Тариф капитальный ремонт кемеровской области

Рост тарифа на капремонт, или Куда делись 6 миллионов?

Недавно власти Кемеровской области «обрадовали» местных жителей: тариф на капитальный ремонт, который платят все жильцы многоквартирных домов, вырастет с 1 сентября 2019 года сразу более чем на 60 процентов – с 4,13 до 6,17 рубля за квадратный метр общей площади. Как всегда в таких случаях, названа формальная причина – заниженный размер тарифа. Почему на самом деле не хватает денег на капремонт, попытался выяснить корреспондент VSE42.Ru.

Справедливости ради стоит отметить, что власти региона попытались рассказать жителям области, почему повышение тарифа более чем в полтора раза – это мера вынужденная. Правда, сделали это не до принятия решения, как это, казалось бы, логично, а уже после того, как о таковом было сообщено официально.

То есть, кузбассовцев, по сути, просто поставили перед фактом. А уже потом решили все-таки объяснить. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Итак, если вкратце, суть истории с низкими тарифами на капремонт такова. В 2014 году, когда принималось решение о размере этого тарифа, по каким-то причинам он был установлен на слишком низком уровне. Вместо уже тогда экономически обоснованного размера, который должен был быть на уровне 7,92 рубля за квадратный метр, реальный размер тарифа составил 3,90 рубля. Можно предположить, что власти региона пошли на это шаг из человеколюбия. Или, говоря иначе, из популистских соображений, – чтобы народ не нервировать дополнительными поборами. Как бы то ни было, именно с этих заниженных тарифов и начались дальнейшие проблемы, завершившиеся резким ростом ежемесячных капремонтных сборов.

Читайте также:  Ford scorpio руководство ремонту эксплуатации

При этом, как сообщил на недавней пресс-конференции начальник областного департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Олег Ивлев, даже такое резкое повышение не в полной мере отражает тот размер тарифа, который должен реально быть, исходя из экономических соображений. По его словам, последний должен превысить 9 рублей за квадратный метр. Но почему-то власти не пошли на этот шаг. Опять же остается предположить, что как и в 2014 году – чтобы не нервировать население. Хотя выбор конкретного размера увеличения поборов на капремонт, по крайней мере со стороны, выглядит отчасти случайным. Почему именно почти 8 рублей за «квадрат», а не девять? Казалось бы, разница между экономически обоснованным и утвержденным тарифом всего рубль.

Понятно, что этот рубль в пересчете на площадь квартир выходит общим ростом тарифа на 50-60-70 рублей и даже больше – в зависимости от площади квартиры. А если в таком жилище проживает пенсионер или одинокая многодетная мать, чей доход крайне ограничен, то эти самые дополнительные рубли, что они должны ежемесячно отдавать за капремонт, который будет проведен, например, через десять лет – это значительные и невнятные расходы.

С этой точки зрения понять власти региона опять-таки можно. Если бы не было формальной логики повышения тарифов. А она состоит в следующем.

Как подчеркнул на встрече с журналистами Олег Ивлев, капитальный ремонт может проводиться только на принципе самовозвратности. То есть, срок действующей программы капитальных ремонтов в многоквартирных домах рассчитан на 30 лет вперед, начиная с 2014 года. За это время в конкретный год на конкретном доме должен пройти капитальный ремонт, предусматривающий проведение пяти видов работ. В среднем по одному виду работ в пять-шесть лет. На все пять видов работ.

Но! Это принципиально важно. Ремонт состоится только в том случае, если в течение срока действия программы дом сможет набрать необходимую для его проведения денежную сумму. Пока же, по словам областного чиновника, средний кузбасский многоквартирный дом (МКД) набирает (по прежнему тарифу) только 2,38 вида работ. А значит, принцип самовозвратности здесь нарушается. Либо за собственников недвижимости должен кто-то доплачивать. И, думаю, несложно догадаться, кто (или что) это: бюджет, состоящий, как известно, из налогов, которые платят все жители региона.

