Сцепное устройство грузовых ремонт

Ремонт сцепного устройства (седла)

Седельно-сцепное устройство требует особого отношения в эксплуатации и определенного подхода в ремонте.

Сервис грузовых автомобилей «САС№1» осуществляет подбор седельно-сцепного устройства (ССУ) для новых тягачей или взамен изношенным согласно предписаниям и допускам конкретного завода производителя.

На ремонт и сервисное обслуживание принимаются тягачи с седельно-сцепными устройствами таких компаний, как: SAF-Holland, Jost, Georg Fischer, Fontaine:


Седельно-сцепные устройства (ССУ) тягача

Зона риска

Практика показывает, что на ремонт седельно-сцепного устройства обращаются владельцы тягачей таскающие:

  • чаще всего тяжелые цистерны,
  • реже классический шторный трехосный полуприцеп, которые грузились с нарушениями.

Самостоятельная диагностика

Неисправная подвеска полуприцепа

Вывести седло из строя раньше положенного срока можно, если на полуприцепе неисправна или некачественно отремонтированная подвеска. Не соосные и перекошенные оси станут причиной того, что «телега» будет идти боком, из за чего седло будет испытывать большие нагрузки. Диагностировать это можно по чрезмерному износу рулевых шин, т.к. водитель при криволинейном движении будет стараться выровнять автопоезд.

Люфт в шарнирах седельно-сцепное устройства

Обнаружить проблему можно, если упереться ломом в зазор между основной и опорной плитами ССУ. Даже небольшой люфт будет чувствоваться и диагностироваться на слух. Также сигналом о данной неисправности является характерный щелчок в начале движения автопоезда.

Читайте также:  Ремонт двигателя автобуса лиаз

Причины неисправности:

  • изношенные корытообразные прокладки между основанием седла и кронштейнами, на которых оно качается,
  • повышенный зазор в замковом механизме ССУ из-за истирания рабочих поверхностей,
  • неверный подбор сцепного устройства для конкретных условий перевозок.

Последствия

Если не обращать внимания и не обратиться вовремя в сервис:

  • цапфу может заклинить в замке,
  • произойдет ослабление крепления из-за ударной нагрузки,
  • возможен отрыв опорной площадки с цапфой от прицепа.

Замена плиты ССУ в автосервисе «САС№1»

Мастера станции технического обслуживания достаточно оперативно производят замену плит на разных типах полуприцепов:

  • с узлами, которые привариваются к силовой конструкции полуприцепа,
  • с прикручивающимися узлами к закладным гайкам.


Ремонт седла тягача

Техническое обслуживание седла

Для поддержания седла в исправном состоянии необходимо обращаться в сервис не реже одного раза в год или каждые 100 – 120 тыс. км. пробега.

По времени полная переборка седельно-сцепного устройства может занять не более двух часов.

Возможно изготовление опорных плит для регулировки высоты седла по индивидуальному заказу.

По всем вопросам и для записи на ремонт обращайтесь по телефону: +7 (985) 905-83-18

Адрес грузового сервиса: г. Подольск, проспект Юных Ленинцев, 59а

Электронная почта: mail@sas1.ru

Источник

Ремонт сцепного устройства(седла)

Ремонт сцепного устройства (седла) вам предлагает на весьма выгодных условиях провести сервисный центр СК-Сервис в Москве и с гарантией. К основным причинам возникновения неисправностей можно отнести следующее:

  1. изношенные прокладки, расположенные между основанием седла и также кронштейнами, на которых данный элемент совершает раскачивание;
  2. увеличенный зазор в замковом механизме по причине истирания рабочих поверхностей под действием силы трения;
  3. неправильный выбор сцепного устройства для организации каких-то конкретных условий перевозок.

Для того, чтобы поддерживать состояние седла в исправном состоянии нужно в обязательном порядке обращаться в сервисный центр не реже, чем один раз в год или же в другом случае не реже, чем каждые 100 – 120 тысяч километров пробега. В СК-Сервис по продолжительности полная переборка седельно-сцепного устройства на транспортном средстве может занять не более 2-х часов. Ремонт сцепного устройства (седла) в СК-Сервис проводится по этапам, за счет чего можно тщательно контролировать полученные результаты проделанной работы.

Низкая цена восстановления и обслуживания грузовых авто в Мск

В сервисном центре на ремонт сцепного устройства(седла) установлены следующие цены:

  • Седло-снять установить на транспортное средство Камаз, МАЗ, Volvo и других марок — от 2000 рублей;
  • Втулки захватов седла-замена на транспортном средстве Камаз, МАЗ, Volvo, Hyndai и других марок — от 1300 рублей;
  • Фаркоп-снять установить на транспортное средство — от 2500 рублей;
  • Диагностирование состояния ССУ с использованием современного специализированного оборудования — от 2000 рублей.

