Танковый бой ремонт танка

Ремонт радиоуправляемых танков

Ремонт радиоуправляемых танков

В нашем сервисном центре мы производим, диагностику, ремонт настройку и модернизацию радиоуправляемых танков.
Благодаря обширному складу запасных частей мы имеем возможность оперативно осуществлять ремонт танков производителей Heng Long. Широкий ассортимент аксессуаров позволяет нам производить доработку и модификацию серийных моделей.

Проведение работ по ремонту и сервисному обслуживанию, осуществляется на основании проведенной диагностики и согласования работ с заказчиком.

Краткий прейскурант:
• диагностика Радиоуправляемых танков (Heng Long, VSTank) – 0 рублей;
• замена контролера – 250 рублей;
• замена двигателей – 200 рублей;
• замена редуктора – 500 рублей;
• замена гусениц – 300 рублей
• ремонт гусениц (замена траков)-250 рублей (включает стоимость траков и пальцев);
• замена пушки -400 рублей;
• замена антенны (внутренней) – 250 рублей (антенна включена в стоимость);
• ремонт редуктора ( переборка, замена шестеренок, смазка) – 600 рублей;
• замена пневматической пушки – 400 рублей;
• окраска танка – от 1000 рублей;
• установка декоративных элементов корпуса (открывающиеся люки, навесной инструмент и прчее) – 400 рублей.

В нашем сервисном центре можно не только произвести ремонт радиоуправляемого танка. Мы с удовольствием предложим услуги по герметизации танка, установки открывающихся люков. Поможем в внедрении камер в люки механика-водителя и наводчика, а так же смонтируем аа=ппаратуру передачи изображения на удаленное расстояния. Мы постараемся внедрить в Ваш радиоуправляемый танк любую идею.

Читайте также:  Ямочный ремонт грунтового покрытия

Источник

Ремонт радиоуправляемых танков

Среди радиоуправляемых моделей одними из наиболее востребованных выступают танки. Это не удивительно, особенно после того, как огромную популярность получила компьютерная игра, главными участниками которой стали танки разных модификаций. Любая вещь, какой бы прочной она не казалась, неизбежно ломается со временем. Не всегда причиной поломки становится неаккуратность пользователя, иногда время необратимо влияет на внутренние компоненты игрушки, поэтому становится необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Как часто возникают поломки?

Если пользователь аккуратно обращается со своим танком, то поломка возникает не так часто. при отсутствии заводских браков у таких изделий довольно внушительный срок эксплуатации, единственное, что требуется от пользователя:

  • Своевременное обслуживание;
  • Замена старых деталей на новые.

Большие технические возможности, неопытность водителя радиоуправляемого танка могут стать главной причиной, почему ему постоянно требуется ремонт. столкновение с препятствиями, падения оказывают негативное влияние на многие компоненты конструкции.

Не стоит пользователю забывать про перегрев мотора, который может привести к полной потере его работоспособности. К каждой модели, оснащенной электродвигателем, указано в инструкции к эксплуатации, сколько времени танк может быть активен и сколько ему требуется на отдых. несоблюдение этого требования может привести к дорогостоящему ремонту.

Нарушение целостности защитных панелей, которые предназначены для предотвращения попадания грязи и влаги внутрь радиоуправляемого танка, тоже одна из причин, почему может понадобиться ремонт танка на радиоуправлении.

Какую квалифицированную помощь можно найти в наших стенах?

Мы предлагаем не просто ремонт танков, а квалифицированную помощь в решении любой проблемы. К нам обращаются при:

  • Нарушениях в работе ПО;
  • Появлении трещин в корпусе;
  • Потере работоспособности двигателя и аккумуляторной батареи;
  • Необходимости настроить обратку мотора;
  • Восстановить работу внутренних элементов после попадания влаги;
  • Необходимости провести диагностику.

Это далеко не полный перечень наших возможностей. Имея под рукой современное оборудование, качественные и оригинальные запчасти наши мастера в кротчайшие сроки производят ремонт радиоуправляемых танков. На всю выполняемую работы мы готовы дать собственную гарантию, а диагностика осуществляется совершенно бесплатно.

