев в составе ВМФ России пока не было, нашими военными моряками накоплен огромный опыт практической эксплуатации подводных и надводных крейсеров неограниченной дальности плавания, так что технические риски здесь минимальны.

Своими размерами (водоизмещение в пределах ста тысяч тонн, длина — 330 метров) «Шторм» близок к американским АВ типа «Нимиц». Равно как и зарубежный аналог, он предназначен для выполнения ряда задач на большом удалении от пункта базирования, главная — нанесение ударов по наземным и морским целям противника посредством самолётов авиагруппы. Достоинство проекта — его бескомпромиссность. Все конструкторские решения подчинены единой — наилучшему выполнению авианосцем возложенной на него миссии.

При этом, по мнению независимых экспертов, стоимость проекта (расчётная цифра 350 млрд рублей), состав экипажа (4-5 тыс. человек) и авиагруппы (90 ЛА) получаются «запредельными».

Как бы отвечая на критику, КГНЦ позднее представил менее амбициозный проект под неофициальным названием «мини-Шторм» с газотурбинной силовой установкой. Полный ход уменьшился с 30 до 25 узлов, но остаётся достаточным для обеспечения взлётно-посадочных операций истребителей типа МиГ-29К. Состав авиагруппы сократился до уровня «Кузнецова». А тот, как известно, рассчитан на базирование и обслуживание до 28 самолётов и 24 вертолётов, а практически при выходе в море несёт не более 40 ЛА.

Следующий шаг в развитии концептов Крыловского центра — вариант с корпусом «полукатамаран». Масштабную модель такого АВ можно было увидеть на МВТФ «АРМИЯ-2019». Достоинством проекта выступает передовая схема, позволяющая, при достаточных внутренних объёмах, обеспечить хорошие мореходные качества, прежде всего — высокую устойчивость корабля с широкой лётной палубой, что, безусловно, ценно при проведении взлётно-посадочных операций. Схема «полукатамаран» также обещает снижение гидродинамического сопротивления, а, значит, сокращается потребная мощность энергетической установки для обеспечения заданной скорости хода.

Невское предложение

Своё видение авианосцев предложило и ПАО «Невское ПКБ» из состава ОСК. Старейшее среди отечественных проектных организаций бюро специализируется на крупнотоннажных боевых кораблях. В стенах предприятия на Васильевском острове появились все без исключения комплекты чертежей тяжёлых авианесущих крейсеров, универсальных и больших десантных кораблей, а также кораблей-доков, построенных по заказам Советского Военно-Морского Флота.

Проект 11430Э «Ламантин» представляет следующий шаг в развитии линейки ТАВКР серии 1143. Впервые его масштабную модель показали на военно-морском салоне IMDS’2019. «Ламантин» предназначается для обеспечения базирования и боевого применения авиагруппы из ЛА нескольких типов, способных применять средства поражения по воздушным и морским целям, а также наземным объектам противника в океанской, морской и прибрежной зонах. Подобный АВ обеспечивает боевую устойчивость корабельных группировок, а также защиту морского десанта от ударов вражеской авиации, надводных и подводных кораблей.

Справка

Полное водоизмещение — свыше 80 тысяч тонн, длина по ватерлинии — 320 метров, ширина — 41 метр. Масса размещаемого на борту авиационного боезапаса — до двух тысяч тонн. Эти и другие параметры «Ламантина» близки к соответствующим цифрам недостроенного (и впоследствии разобранного на металл) ТАВКР «Ульяновск» проекта 1143.7. На масштабной модели корабля не видно газоходов и труб, что говорит об энергетической установке на основе ядерных реакторов.

Несмотря на внешнее сходство, «Ламантин» значительно совершеннее «Ульяновска» по корпусному насыщению. Энергетическая система использует четыре паропроизводящих установки на основе ядерных реакторов типа «РИТМ». Радиоэлектронное вооружение и авиационно-технические средства — самые современные, созданные на основе опыта практической эксплуатации «Кузнецова» и «Викрамадитья». Предусмотрена возможность установки электромагнитной катапульты в дополнение к паровой (на проекте 1143.7).

Основное отличие «Ламантина» от концептов ФГУП «КГНЦ» заключается в том, что его разработчики максимально использовали задел и опыт, полученный при создании ТАВКР линейки 1143. Предложение Невского ПКБ не содержит «экзотических» решений. Все технологии промышленностью освоены и понятны в плане реализации, что гарантирует снижение стоимости программы строительства новых авианесущих кораблей.

Что имеем — сохраним!

Пока ни один из предложенных промышленностью концептов не принят в качестве основы для рабочего проектирования и строительства. Во всяком случае, официальной информации о начале программы создания нового авианесущего крейсера не поступало. Сам этот факт используется принципиальными противниками авианосцев в качестве доказательства «не-перспективности» кораблей данного класса для ВМФ России.