Ознакомиться с прайсом на все услуги можно в сервисном центре СК-Сервис.

Квалифицированные специалисты рекомендуют не доводить транспортное средство, его систем до неисправного состояния с целью избежания расходов на дорогостоящий ремонт. Поэтому необходимо на регулярной основе проводить техническое обслуживание.

Команда мастеров с большим опытом работы сможет устранить абсолютно любую неполадку, вернув тем самым вашему транспортному средству исправное состояние. Записаться в СК-Сервис можно в любое время, которое будет для вас удобным.

Источник

Седельно-сцепные устройства: ремонт и обслуживание

Что такое седельно-сцепное устройство

Это сравнительно небольшая деталь, которая крепит прицепы к тягачам. Механизм должен быть крепким, так как принимает на себя часть веса фуры. Схема сцепки полуприцепов и тягачей зависит от модели грузовика.

В РФ и СНГ наиболее распространены фуры и тяжеловесы марок «Вольво», «ДАФ», «Ивеко», «МАН», «Мерседес», «Скания». Из отечественной техники можно отметить автомобили «КАМАЗ», «Газель», «Чмзап» и «МАЗ». Большинство из них имеют схожую конструкцию крепления (всего их две). Ниже детально рассмотрим каждый тип ССУ.

Детальная информация видна на видео:

Седельно-сцепное устройство автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322

Седельно-сцепное устройство (рис. 163) предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, передачи тягового усилия от тягача к полуприцепу, передачи части массы полуприцепа на раму тягача. Оно является также поворотным устройством, обеспечивающим взаимный поворот седельного тягача и полуприцепа.

Седельно-сцепное устройство прикреплено к раме автомобиля болтами. На подставке закреплены два кронштейна 2 с шарнирами 5. Седло соединяется с кронштейнами с помощью двух осей 14, которые стопорятся от проворота и осевого перемещения стопорными пластинами с болтами. Оси седла свободно вращаются во втулках шарниров, чем обеспечивается продольный наклон седла. Шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают поперечный наклон седла до 3°.

Сцепной механизм, размещенный под опорной плитой седла, состоит из двух захватов 13, установленных на осях 7, запорного кулака

12 со штоком и пружиной 11, защелки 10 с пружиной 9 рукоятки 8 управления расцепкой и предохранительной планки 15. Запорный кулак может занимать три положения:

заднее (запорный кулак находится в пазу, образованном захватами) — захваты закрыты и заперты кулаком;

исходное положение для сцепки с полуприцепом (запорный кулак упирается в торцы захватов) — захваты открыты,

переднее (запорный кулак зафиксирован защелкой 10) — захваты закрыты, но не заперты кулаком. Шток запорного кулака удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранительной планкой.

Для расцепки тягача от полуприцепа нужно предварительно повернуть предохранительную планку 15 и с помощью рукоятки 8 отвести в переднее положение кулак 12, где он фиксируется защелкой 10. Таким образом, захваты не заперты кулаком и при движении тягача шкворень полуприцепа выходит из зева захватов 13. При этом захваты поворачиваются, а штифт 16, закрепленный на захвате, воздействует на защелку 10, которая освобождает запорный кулак. Кулак под воздействием пружины 11 перемещается назад и упирается в торцы захватов, занимая исходное положение для последующей сцепки с полуприцепом.

При сцепке тягача с полуприцепом шкворень упирается в открытый зев захватов и поворачивает их. При этом образуется паз между передними концами захватов, в который под воздействием пружины входит запорный кулак, обеспечивая надежное их запирание, а предохранительная планка, автоматически поворачиваясь, запирает шток кулака.

Рис. 163. Седельно сцепное устройство: 1 — седло; 2— кронштейн; 3, 6 масленки; 4 — стопорная пластина; 5 — шарнир; 7 — ось захвата; 8 — рукоятка замка захватов; 9, 11 — пружины; 10 — защелка; 12 запорный кулак; 13 — захваты; 14 — ось; 15 — предохранительная планка; 16 — штифт

Седельно-сцепное устройство, как правило, требует ремонта только после длительной эксплуатации. Наиболее изнашиваемыми деталями в седельном устройстве являются захваты, шарниры, запорный кулак. Такие детали, как шарниры, ремонту не подлежат и в случае необходимости заменяются новыми.