В этой связи, второй участник пресс-конференции, депутат областного парламента Юрий Скворцов сообщил, что при сохранении прежнего тарифа на капремонт областной бюджет должен будет доплатить в региональный фонд капитального ремонта к 2024 году порядка семи миллиардов рублей. После введения нового размера тарифа на капремонт эта сумма уменьшится до четырех с лишним миллиардов рублей.

То есть даже после повышения тарифа проблема вливания бюджетных средств в фонд капстроительства уменьшится, но полностью не исчезнет. Так получается. В этой связи едва ли можно рассчитывать, что областные законодатели, которые принимают закон о бюджете в целом и статьях расходов в частности (выплаты в фонд капстроительства – это все те же расходы) останутся удовлетворенными тем, что придется потратить из региональной казны 4,5 миллиарда рублей на то, за что собственники недвижимости должны платить самостоятельно.

Еще один момент, который, видимо, имеет значение в случае с ростом тарифа. Почему решение об его увеличении было принято именно сейчас? А, например, как это водится, не с начала года? Дело в том, что с 1 января 2020 года платеж за капремонт переходит в число жилищно-коммунальных услуг. А они, как известно, ежегодно индексируются на величину инфляции. Таким образом, и этот новый вид ЖКУ будет ежегодно увеличиваться. Само собой, что, если заранее его размер единомоментно вырастет на 62 процента, то последующие «инфляционные коррекции» в размере 6-7 процентов будут более существенными, чем они получились бы с прежнего более низкого уровня тарифа.

И еще раз повторюсь. Главное последствие перевода платежа в ЖКУ – это его ежегодное увеличение.

В случае с платежом за капремонт неизбежно вызывает вопросы даже не столько его размер, сколько тот факт, что все жители Кузбасса платят одинаково. Будь то житель девятиподъездной многоэтажки, где может быть больше 300-400 квартир, или обитатель двухэтажной двухподъездной «завалюхи», которой и капремонт нужен «еще вчера», и квартир в ней всего восемь. То есть рассчитывать, что – исходя из принципа самовозвратности – маленький МКД когда-нибудь в принципе сможет претендовать на капремонт, увы, не приходится.

Получается, что для жильцов действительно многоквартирного дома тариф должен быть заведомо ниже, чем для «малоквартирного». Это с одной стороны.

С другой стороны, например, стоит вспомнить, что замена лифтов в МКД – это тоже одна из составляющих капитального ремонта. А как же быть, если в большинстве домов Кемерова – как известно, это пятиэтажные «хрущевки» – в принципе нет лифтов. А при едином тарифе, получается, они платят за эти самые весьма дорогие подъемные механизмы – наравне с теми, кто живет в высокоэтажных дома. Раз платеж одинаковый.

Впрочем, участники пресс-конференции отметили, что введение дифференцированного платежа – это вполне логично, а потому стоит задуматься о введении такого новшества.

Помимо прочего, Олег Ивлев особо подчеркнул, что собственники квартир в МКД платят только за предполагаемый капитальный ремонт, который рано или поздно должен состояться в их домах. Каких-либо отчислений от уплаченных денег, например, на содержание Фонда капремонта не происходит. Работу Фонда полностью оплачивает областной бюджет. А значит, полностью отвечает за все огрехи или злоупотребления, которые допускают его сотрудники или руководители.

В этой связи, как было отмечено на встрече с журналистами, к Фонду периодически возникают претензии со стороны жильцов. Например, во время ремонта крыши на конкретном доме пошел дождь и квартиры последнего этажа затопило. Люди подали иски в суд, тот решил компенсировать полученный ущерб, бюджет выплатил деньги. Но это, как подчеркнули участники пресс-конференции, незначительные суммы. В среднем на один иск приходится порядка 20 тысяч рублей. Что, учитывая объем общих оборотов Фонда, конечно, «копейки». По крайней мере, из таких исков едва ли возникнет необходимость областному бюджету доплачивать семь миллиардов рублей (по сути, за счет каждого налогоплательщика Кузбасса), о которых ранее говорил Юрий Скворцов.

Кстати, о лифтах и тратах регионального бюджета. Недавно, согласно решению Заводского районного суда города Кемерова Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области (а значит областная казна) заплатит почти 5,6 миллиона рублей. А все потому, что Фонд провел замену лифтов в одном из многоквартирных домов общей стоимостью 6 миллионов 66 тысяч рублей.