Мы не рекомендуем самостоятельно вмешиваться в конструкцию танка, если вы не имеете достаточно знаний и умений. Устранить возникшую неисправность не просто, для этого необходимо иметь хоть небольшое представление о особенностях радиоуправляемых танков и владеть необходимым инструментарием. Как показала большая практика нашего сервиса по обслуживанию радиоуправляемых игрушек, самостоятельный ремонт танков становится первой причиной последующего дорогостоящего вмешательства специалиста. Одна проблема превращается в несколько, без устранения которых привести игрушку в рабочее состояние невозможно.

В Сервисном центре Юный Папа мы оказываем следующие виды работ по радиоуправляемым танкам

Настройка модели:

  • Тримирование
  • Проверка каналов
  • Тестовая синхронизация
  1. Замена редуктора
  2. Замена гусеницы пластиковой
  3. Замена гусеницы металлической
  4. Замена пушки совместно с пневмо-механизмом
  5. Замена основной платы
  6. Замена дымогенератора

Прайс-лист на ремонт

Диагностика неисправности танка от 150 руб.

Замена башни танка от 450 руб.

Замена гусениц на танке от 300 руб.

Установка катков от 350 руб.

Замена корпуса на танке от 850 руб.

Установка аппаратуры управления на танк от 350 руб.

Источник

Ремонт по правилам и без

Действия 21-й тбр в ходе сражения за Калинин представляют определённый интерес для исследователей не только в силу драматичности сюжета танкового рейда 17 октября 1941 года и развития судеб его главных героев. Достойна особого внимания и сугубо техническая сторона участия соединения в боевых действиях. Дело в том, что танковый парк бригады представлял собой причудливую смесь машин самых разных типов, включая экзотические варианты Т-34 и лёгкие танки из ремонтного фонда. Такое видовое разнообразие существенно осложняло эксплуатацию и ремонт боевой техники, несмотря на наличие в ремонтно-восстановительной роте 21-й тбр достаточно мощных эвакуационных средств — специализированных тягачей С-2 «Сталинец-2» и «Ворошиловец».

Трудный день

Проблема во многом была обусловлена не только техническими факторами, но и тактическими особенностями использования танков в первые дни боев бригады на калининском направлении. К сожалению, уже 17 октября в ходе наступления на Калинин, в силу отсутствия полноценного взаимодействия танкистов с частями 30-й армии ставшего «рейдом» танкового батальона на занятый противником город, были потеряны 16 танков Т-34 — то есть, львиная доля наиболее боеспособных машин соединения.

Танкистам приходилось действовать в отрыве от своей мотопехоты, фактически находясь в глубине расположения противника, когда эвакуировать подбитые и повреждённые машины было практически невозможно.

Потери материальной части бригады в тот день могли вообще поставить крест на её боеспособности как соединения, если бы часть танков после гибели командира 21-го танкового полка Героя Советского Союза майора М.А. Лукина не была выведена из боя военкомом полка старшим батальонным комиссаром Г.И. Закалюкиным. Этот шаг политработника в разное время трактовался неоднозначно — от взвешенной оценки калининского журналиста С.М. Флигельмана («оставшиеся в строю танки собрал и взял под своё командование», «умело вывел их из-под удара вражеской авиации») до крайне негативного отношения ряда современных авторов, по сути, обвинивших Закалюкина в предательстве.

Тем интереснее обратиться к донесениям самого комиссара в тот тяжёлый день. Так, первое из них не имеет датировки, но, судя по содержанию, относится к утренним часам 17 октября и адресовано комбригу полковнику Б.М. Скворцову:

«Уничтожены цистерны, термитные пушки и колёсные машины по пути следования, около 40 машин. Пехота разбежалась во все стороны. Имею при себе семь машин Т-34 и два Т-60. Жду вашего приказания. Не имею карты. Прошу вас дать питание».

