Структурная схема предприятия по ремонту

Ремонт технологического оборудования

Структура ремонтной службы предприятия

1. Организация ремонтной службы предприятия

Ремонт оборудования и надзор за его технической эксплуатацией и содержанием на предприятии возглавляет главный механик. Структурная схема службы главного механика представлена на рис. 1.

Основными функциями службы главного механика являются — разработка на основании действующих руководящих положений и инструкций по планово-предупредительному ремонту оборудования годовых, квартальных и месячных планов и графиков ремонта;

— административное и техническое руководство подразделениями и ответственными исполнителями службы, а также функциональное методическое руководство административно неподчиненными службе подразделениями;

— практическое и эффективное выполнение системы планово-предупредительного ремонта действующего оборудования предприятия;

— систематическая проверка и контроль технического состояния оборудования, надзор за соблюдением производственным персоналом норм и правил технической эксплуатации оборудования и своевременного и качественного ухода за ним;

— оформление заказов и договоров на производство капитального ремонта оборудования, выполняемого подрядным способом;

— обеспечение действующего парка оборудования необходимой технической документацией — альбомами чертежей на запасные части, паспортами и т. п.;

Рисунок 1 — Структурная схема службы главного механика швейного

— изготовление запасных частей к технологическому оборудованию, их хранение и обеспечение ими цехов предприятия;

— техническое руководство и контроль смазочного хозяйства предприятия;

— участие в составлении и оформлении заявок на новое оборудование, контроль за своевременным и полным их выполнением;

— учет действующего и бездействующего оборудования предприятия;

— участие в составлении списков и актов на списание с баланса предприятия оборудования, пришедшего в негодность, ремонт и модернизация которого экономически неэффективны;

— составление титульных списков на капитальный ремонт оборудования, ведение сметно-финансовых расчетов по планово-предупредительному ремонту;

— участие в проводимой предприятием работе по составлению планов модернизации оборудования, определению технической и экономической целесообразности модернизации, составлению технических заданий и проектов на модернизацию оборудования;

— организация выполнения работ по модернизации оборудования согласно разработанным планам в установленные сроки;

— участие в расследовании и ведение учета аварий и поломок оборудования, а также случаев ненормального его износа;

— оформление актов с выявлением причин и виновников аварий, разработка мероприятий для предупреждения их в дальнейшем;

— представление руководству цехов и предприятия виновников поломок и аварий для наложения административной и материальной ответственности;

— составление заявок на материалы, полуфабрикаты и покупные изделия для обеспечения ремонта и нормальной эксплуатации оборудования с технико-экономическим обоснованием потребности в них;

— учет фактического расхода материалов для ремонта и эксплуатации оборудования;

— разработка и в установленном порядке утверждение должностных инструкций для подчиненного персонала;

— участие в приемке вновь поступающего на предприятие смонтированного оборудования;

— установка по заказам производств приспособлений и устройств по технике безопасности, охране труда и противопожарным мероприятиям в соответствии с действующими правилами и нормами техники безопасности и противопожарной охраны;

— разработка и проведение мероприятий, направленных на снижение стоимости ремонта оборудования и механизации ремонтных работ;

— разработка планов организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение технического уровня оборудования, снижение трудоемкости и себестоимости всех работ по системе планово-предупредительного ремонта, улучшение их качества, сокращение простоя оборудования и повышение сроков службы деталей и механизмов оборудования;

— рассмотрение рационализаторских предложений по обслуживанию и ремонту оборудования и принятие необходимых мер для их быстрейшей реализации;

— организация обучения и повышения квалификации всех работников службы главного механика;

— подбор инженерно-технических работников и рабочих для аппарата службы главного механика, ремонтных цехов и участков.

Как видно из приведенного перечня, функции службы главного механика предприятия обширны. Полное, своевременное и качественное их выполнение обеспечивает прочную базу для дальнейшего повышения эффективности основного производства.

Количество и подчиненность структурных подразделений, входящих в отдел главного механика, может изменяться в зависимости от конкретных условий предприятия.

2. Виды ремонта и структура ремонтного цикла

В зависимости от размеров предприятия, количества оборудования и квалификации ремонтного персонала ремонт производится различными способами: централизованным, децентрализованным и смешанным.

Централизованный способ предусматривает проведение всех видов технического обслуживания и ремонта силами ремонтно-механических цехов предприятий.

Децентрализованный способ проведения ремонта оборудования предусматривает проведение всех видов ремонта и техническое обслуживание силами цехового ремонтного персонала производственных цехов.