Как выяснилось позднее, общего собрания собственников недвижимости по вопросу о замене лифтов, обязательного в таком случае, не проводилось. То есть, чтобы провести какие-либо работы в рамках капитального ремонта, Фонд может только предложить их, а конкретный перечень должен быть обязательно утвержден общим собранием собственников.

Не знать о таком порядке вещей чиновники-сотрудники Фонда, разумеется, не могли. Однако шесть миллионов успешно освоили. Что послужило причиной столь дорогостоящей ошибки? Действительно ошибка или злоупотребление служебными полномочиями в личных и весьма корыстных целях – можно только догадываться.

Не стану вдаваться в подробности в какой именно организации шло это освоение, поскольку это не предмет разговора в данном материале, но дам подсказку: работающих с лифтами компаний в Кемерове можно сосчитать по пальцу одной руки.

Возвращаюсь к иску представителя собственников недвижимости многоквартирного дома в Кемерове. Ситуация закрутилась вокруг того, что жильцы захотели платить деньги на капремонт не в Фонд, а на специально созданный банковский счет, где и будут аккумулироваться будущие «ремонтные» средства. Закон предусматривает такую возможность.

Когда люди заявили о таком желании, выяснилось, что Фонд против, поскольку провел им замену лифтов и пока люди не вернут потраченные на это средства в виде ежемесячных платежей за капремонт, никто их на волю не отпустит. Еще раз уточню. Общая стоимость замены лифтов – 6,066 миллиона рублей. За вычетом уже уплаченных взносов, долг МКД перед Фондом составлял 5,586 миллиона рублей.

Жильцы в лице своего представителя заявили, что решения общего собрания по замене лифтов не было, а значит, оно проведено незаконно. И суд согласился с позицией истцов. Теперь кемеровчане официально не обязаны платить деньги в Фонд.

А это значит только одно: потраченные Фондом из общего котла деньги (всех, кто платит за капремонт) теперь должен компенсировать бюджет. И это только один факт, о котором стало известно редакции VSE42.Ru, и о котором почему-то не упомянал, например, Олег Ивлев. Возможно, ему просто неизвестно о таком факте.

Однако, как видится, действия руководства Фонда в случае с незаконной заменой лифтов в кемеровском доме внесли куда больший вклад в формирование миллиардных расходов к 2024 году из областного бюджета, о которых говорит Юрий Скворцов, чем пресловутый заниженный тариф. Ведь еще раз подчеркну: история с лифтами – только один пример. Сколько их было в реальности, остается только гадать.

Кстати, насколько известно, уголовного дела по факту «ошибки» в Фонде капремонта не возбуждено. А значит, виноватых в трате бюджет средств нет.

Источник

С 1 сентября в Кузбассе повысят тариф на капитальный ремонт. Почему?

Власти Кузбасса планируют повысить тариф на капитальный ремонт с 1 сентября 2019 года на 60%. Взносы за один квадратный метр увеличат с 4,13 до 6,71 рубля — об этом сообщили в «Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области». Давайте разберёмся, от чего зависит рост цен и так ли он необходим.

Так, подождите, что это за фонд такой?

«Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» — это некоммерческая организация, которая занимается, что логично, капремонтом жилых домов. Важно понимать: фонд существует не на деньги жильцов, его содержит субъект Российской Федерации, то есть он финансируется из областного бюджета.

При этом фонд также не формирует никаких краткосрочных и долгосрочных программ, этим занимаются муниципалитеты, он всего лишь исполнитель, основная задача которого — начисление взносов на капитальный ремонт.

Проще говоря, эта организация следит за тем, чтобы взносы, которые платят жители Кузбасса, действительно шли туда, куда нужно, и контролирует своевременное выполнение ремонтных работ.

Понятно. И в итоге почему тариф подняли более, чем в полтора раза?

По методике Минстроя, расчётная цифра по Кузбассу должна была составить 7,92 рубля за квадратный метр. Она попадала под общепринятые взносы на территории РФ. Но так получилось, что минимальный взнос в регионе установили 3,9 рубля, что сделало его одним из самых низких в России.