Описанный погром немецких колонн на Волоколамском шоссе вполне стыкуется с документами противника и не вызывает сомнения. Впрочем, не совсем понятно, о какой пехоте идёт речь в донесении — о немецкой, разбегавшейся при виде советских танков, или о посаженных на эти танки автоматчиках моторизованного стрелково-пулемётного батальона 21-й тбр.

Следующее донесение наиболее интересно по своему содержанию. Оно имеет чёткую привязку ко времени — 14:35 того же дня:

«Достиг Калинина, переправа через мост невозможна, мост сорван, дорога минирована, командир полка убит, подобрать невозможно, выхожу на Неготино. Имею 14 машин».

Вероятнее всего, этот документ был составлен Г.И. Закалюкиным в состоянии сильного стресса, вызванного боем и постоянными налётами немецких пикировщиков. Иначе сложно объяснить, как, даже не имея карты, можно было перепутать деревню Трояново, в которой погиб командир полка майор Лукин, с областным центром. Судя по всему, имелся в виду не Калинин, а «район Калинина», и мост через речушку Каменку, у которого и была подбита «тридцатьчетвёрка» командира полка.

Если бы военком 21-го тп знал дальнейшую судьбу своего донесения, он, возможно, даже в тех критических условиях внимательнее отнёсся к оставлению текста. Дело в том, что донесение было ретранслировано штабом 21-й тбр в штаб 30-й армии, командованию которой подчинялась бригада. К сожалению, начальник штаба 30-й армии полковник А.И. Виноградов не стал заниматься перепроверкой представленных в донесении данных, и в штаб Западного фронта и в Генштаб Красной армии ушла шифрограмма, первый абзац которой содержал такие строки:

«21-й танковый полк 21-й тбр в 14:35 17.10.1941 достиг Калинина, переправиться через реку Волга не смог: взорван мост, дороги минированы. Полк выходит в район Наготино».

В целом, пропуск Закалюкиным одного слова «района» полностью поменял первоначальный смысл его послания, которое достигло высших эшелонов советского командования с ощутимым искажением реальной картины происходившего в Калинине. Ни о каких взорванных мостах через Волгу не было и речи — оба капитальных моста, шоссейный и железнодорожный, были захвачены противником в неповреждённом состоянии и удерживались таковыми до середины декабря.

Наконец, последнее из известных на сегодняшний день донесений комиссара Закалюкина комбригу Скворцову было составлено 17 октября в 18:45 по итогам светового дня. По всей видимости, к тому моменту военком полка сумел обзавестись картой местности: «Нахожусь между Ильинское и Покровское. Занял круговую оборону на развилке дорог в лесу». Далее Г.И. Закалюкин снова возвращается к описанию действий у Трояново:

«Два часа подвергался бомбёжке на Волоколамском шоссе в 25 км от Калинина. Взорван мост — переправы нет, охраняется ПТО. За мостом горят три танка, выбежал экипаж вместе с комполка, который и был убит под мостом».

Учитывая, что факты, изложенные в донесениях политработника, вполне стыкуются с данными других советских и немецких документов, можно с определённой долей уверенности утверждать, что при выводе танков с экипажами из боя после гибели командира полка он руководствовался, прежде всего, интересами сбережения людей и техники для дальнейших боев, а не личными переживаниями о сохранении собственной жизни. История сражения на калининском направлении, да и многих других сражений войны, знала немало примеров «выходов из боя» в виде дезертирства, сдачи в плен или перехода на сторону противника. В данном случае речь всё-таки идёт о человеке совершенно иного рода.

Григорий Иванович Закалюкин был кадровым военным с 10-летним стажем службы в Красной армии и опытом боев на Южном и Юго-Западном фронтах с первых дней войны. Он хорошо представлял, чем может закончиться атака танков по заминированной дороге без поддержки пехоты и артиллерии на неподавленную противотанковую оборону, через водную преграду (пусть и небольшую) при полном господстве в воздухе вражеской авиации. Учитывая, что задачи, поставленные командованием, никто не отменял, избиение оставшихся боеспособных танков соединения никак не должно было входить в планы военкома полка.