Смешанный способ ремонта заключается в проведении технического обслуживания, осмотров, текущих и средних ремонтов силами ремонтного персонала, а выполнение капитальных ремонтов (в ряде случаев средних ремонтов) — силами ремонтно-механического цеха.

При проведении ремонта оборудования применяют следующие методы ремонта: индивидуальный, узловой, последовательно-узловой, стендовый.

Индивидуальный метод заключается в том, что все технологические операции ремонта выполняются последовательно: детали и сборочные единицы после снятия ремонтируют и устанавливают на эту же машину, за исключением некоторых, которые заменяются новыми. При этом машина простаивает дольше, чем необходимо для восстановления деталей.

Индивидуальный ремонт имеет ряд недостатков:

повышенный простой оборудования по сравнению с простоем при ремонте каким-либо иным способом;

высокая стоимость ремонта;

потребность в ремонтных рабочих высокой квалификации;

ограниченная возможность механизации ремонтных работ.

Узловой метод ремонта состоит в замене требующих ремонта сборочных единиц на заранее отремонтированные, приобретенные или изготовленные. Снятые с машины сборочные единицы и детали ремонтируют и хранят как запасные. Этот метод при современном, более высоком уровне развития техники и высоком оснащении ремонтных служб получает все более широкое распространение при ремонте однотипного оборудования, имеющегося в большом количестве на предприятии. По сравнению с индивидуальным, узловой метод имеет следующие преимущества:

— сокращается простой оборудования в ремонте;

— появляется возможность более точного планирования ремонтных работ;

— появляется возможность проведения ремонта во время технологических остановок, нерабочих смен и в выходные дни;

— сокращается количество рабочих, одновременно занятых на ремонте оборудования, и т. п.

Последовательно-узловой метод проведения ремонта предусматривает ремонт и замену сборочных единиц и деталей не всех сразу, а отдельных в зависимости от сроков их службы. Он проводится преимущественно в нерабочее время. Этот метод может широко использоваться при ремонте оборудования, имеющего конструктивно-обособленные узлы.

Стендовый метод заключается в замене машины целиком уже отремонтированной того же типа; подлежащую ремонту машину отправляют на ремонт в ремонтно-механический цех.

Схема типового капитального ремонта представлена на рис. 2.

Рисунок 2 — Общая схема типового технологического процесса капитального

ремонта машины с применением узлового метода

3. Восстановление изношенных деталей. Анализ трудовых затрат

Долговечность отремонтированного швейного оборудования в большой мере зависит от того, какими способами производится восстановление деталей и как оно организовано. Применение наиболее эффективных способов обеспечивает длительные сроки службы деталей, снижает расход запасных частей, материалов, затраты труда и пр. Наряду с применением рациональных способов высококачественного восстановления деталей с наименьшими затратами труда и средств большое значение имеет организация производства, а именно: централизованное восстановление деталей в специализированных цехах, оснащенных современным оборудованием, приспособлениями, инструментом.

Выбор способа восстановления зависит от конструктивно-технологических особенностей и условий работы деталей, величины их износа, эксплуатационных свойств самих способов, определяющих долговечность отремонтированных деталей, и стоимости их восстановления. Конструктивно-технологические особенности деталей определяются:

1) их структурными характеристиками— геометрической формой и размерами, материалом и термообработкой, поверхностной твердостью, точностью изготовления и чистотой поверхности;

2) характером сопряжения — типом посадки;

3) условиями работы — характером нагрузки, родом и видом трения величиной износа за эксплуатационный период.

Знание структурных характеристик деталей, условий их работы и эксплуатационных свойств способов позволяет в первом приближении решить вопрос о применимости того или иного из них для восстановления отдельных деталей. Такой анализ дает возможность установить, какие из деталей могут восстанавливаться всеми или несколькими способами и какие по своим структурным характеристикам допускают только один способ восстановления. Этот анализ выражает техническую часть выбора рационального способа восстановления деталей без учета экономической целесообразности того или иного способа. Поэтому необходима еще оценка способов восстановления, определяемая стоимостью восстановления деталей.

Окончательно вопрос выбора рационального способа решается с помощью технико-экономического анализа, связывающего долговечность детали с экономикой ее восстановления.

Относительная себестоимость деталей, т. е. себестоимость восстановления детали, отнесенная к сроку службы ее после ремонта, является основным критерием при оценке целесообразности восстановления детали и выборе способа восстановления.

Восстановление детали экономически эффективно, если относительная себестоимость восстановления меньше или равна относительной себестоимости изготовления новой детали:

где СВ – себестоимость восстановления детали, руб.;

СН – себестоимость изготовления новой детали, руб.;

ТВ – средний срок службы восстановленной детали, ч;

ТН – средний срок службы новой детали, ч.