Вместе с тем посещение министром обороны 35-го СРЗ и большое внимание, уделённое им теме восстановления «Адмирала Кузнецова», свидетельствуют, что военное ведомство заинтересовано в сохранении авианесущего корабля в составе нашего флота. Более того, в Мурманске Сергей Шойгу высказался о необходимости наращивания сил и средств на объекте, а также организации круглосуточного режима работы, «особенно ввиду допущенного отставания от графика».

Слишком длительный перерыв, вызванный отсутствием «палубы», неизбежно найдёт отражение в снижении уровня профессионального мастерства экипажей корабельных истребителей Су-33 и МиГ-29К/КУБ, входящих в состав авиагруппы ТАВКР проекта 1143.5. Вот уже три года лётчики лишены возможности полётов со своего корабля.

Для сохранения квалификации экипажи пользуются лётными тренажёрами и имитаторами лётной палубы, имеющимися в распоряжении 859-го центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации ВМФ России (в/ч 49371). Формирование Центра с дислокацией в городе Ейске началось в январе 2009 года. Расположенный здесь аэродром расширился за счёт мероприятий по реконструкции существующей взлётно-посадочной полосы и строительства новой длиной 3.500 метров, а также здания КДП и учебно-тренировочного комплекса для подготовки лётчиков-палубников. В июле 2013 года состоялся первый взлёт самолёта с трамплина НИУТК КА. Состав экипажа Су-25УТГ: Герой Российской Федерации начальник МА ВМФ генерал-майор И.С. Кожин и начальник СБП управления МА ВМФ полковник С.Г. Устюхин.

Вхождение Автономной республики Крым в состав Российской Федерации сделало возможным восстановление возведённого в прошлом веке специализированного объекта в посёлке Саки. Расположенный здесь Наземный испытательный и тренировочный комплекс корабельной авиации («НИТКА») предназначен для отработки лётчиками приёмов выполнения взлётов с носового трамплина и посадки на палубу авианосца.

В 2016 году заново сформирован 100-й «крымский» авиаполк, получивший 24 новейших палубных истребителя МиГ-29К/КУБ. В составе морской авиации ВМФ России он дополнил 279-й авиаполк на самолётах Су-33. Всего за последнее десятилетие прошлого века была простроена серия из 26 машин, из которых в строю и на хранении остаётся около двадцати. Перед выходом «Кузнецова» в средиземноморский поход 2016-2017 гг. «сушки» прошли модернизацию с установкой новых двигателей и прицельных систем для нанесения высокоточных ударов.

Сирийский поход

Выполняя полёты с корабля и аэродрома «Хмеймим», палубные истребители использовались для уничтожения террористов и их баз в Сирии. В общей сложности их экипажи поразили 1.252 объекта незаконных вооружённых формирований. В период ноября-декабря 2016 года лётчики морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, из них 117 ночью. Практически все полёты проходили в сложных гидрометеорологических условиях. Пройдя 18 тысяч морских миль, «Кузнецов» вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. Сирийский поход продемонстрировал способность экипажа ТАВКР выполнять задачи, поставленные высшим военно-политическим руководством России по использованию морской мощи в интересах государства вдали от родных берегов.

Само наличие у нас двух типов палубных истребителей, двух авиаполков и двух специализированных наземных комплексов для обучения корабельных лётчиков говорит о большом значении этой составляющей морской авиации ВМФ России. Ежегодно 859-й Центр планирует и осуществляет подготовку более 20 экипажей лётно-инструкторского состава палубной авиации.

Обучить лётчика-истребителя морской авиации, а затем поддерживать и совершенствовать его профессиональные навыки — задача непростая, требующая больших временных и материальных затрат. Ещё больше ресурсов требуется на формирование полноценной авианосной группы с минимальным составом: один АВ или ТАВКР, по паре эсминцев, фрегатов и судов обеспечения.

Сегодня эта задача под силу лишь считанным государствам мира. Если наша страна откажется от восстановления «Кузнецова» и строительства нового авианосца ему на смену, она лишится членства в «элитном клубе». А вместе с этим уменьшатся и наши возможности по продвижению интересов государства в мировом масштабе и, как следствие, — утрата статуса «сверхдержавы».

Представив широкой общественности масштабные модели перспективных авианосцев, Крыловский центр и Невское ПКБ хотели прежде всего показать, что российская наука и промышленность обладают всеми необходимыми компетенциями по созданию подобных кораблей. Благодаря ряду ранее выполненных внутренних и экспортных программ, в стране накоплен соответствующий опыт и навыки. Сегодня российские комплектаторы в состоянии произвести полностью всю номенклатуру современных систем и блоков для «начинки» авианосца. Учитывая всё вышесказанное, будем надеяться, что внутренние и внешние заказчики рано или поздно осознают необходимость заказа новых авианесущих кораблей у отечественных судостроителей.

Источник

Оцените статью