Таким образом, во второй половине дня 17 октября были сохранены боевые машины, на протяжении нескольких последующих дней поддерживавшие атаки частей Калининского фронта на занятый противником областной центр. Следует отметить, что действия советских танков хорошо запомнились немцам, и это отразилось в документах и историографии сразу нескольких соединений вермахта.

Своими силами

К сожалению, общий характер использования танков 21-й тбр в боях второй половины октября после рейда на Калинин существенно не изменился. Боевые машины далеко отрывались от пехоты, углублялись в расположение противника, где зачастую погибали с занесением экипажей в категорию пропавших без вести. Естественно, эвакуировать подбитые и повреждённые танки для ремонта удавалось крайне редко. Например, в донесении начальника штаба 21-го тп капитана И.Д. Васина от 19 октября судьба ряда машин описывается следующим образом:

«Доношу: танки 21-го тп действовали с 5-й сд 19.10.1941 в количестве трёх Т-34, четырёх БТ и одного Т-60. В результате боя одна машина Т-34 в районе Элеватор была подбита, экипаж оставил машину. Командиром пехотного подразделения была организована охрана, но ночью танк был сожжён немцами. Из четырёх БТ из боя вернулись все. В одном пробита башня, у второго лопнула гусеница при выходе из боя, у третьего и четвёртого причины выхода из боя выясняются, один из них при следовании в Городище свалился с моста в районе Пасынково.

Два танка Т-34 действовали на левом фланге. Один из них подбит в районе Кольцова, второй с пробитым мотором и отделением управления вернулся в Городище. Т-60: подбита ходовая часть и пробит масляный бачок».

Следует отметить, что характер повреждений «тридцатьчетвёрки», вернувшейся в Городище, выявляется в интервью механика-водителя танка старшего сержанта Л.Ф. Гужвия, напечатанном впоследствии в «Сборнике боевых действий бойцов, командиров и политработников бригады»:

«19 октября 1941 года в районе деревни Греблево была поставлена задача разгромить скопление противника… В период этой атаки часть проводов попала в ведущее колесо танка, пришлось танк вести на пониженной передаче, и мотор сильно перегревался. Танк был приведён в укрытие, где было всё устранено. После чего танк был переброшен в район Городище».

Таким образом, часть повреждений танков устранялась силами экипажей. Учитывая, что боеспособных машин в бригаде оставалось не много, командный состав соединения внимательно относился к их техническому состоянию. Не был исключением и комиссар Г.И. Закалюкин. 20 октября он направил комбригу Б.М. Скворцову донесение следующего содержания:

«Имею шесть машин, из них четыре Т-34, один БТ, один Т-60. Исправных две машины Т-34, но в которых пулемёты неисправны. Исправен Т-60. Две машины Т-34 неисправны. У одной разбито поддерживающее колесо, а у другой ленивец, и сорван подъёмный и поворотный механизм. БТ-5 — лопнула гусеница, неисправно правое ведущее колесо, неисправна электропроводка. Убит механик-водитель БТ-7 Дорощук, машина которого была взорвана минами. Потеряны шесть машин, из них: машины Т-34 лейтенанта Малева и политрука Суходрева таранились на поле боя, судьба которых мне неизвестна. Машина Т-34 командира 2-й роты Болдырева имела аварию на поле боя… Ничего не известно о машине БТ-5 и машине Т-60. Высылайте ремонтные летучки».