Если в приведенную формулу ввести коэффициент долговечности К, равный отношению среднего срока службы восстановленной детали к среднему сроку службы новой детали, формула примет вид

При К =1, т. е. при равной долговечности новой и восстановленной деталей, рациональность применения любого из способов будет зависеть только от себестоимости восстановления. Чем меньше (единицы) коэффициент долговечности детали, тем ниже должна быть себестоимость ее восстановления. Наоборот, при коэффициентах долговечности, больших единицы, рациональными могут оказаться способы восстановления с высокой себестоимостью. Таким образом, долговечность деталей, восстановленных различными способами, в общем случае может быть равна, меньше или больше долговечности новых деталей того же наименования. Все будет зависеть от эксплуатационных свойств применяемого способа восстановления деталей.

При определении экономической эффективности восстановления быстроизнашивающихся деталей, работающих до полного износа, необходимо учитывать затраты на разборку и сборку сборочной единицы:

где — затраты на разборку и сборку сборочной единицы, руб.

Эффективность восстановления изношенной детали КД при выборе способа восстановления и оценки целесообразности ее ремонта определяется из отношения:

Эффективность должна быть равна или больше единицы, т. е. КЭ ³ 1.

При оценке экономической эффективности ремонта изношенной детали необходимо учитывать, что восстановление детали может быть рентабельным даже тогда, когда себестоимость ее восстановления больше себестоимости изготовления новой детали, например, когда изготовление новой детали связано с длительным простоем машины, который вызывает более значительные потери, чем себестоимость детали.

Для определения экономической эффективности восстановления деталей по сравнению с их изготовлением в условиях данного производства используют технологическую себестоимость.

Технологическая себестоимость восстановления деталей — это часть затрат производства на одну деталь. В состав технологической себестоимости входят затраты, которые изменяются в зависимости от выбранного способа восстановления.

Если восстановление детали не требует дополнительных капиталовложений, затраты на восстановление сопоставляют с себестоимостью (стоимостный показатель).

Технологическую себестоимость восстановления детали, состоящую из стоимости материала и суммы себестоимости отдельных операций по восстановлению, находят из следующей зависимости:

где СВ — технологическая себестоимость одной детали, руб.;

М — стоимость материала восстановленной детали, руб.;

СВi — себестоимость операции по восстановлению, руб.

Стоимость основных материалов восстановленной детали М, руб., определяют по формуле

где МВ — стоимость материала, израсходованного на восстановление, руб.;

МД — стоимость материала изношенной детали по цене металлолома, руб.

Для определения стоимости основных материалов при изготовлении новой детали МН, руб., пользуются следующей формулой :

где МЗ — стоимость материала заготовки, руб.;

МО — стоимость отходов в виде стружки, руб.

В технологическую себестоимость восстановления или изготовления детали, кроме затрат на материал, входят следующие затраты:

где Сi — затраты на восстановление или изготовление деталей, руб.;

CЗ — заработная плата основных рабочих с начислением в фонд соцстраха, руб.;

СЭ — затраты на силовую и технологическую электроэнергию, руб.;

СА — амортизационные отчисления на оборудование, руб.;

СВ.М — затраты на вспомогательные материалы, руб.;

СП — затраты на приспособление, руб.;

СИ — затраты на инструмент, руб.;

СА.З — затраты на амортизацию и содержание помещения, руб.;

СО — доля стоимости ремонта оборудования, приходящаяся на период его

эксплуатации по восстановлению (изготовлению) детали, руб.

Себестоимость восстановления партии деталей равна

где — себестоимость восстановления партии деталей, руб.;

СО — переменные затраты на одну деталь, руб.;

N — число деталей в партии;

— затраты на партию деталей, не зависящие от количества деталей в

Отсюда себестоимость восстановления одной детали СЕ руб., равна

Из приведенного уравнения видно, что себестоимость восстановления одной детали тем меньше, чем больше размер партии.

4. Приемка в эксплуатацию отремонтированного оборудования

Из капитального и среднего ремонтов оборудование принимается комиссией в два приема: предварительно и окончательно.

Предварительно оборудование принимается по окончании ремонта и включает в себя следующие этапы:

1) проверка объема выполненных работ, предусмотренных ведомостью дефектов для данного оборудования;

2) внешний осмотр оборудования;

3) испытание оборудования на холостом ходу;

4) испытание оборудования под нагрузкой.

По ведомости дефектов, составленной при сдаче оборудования в ремонт, комиссия проверяет объем выполненных работ.