Наибольший размер шкворневого отверстия в захватах (в закрытом положении) не должен превышать 56 мм (номинальный размер 50,8мм). Изношенные захваты заменяются новыми. При износе поверхностей запорного кулака в месте захвата кулака с губками сцепного механизма до размера 71,5 мм запорный кулак необходимо заменить (номинальный размер рабочей части кулака 74 мм).

Для замены изношенных деталей нужно снять седельно-сцепное устройство с автомобиля и, перевернув вверх кронштейнами, положить на подставку

высотой не менее 200 мм. Для снятия шарниров отвертывают болты крепления стопорной пластины, снимают пластину и выбивают оси. Кронштейны с шарнирами снимают, выпрессовывают старые шарниры и запрессовывают новые с помощью оправки на прессе. При этом торцы наружных втулок шарниров должны выступать симметрично из кронштейна на 2 мм. Кронштейны с новыми шарнирами устанавливают на место, и их оси закрепляют стопорными пластинами.

Для снятия захватов отвертывают гайку крепления запорного кулака и снимают запорный кулак. Пальцы крепления захватов расшплинтовывают, выбивают пальцы и снимают захваты. При этом проверяют надежность крепления шпильки запорного кулака. Шпилька должна быть завернута до упора своим торцом в тело седла и заварена с наружной стороны.

Новые захваты и запорный кулак устанавливают в обратной последовательности.

содержание .. 91 92

Разновидности

Устройство седельного тягача и его элементов влияет на работу грузовика. От корректной сцепки зависит маневренность тяжеловеса, расходы топлива, устойчивое положение на дороге.

Сегодня существует два типа ССУ: шкворневое и бесшкворневое. На первый приходится основная часть продукции. Второй вариант актуален для европейских производителей.

Шкворневые

Так называются ССУ, имеющие в «составе» шкворень («палец»), который устанавливается на прицепе. Когда происходит сцепка, «палец» помещается в опорную плитку ССУ, надежные захваты обеспечивают устойчивую фиксацию.

Механизмы оснащены полуавтоматической системой регулировки, выносят нагрузки до 50 тысяч килограммов.

Бесшкворневые

Подходят для автомобилей небольших размеров и грузоподъемности (до 12 тысяч килограммов). Применимы для техники, перевозящей грузы в городской черте. Вместо шкворня здесь выступают ролики, с помощью которых прицеп крепят к тягачу. Процесс сцепки-расцепки приходится регулировать водителю.

Расцепку автомобиля-тягача с полуприцепом нужно осуществлять в следующем порядке.

1. Затормозить полуприцеп стояночной тормозной системой. .

2. Опустить катки опорного устройства полуприцепа до упора их в поверхность дороги. Если между поверхностью дороги и катками остался зазор, то подложить соответствующие подкладки.

3. Разъединить соединительные головки и закрыть защитные крышки головок.

4. Вынуть вилки электропроводов полуприцепа из розеток.

5. Убедиться, что подвешенные с помощью пружины концы соединительного шланга и проводов не мешают расцепке.

6. Отвести в сторону предохранитель б.

7. Переместить в крайнее переднее положение рычаг 19 ‚управления расцепкой.

8. Включить первую передачу и плавно подать тягач вперед до полной расценки с полуприцепом.

Устройство ССУ


Седельно-сцепное устройство тягача.
В состав ССУ входит ряд элементов, каждый из которых играет свою роль в процессе сцепки. Совокупный вес сцепного устро-йства составляет 100–300 килограммов.

Управление ССУ делят на полуавтома-тическое и автоматическое. Во втором случае деталь сцепки снабжают датчиками, их показатели выводят на табло в водительской кабине.

Независимо от способа управления каждое ССУ оснащено основными деталями системы. Давайте рассмотрим их подробнее.

Элементы конструкции

Ключевые составляющие любого ССУ выглядят так:

1. Механизм разъемно-сцепной

Он разделяет с грузовиком нагрузки при торможении и разгоне, отвечает за поворачивание фуры на дороге. Деталь может иметь один или два захвата. Большим спросом пользуются однозахватные модели – они с повышенной безопасностью.

Служит для крепления «пальца». Плиты могут быть цельными (литыми) или сварными. Первый вариант пользуется большим спросом: детали весят меньше, имеют повышенную жесткость.

3. Элементы крепежа

С помощью них элемент сцепки фиксируют на раме тягача. Это могут быть уголковые крепежки или же монтажные плитки. Размеры крепежей зависят от высоты седла конкретного седельного тягача.