Следует отметить, что судьбы танкистов, упомянутых в тексте донесения, можно отследить по документам бригады. Так, механик-водитель сержант П.И. Дорощук действительно погиб в бою, однако в донесении о безвозвратных потерях его гибель относится к 29 октября. Впрочем, в сводном документе, составленном позже описываемых событий, вполне могла проскочить опечатка в дате. Что касается «тридцатьчетвёрок» лейтенанта Я.Н. Малева (пропал без вести) и политрука Я.Д. Суходрева (убит 19 октября), то одна из них, вероятнее всего, являлась «танком-истребителем» с 57-мм пушкой ЗиС-4. Именно такой танк с тактическим номером «11» 19 октября был «протаранен своим танком и оставлен на территории противника». На тип машины может указывать и должность политработника — «военком роты тяжёлых танков»: положенных по штату КВ в 21-й тбр не было, однако данные позиции в штате формально вполне могли занять именно редкие Т-34-57. Предыдущий военком роты младший политрук М.Л. Полухин был убит днём ранее в бою на южной окраине Калинина…

Гораздо более везучим оказался четвёртый герой донесения Н.И. Болдырев, впоследствии закончивший войну в Праге в звании майора технической службы и прослуживший в Советской армии до 1958 года.

Необходимо отдать должное комиссару Закалюкину — в условиях тяжелейших боев и больших потерь он находил время на упоминание в донесениях наиболее отличившихся бойцов и командиров. Так, в процитированном выше документе отмечалось, что «экипаж тов. Балабан Ивана Тихомировича заслуживает правительственной награды за героические действия». В представлении к званию Героя Советского Союза за подписью политработника прямо указывалось: «Во всех атаках тов. Балабан ведёт себя героически, и разбитый танк вывел из боя. Перед атакой воодушевляет весь состав экипажа». Командование бригады утвердило данное представление, однако на уровне штаба 30-й армии подвиги получившего ранение старшего сержанта награду понизили до ордена Красного Знамени.

Именно И.Т. Балабан командовал танком, механиком-водителем которого был упомянутый выше Л.Ф. Гужвий. Его представление, также подписанное Закалюкиным, было полностью удовлетворено, и механик-водитель получил орден Красного Знамени. Помимо командира и механика-водителя, тем же орденом были награждены стрелок-радист красноармеец Н.А. Арефьев, первоначально представленный к медали «За отвагу», башенный стрелок старший сержант В.Д. Мельничук, а также находившийся в машине в ходе рейда 17 октября военком 2-й танковой роты младший политрук С.С. Лихачёв. Таким образом, все пять военнослужащих, находившихся в «тридцатьчетвёрке» в первый день наступления 21-й тбр на Калинин, стали орденоносцами.

«Вчерашние шофера»

Что касается «ремонтных летучек», запрошенных комиссаром Закалюкиным, то они принадлежали ремонтно-восстановительной роте бригады. Именно их силами планировалось обеспечить ремонт танков, в том числе Т-34 с 57-мм пушкой, в экипаж которого с высокой долей вероятности входили упомянутые выше танкисты.

Личный состав роты насчитывал 91 человека. Характеризуя их, командир ремонтно-восстановительной роты воентехник 1-го ранга Ф.Ф. Викторов вспоминал:

«В основном это были вчерашние шофера, знающие только колёсные машины, трактористы, знающие только сельскохозяйственные машины и трактора, слесаря с производств, не знающие ни колёсных, ни боевых машин. Было несколько ремонтников из 96-го танкового полка, но там они очень небольшой срок ремонтировали, да и то танки старых марок Т-26 и БТ. Во всей роте был только один человек, знавший хорошо танк Т-34 — сержант Панфёров, служивший ранее в 96-м танковом полку механиком-водителем танка Т-34. Но и он никогда не ремонтировал этого танка».

При этом количество танков и другой техники, скапливавшейся в расположении роты, было довольно внушительным. Так, по состоянию на 30 октября ремонта ожидали 10 БТ, два Т-60, одна ЗиС-30 (самоходка отмечена в документах как Т-20 «Комсомолец») и один мотоцикл. За день до этого один Т-60 был восстановлен, однако в отчёте сообщалось: «Сегодня он не заводится, причину не могли установить».

Дальнейшие строки ротного отчёта выглядели удручающе:

«Из четырёх танков БТ, которые предполагалось отремонтировать, ни один не восстановлен, так как при более тщательном осмотре оказалось много неисправностей, которые появляются уже после восстановления (видимо, устранения — прим.авт.) отдельных неисправностей. Один танк не могли восстановить из-за отсутствия ленивцев — не успели проточить и нарезать резьбу на бракованных ленивцах. Три остальных танка БТ не смогли восстановить из-за неполадок в электрооборудовании. Танк Т-60 не выпущен из ремонта, потому что ремонтная бригада не выполнила задание из-за незнания данной машины».