При внешнем осмотре проверяют комплектность машины, качество сборки, доступное проверке без включения машины (например, отсутствие качки в механизмах игловодителя, нитепритягивателя и т. п.), фиксацию переключаемых элементов в рабочем положении, плотность затяжки крепежа и т. д.

При испытании на холостом ходу определяют качество ремонта оборудования и правильность взаимодействия сборочных единиц и деталей путем обкатки. Перед началом испытания полости корпусных деталей и масленки заполняют смазкой, все трущиеся и движущиеся части оборудования смазывают и проводят опробование органов управления оборудования вручную. Обкатку оборудования производят с обильной смазкой при минимальной частоте вращения главного вала и минимальной нагрузке не менее получаса, после чего масло заменяют. В процессе холостой обкатки оборудования должны быть проверены наличие, прочность и надежность действия защитных устройств на открытых ременных и цепных передачах, маховиках и других вращающихся деталях, предохранительных щитков для защиты рабочего от травмирования отлетающими частями пуговиц, крючков, петель, игл и т. п., других устройств по охране труда, а также блокировок, предохраняющих рабочие органы оборудования от поломки. Испытание на холостом ходу завершается сверкой с паспортными данными технологических показателей оборудования.

При испытании под нагрузкой проверяют качество работы оборудования, правильность функционирования и взаимодействия всех механизмов в условиях нормальной эксплуатации.

Окончательная приемка оборудования из капитального ремонта производится на ходу по истечении пяти смен работы, а из среднего ремонта — по истечении двух смен. Ответственность за нормальное обслуживание оборудования в период от предварительной до окончательной сдачи из ремонта несет цеховой персонал.

При приемке оборудования из ремонта устанавливаются две оценки состояния принимаемого оборудования: «отлично» и «хорошо». Оценка «отлично» дается ремонту, произведенному в соответствии с техническими условиями на приемку оборудования из ремонта и в соответствии с паспортными данными. Оценка «хорошо» дается, если имеются незначительные отклонения в допусках отдельных деталей от утвержденных технических условий, не оказывающие прямого влияния па работу оборудования и на качество изготовления продукции.

Результаты испытания оборудования под нагрузкой и в работе заносятся в наряды на ремонт. В случае, если оборудование после ремонта не соответствует установленным требованиям, его не принимают, а лица, допустившие некачественный ремонт, обязаны без дополнительной оплаты устранить дефекты, обнаруженные при приемке.

Смонтированное после ремонта оборудование должно отвечать всем требованиям, изложенным в «Правилах технической эксплуатации предприятий швейной промышленности системы Министерства легкой промышленности» и в «Правилах техники безопасности и производственной санитарии на предприятиях швейной промышленности».

5. Оценка экономической эффективности ремонта

Восстановление детали экономически эффективно, если относительная себестоимость восстановления меньше или равна относительной себестоимости изготовления новой детали:

где СВ — себестоимость восстановления детали, руб.;

СН — себестоимость изготовления новой детали, руб.;

ТВ — средний срок службы восстановленной детали, ч;

ТН — средний срок службы новой детали, ч.

Если в приведенную формулу ввести коэффициент долговечности К, равный отношению среднего срока службы восстановленной детали к среднему сроку службы новой детали, формула примет вид

При К = 1, т. е. при равной долговечности новой и восстановленной деталей, рациональность применения любого из способов будет зависеть только от себестоимости восстановления. Чем меньше (единицы) коэффициент долговечности детали, тем ниже должна быть себестоимость ее восстановления. Наоборот, при коэффициентах долговечности, больших единицы, рациональными могут оказаться способы восстановления с высокой себестоимостью. Таким образом, долговечность деталей, восстановленных различными способами, в общем случае может быть равна, меньше или больше долговечности новых деталей того же наименования. Все будет зависеть от эксплуатационных свойств применяемого способа восстановления деталей.

При определении экономической эффективности восстановления быстроизнашивающихся деталей, работающих до полного износа, необходимо учитывать затраты на разборку и сборку сборочной единицы:

где СР.С — затраты на разборку и сборку сборочной единицы, руб.

Эффективность восстановления изношенной детали КЭ при выборе способа восстановления и оценки целесообразности ее ремонта определяется из отношения

Эффективность должна быть равна или больше единицы, т. е. .

При оценке экономической эффективности ремонта изношенной детали необходимо учитывать, что восстановление детали может быть рентабельным даже тогда, когда себестоимость ее восстановления больше себестоимости изготовления новой детали, например, когда изготовление новой детали связано с длительным простоем машины, который вызывает более значительные потери, чем себестоимость детали.

Источник

Читайте также:  Технический процесс ремонта пассажирских вагонов
Оцените статью