Интересно. ССУ последнего поколения служат 1,5–2 миллиона километров. Что соответствует сроку эксплуатации среднестатистического тягача.

Размеры

Некоторые габариты «сцепок» регламентированы законодательно. Это сделано для обеспечения безопасности дорожного движения, снижения риска резкого отсоединения груженых прицепов на трассах.

ГОСТы и международные стандарты подгоняют под рамки следующие параметры:

  • Диаметры сопрягаемых частей «пальцев». Они равны двум или трем с половиной дюймам (50,8 или 89 миллиметров). Подбор детали зависит от массы грузовика. При значительных нагрузках устанавливают 89-миллиметровые шкворни.
  • Радиус хвостовой части седельного тягача, радиус «носа» полуприцепа.
  • Длина от отверстия сцепки для «пальца» до кабины тягача.
  • Высота верхней части седельно-сцепного устройства под нагрузкой от уровня трассы.

Требования прописаны в стандартах ISО337, ISО3842, ISО1726 и ISО4086.

Степени свободы

Для обеспечения маневренности сцепные устройства изготавливают с 2 или 3 степенями свободы. Большинству ССУ присваивают три степени.

Под степенью свободы подразумевают возможность сцепки двигаться в нескольких направлениях: назад и вперед, вправо и влево, а также вокруг вертикальной оси «пальца». Углы наклона стандартизированы, продольные и поперечные плоскости имеют 11 и 3 градусов наклона соответственно.

Бывают в комплектациях исключения. Для техники, которой предстоит ехать по бездорожью, устанавливают угол наклона в 7 градусов. Такой же параметр подбирают для грузовиков, перевозящих тяжелые товары. Делается это для снижения скручивающих моментов.

Угол поперечного наклона в 3 градуса подбирают для дорог с качественным покрытием. Большие показатели приводят к снижению устойчивости фуры, ее «разболтанности».

Система безопасности


Основы крепления устройства.

Для контроля качества сцепления тягача с полуприцепом производители устанав-ливают на ССУ дополнительные элементы. Чаще всего сцепной механизм снабжают сенсорной системой.

Датчики фиксируют заданные расстояния, вся информация подается на монитор, установленный в водительской кабине.

Замена опорных плит

Опытные водители знают, что такие малозначительные, на первый взгляд, элементы, как седельно-сцепные устройства и опорные плиты, являются ключевыми деталями, координирующими нормальную работу тягачей, работающих с полуприцепами. Такие устройства обеспечивают безопасность и сохранность перевозимых грузов и помогают выдерживать нагрузки.

Большинство водителей и перевозчиков мало уделяют внимания этому узлу, стараясь по возможности периодически его смазывать, однако только грамотная установка и своевременная замена этих деталей может гарантировать безопасность передвижения в дальнейшем.

Пошаговая инструкция по управлению ССУ

Корректная работа ССУ зависит от действий механика и водителя. Для того чтобы устройство функционировало стабильно, не вышло из строя раньше времени, следует соблюдать прописанные в документах на деталь правила. Шоферу важно обеспечить правильную сцепку и расцепку тягача с «хвостом», а также проводить профилакти-ческие мероприятия.

Сцепка

Процесс происходит в автоматическом режиме. По завершении водитель убеждается, что планка 20 встала в вертикальное положение. Это свидетельствует об успешном креплении.

Перед отправлением в путь шофер проверяет состояние крепежных элементов, пружинки защелки.

Расцепка

Для отсоединения прицепа делаем следующее:

  1. Планку 20 тянем наверх.
  2. Рукоять №1 поворачиваем на себя. Если деталь не поддается с первого раза, двигаем ею вверх-вниз.
  3. После этих манипуляций шток запорного кулака высвободится.

Детальная информация видна на видео:

Сцепку нужно осуществлять следующим образом.

1.Установить ограничители бокового наклона седла в крайние—наружные положения и застопорить их болтами.

2.Повернуть в сторону предохранитель 6.

3.Перевести рычаг 19 управления расцепкой в край» нее переднее положение, фиксируемое защелкой 24 запорного кулака. Если после расцепки захваты остались раскрытыми и удерживаются в этом положении кулачком, то перемещать рычаг вперед необязательно.

4 Подать тягач назад на малой скорости так, чтобы шкворень полуприцепа попал между’скошенными концами седла и произошла сцепка. Убедиться в том, что рычаг 19 занял крайнее заднее положение, шток кулака не выступает за передний торец и предохранитель б само расцепки опущен.