Судя по всему, в штабе бригады были сделаны определённые оргвыводы, и к вечеру 1 ноября из ремонта вышли два БТ-2, один Т-60, одна ЗиС-30 и тягач «Ворошиловец». Вероятно, речь здесь и выше шла о тех машинах, которые ранее вышли из строя по пути следования соединения до его вступления в первые бои. Так, например, ещё 15 октября на станции Ново-Завидово по техническим причинам были оставлены 13 БТ и один Т-60.

Следует отметить, что как раз в первые дни ноября отремонтированные БТ-2 в числе других боевых машин сказали своё веское слово в ходе блокирования Волоколамского шоссе силами 21-й тбр с приданными ей частями. В условиях небольшого количества оставшихся боеготовых машин пришлось прилагать усилия к сбережению ставших дефицитными танков. Их действия так описаны в документах бригады:

«Танки вели бой из засады, беспрерывно меняя свои огневые позиции. Применяя военную хитрость, не раз удавалось обманывать врага. Так, у деревни Бурашево на опушке леса были выставлены макеты орудий из фанеры. На рассвете был дан по немцам огонь из танка с места мнимой позиции, после чего танк ушёл на свою огневую позицию. По месту фанерной артиллерии немцы открыли ураганный огонь. Вечером из этого места опять было произведено несколько выстрелов, и опять немцы обрушились огневой мощью по пустому месту».

В ряде немецких документов действительно встречаются описания воздействия на шоссе огня «вражеской артиллерии» (без упоминания танков), приводившего к заметным потерям в автотранспорте, однако далеко не всегда действия танкистов 21-й тбр были настолько удачными.

Например, 6 ноября в ходе атаки позиций противника в деревне Селино было потеряно два Т-60 сгоревшими и один подбитым — у него был пробит левый топливный бак. Особых шансов у лёгких танков не было — по ним вёл меткий огонь расчёт 50-мм противотанковой пушки Pak 38 из 2-й батареи 41-го противотанкового дивизиона 6-й танковой дивизии. Потери среди экипажей в этом бою оказались небольшими — согласно донесению бригадного штаба, командир одного из танков получил ожоги.

К сожалению, в тот момент ремонтно-восстановительная рота не могла существенно улучшить положение частей 21-й танковой бригады. Согласно донесению её командира за 10 ноября, на ремонте в подразделении находились семь БТ, два Т-60, один Т-34 и один Т-26. Помимо танков, ремонта ожидали один трактор С-2, три грузовика ГАЗ-АА, три легковых машины ГАЗ М-1 и шесть мотоциклов М-72.

Задержки выпуска всей этой техники из ремонта объяснялись отсутствием запчастей, ремонтной летучки типа «Б» и тракторов.

На следующий день восстановление одного БТ-2 было всё же завершено. Кроме того, были отремонтированы и отправлены в части одна «полуторка» и одна «эмка». 12 ноября вышли из ремонта ещё один БТ-2 (успешный ремонт танков этого раритетного типа следует признать сильной стороной работы ремонтно-восстановительной роты), один БТ-5, один ГАЗ-АА и один М-72. При этом проблемы с восстановлением Т-26 объяснялись отсутствием опорных катков, в случае с Т-60 — отсутствием червячной шестерни к поворотному механизму башни, а к одному из БТ-5 не было мотора. На следующий день этот БТ отправили на станцию Клин для погрузки на платформу и следования на ремонтную базу — надежд на восстановление его своими силами уже не было.

Сложности возникали не только с ремонтом бронетанковой техники: так, к 12 ноября в расположении роты находился тягач «Ворошиловец», для которого не имелось топливного насоса.