Вроде бы, хорошо, но после создания фонда выяснилось, что с учётом инфляции и роста цен этих денег не хватает на проведение ремонтов мнгоквартирных домов. Но наряду с самыми низкими тарифами по стране Кузбасс отличился ещё одной особенностью — областной фонд попал в десятку худших регионов по реализации программы.

Отчасти, потому что программа стала расти в геометрической прогрессии. В год создания фонда, в 2014-м, под неё попадало 84 дома. В 2015-м — 296 домов, в 2016-м — 571, в 2017-м — 700, в 2019-м — 900. В 2020-м их будет 1260, а в 2025-м — 5586.

Программу составляют на долгосрочную перспективу — на 30 лет, — в течение которых в доме должны провести пять видов ремонтных работ. Они зависят от типа и благоустроенности здания: где-то надо заменить кровлю и усилить инженерные конструкции, а где-то — отремонтировать лифты.

Получилось так, что взноса, который есть сейчас (4,13 рубля) не хватало, чтобы в перспективе собрать необходимую сумму для проведения ремонтных работ, поэтому её решили повысить — до 6,71 рубля. По словам начальника областного департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Олега Ивлева, это вынужденная мера для реализации программы, которая позволит нормально и полноценно ремонтировать жилой фонд.

Всё равно как-то много получается

На самом деле — опять же по сравнению с другими регионами — это по-прежнему один из самых невысоких показателей, который и так значительно смягчили. Например, по методике расчёта Минстроя, за квадратный метр надо платить 29,9 рубля. Это обеспечило бы стопроцентное проведение необходимых ремонтных работ в каждом доме, но для определённых групп населения сумма оказалась бы неподъёмной. Даже с учётом доплат из городского бюджета, который доплачивать может, но не обязан. Тем не менее, администрация оказывает целевую поддержку.

Кроме этого, все 14 тысяч домов Кузбасса, которые попадают под программу, сложно подвести под один уровень оплаты, так как у них разная благоустроенность, площадь, этажность — у кого-то случится переизбыток средств. Например, есть дома в стабильном состоянии, которые надо планово ремонтировать, а есть дома, которые находятся в критическом состоянии, где плановым ремонтом не отделаешься. Так что новый тариф — «средняя температура по больнице», при которой будет комфортно всем.

При этом даже повышение не решает всех проблем: при нынешнем тарифе дефицит программы до 2024 года составляет 7 миллиардов рублей, после его повышения он останется на уровне 4 миллиардов. Эти деньги тоже надо где-то брать. Пока непонятно, где.

Я вот плачу взносы уже который год, у нас протекает крыша, а ремонт по-прежнему не сделали. Почему?

Опять же: из-за низких тарифов. Тех денег, что жители Кузбасса платили последние пять лет, не хватает, чтобы вовремя реализовать программу. Образно говоря, ремонт крыши стоит 3 миллиона рублей, а жители за пять лет собрали 2,5 миллиона: 500 тысяч не хватает, к ремонту приступить не получится.

Фонд работает по принципу самовозвратности, поэтому он не имеет права взять условные 500 тысяч у какого-то другого дома, которому они сейчас не нужны, и добавить на ремонт вашего. Таких «мёртвых денег» у фонда сейчас около двух миллиардов, их не получается освоить. Вот и выходит, что за 30 лет, на которые расчитана программа, жильцы в среднем собирают на 2,4 ремонта, а должны собрать на 5.

Конечно, собственники сами могут принять решение о повышении взноса на капитальный ремонт конкретного дома, для этого необязательно дожидаться изменения тарифов, либо это может сделать муниципалитет. У нас есть такие примеры: люди вместо 4 рублей стали платить 11, чем обеспечили себе необходимый ремонт.

И что, тарифы теперь будут повышать постоянно?

Нет, это повышение будет первым и последним, так как с 1 января 2020 года взносы на капремонт включат в категорию ЖКУ, а, значит, согласно закону, повышать тарифы можно будет только раз в год на коэффициент инфляции. Как правило, он составляет около 3-4%.

Источник

Оцените статью