5. Поднять катки опорного устройства полуприцепа вверх.

6. Открыв защитные крышки головок пневматических систем тягача и полуприцепа, соединить головки.

7. Вставить вилки электропроводов полуприцепа в штепсельные розетки тягача.

8. Установить ограничители бокового наклона седла в положение, необходимое для движения, и закрепить их.

9. Растормозить стояночную тормозную систему полуприцепа.

Степени свободы

Полуавтоматические шкворневые сцепные устройства выпускают с двумя и тремя степенями свободы. В первом случае обеспечивается возможность продольного качания полуприцепа относительно тягача на определенный угол β и поворот полуприцепа вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальной плоскости на угол не менее ±90°. Большинство седельных тягачей общетранспортного назначения, эксплуатирующиеся в основном на дорогах с усовершенствованным покрытием, оснащено ССУ с двумя степенями свободы. По сравнению с трехстепенными эти устройства повышают устойчивость автопоезда в движении, имеют меньшую массу и пониженную габаритную высоту.

Устройства с тремя степенями свободы оборудованы второй, но уже продольной осью, которая дополнительно обеспечивает возможность поперечного качания полуприцепа относительно тягача в каждую сторону на угол α до 15° включительно. При этом поперечная и продольная оси могут находиться на разной высоте или на одной в так называемом карданном шарнире. Такие технические решения используются для автопоездов, эксплуатируемых на бездорожье или предназначенных для перевозки тяжеловесных неделимых грузов, а также для транспортных средств, в состав которых входят полуприцепы особо жесткой на кручение конструкции (например, короткобазные полуприцепы, полуприцепы-самосвалы, полуприцепы-цистерны несущих конструкций и т. п.).

Использование для перечисленных выше автопоездов устройств с двумя степенями свободы приводит к передаче на раму тягача значительных скручивающих моментов, способствующих ее быстрому разрушению. Напротив, ССУ с тремя степенями свободы лишены этих недостатков, однако автопоезда с такими устройствами во время движения менее устойчивы. Другой недостаток заключается в том, что груженый полуприцеп опирается на шарнир, центр вращения которого находится ниже центра тяжести полуприцепа. При движении автопоезда в поворотах результирующая центробежная сила, действующая в центре тяжести полуприцепа, стремится опрокинуть последний, что снижает поперечную устойчивость автопоезда и может привести к аварии. Чтобы этого не прозошло, иногда применяют ССУ с механическими или гидравлическими стабилизаторами. В автопоездах, работающих в тяжелых дорожных условиях, при выезде на магистраль с качественным покрытием качание полуприцепа вокруг продольной оси ограничивается (±3°) специальным механизмом.

Имеются и другие решения. Лучшую устойчивость движения автопоезда обеспечивают ССУ с тремя степенями свободы, которые имеют «дуговой» механизм поперечной гибкости, обладающий свойством самостабилизации. Французская фирма Coder Ture разработала оригинальное сферическое ССУ, предназначенное для повышения устойчивости автопоездов и обладающее повышенной надежностью, поскольку оно сохраняет сцепление тягача с полуприцепом даже при сломанном шкворне. Сцепной механизм находится в сферическом вогнутом кожухе, диаметр сферы выбран так, что центр сферы расположен выше центра тяжести полуприцепа. Возникающая в поворотах центробежная сила стремится наклонить полуприцеп к внутренней стороне виража, т. е. повышает его устойчивость. Сцепка окружена специальными прикрепленными к полуприцепу ограничителями для сохранения его сцепления с тягачом даже при поломке шкворня. Помимо прочего описанная конструкция разгружает раму от скручивающих усилий, так как при наезде на дорожные неровности полуприцеп может наклоняться в любую сторону по отношению к тягачу.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Опорно-сцепное устройство автопоезда, содержащее опорную плиту, установленную на раме автомобиля-тягача с седлом и разъемно-сцепным механизмом, взаимосвязанное со шкворнем, жестко закрепленным на опорном листе уступа рамы полуприцепа, отличающееся тем, что шкворень в опорном листе уступа рамы полуприцепа установлен подвижно с возможностью угловых поворотов относительно своей продольной оси симметрии и поступательного движения относительно продольной оси упомянутой рамы и снабжен с одной стороны двуплечим рычагом, несущим две подпружиненные пружинами сжатия тяги, шарнирно соединенные с пальцем, жестко установленным на опорном листе уступа, а с другой — шестерней, взаимодействующей с зубчатой втулкой, жестко закрепленной на седле опорно-сцепного устройства автомобиля-тягача.

Источник

Оцените статью