В последующие два дня роте удалось отремонтировать и отправить в части один БТ-5, три мотоцикла, одну «полуторку» и одну «эмку». Таким образом, если с колёсными машинами дело обстояло относительно неплохо, то из парка гусеничной техники более или менее успешно восстанавливались лишь танки БТ. Наибольшие проблемы по вполне понятным причинам вызвал ремонт «тридцатьчетвёрки». Ф.Ф. Викторов воспоминал:

«Танку требовалось заменить мотор. Приступили к работе. Отвернули болты крепления верней брони, стали снимать броню и не могли снять. Потайные шурупы, находящиеся под погонами башни, не были отвёрнуты, и броня, несмотря на все усилия ремонтников, оставалась на месте».

Как не утонуть в «Волжском водохранилище»

Все эти трудности возникли крайне не вовремя. 15 ноября соединения группы армий «Центр» начали наступление в рамках операции «Волжское водохранилище» (Wolgastaubecken), при этом удары пехотных дивизий XXVII армейского корпуса в первую очередь пришлись на позиции 21-й тбр и приданных ей частей. К этому моменту в распоряжении командира бригады оставалось 13 танков, из них в Старом Погосте, где находился штаб соединения, имелись один Т-34, два БТ-2 (из них один не на ходу), один БТ-5 и два БТ-7 (один не на ходу). Два Т-60 подпирали оборону стрелковых подразделений в деревне Труново, а одна «тридцатьчетвёрка» и два БТ-2 (один неисправный) продолжали блокировать Волоколамское шоссе в районе Петрушино.

Большинство боеспособных машин были потеряны в первый же день, причём в ходе отражения немецкой атаки на штаб бригады в Старом Погосте, помимо танков, участвовала 2-я батарея 37-мм зенитных орудий зенитно-артиллерийского дивизиона бригады. Этот бой подробно описан в донесении врио командира дивизиона старшего лейтенанта Я.К. Бурковского:

«После артиллерийской подготовки противник перешёл в наступление на участке Старый Погост — Чуприяново — Федосово. Батарее было приказано выйти на новые огневые позиции и участвовать в отражении танковой атаки на деревню Старый Погост. Батарея выдвинулась на новые огневые позиции, но огня по танкам открыть не успела, ибо орудиям было приказано открывать огонь с дистанции наилучшего поражения 400 метров, но танки противника открыли огонь по батарее с дистанции 1,5 км. В результате прямого попадания два орудия совершенно выведены из строя, которые невозможно было вывести с огневых позиций, два орудия повреждены, но выведены с огневых позиций, две машины ЗиС сгорели и оставлены на территории противника. Орудия, которые нельзя было вывести с поля боя ввиду их повреждений, были уничтожены орудийными расчётами».

В бою были убиты два командира и два красноармейца, 12 человек пропали без вести, получили ранения командир дивизиона старший лейтенант В.И. Крутиков, командир батареи лейтенант М.Б. Киммельман и ещё пять человек из личного состава подразделения. Следует отметить, что противником зенитчиков в данном бою были не танки, а самоходки Stug III 2-й батареи 189-го дивизиона штурмовых орудий, приданные 86-й пехотной дивизии. Их лобовая броня действительно делала неактуальной стрельбу 37-мм снарядами с полутора километров…

В данных условиях не могло быть и речи о какой-либо эвакуации и ремонте повреждённых танков 21-й тбр — все они становились трофеями наступавших частей вермахта, попадая в категорию безвозвратных потерь. С другой стороны, упорное сопротивление частей бригады, медленно отходивших под градом ударов к Волжскому водохранилищу, позволило советским сапёрам надёжно подорвать мосты через водную преграду. По расчётам, сделанным 19 ноября инженерами XXVII армейского корпуса вермахта, время, требовавшееся для восстановления мостов, оценивалось как «многие недели».

Очевидно, что определённая заслуга в этом локальном успехе принадлежала ремонтникам 21-й танковой бригады, которым, несмотря на все проблемы, всё же удавалось поддерживать разнотипные боевые машины в боеспособном состоянии.

Источник

Оцените статью