Строительство реконструкция капитальный ремонт окс

Отличие реконструкции от капитального ремонта

Определение понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт»

Основным документом, регламентирующим градостроительную деятельность в Российской Федерации, является Градостроительный Кодекс (Далее — ГрК). Он определяет все её правовые аспекты — от процедуры проведения инженерных изысканий до ввода объекта в эксплуатацию. Также в нём описан порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для зданий, сооружений и линейных объектов.

Все строительные работы классифицируются определенным образом, их неправильная интерпретация может привести к финансовым потерям или другим нежелательным последствиям. Один из самых спорных вопросов – предмет обсуждения данной статьи.

Итак, рассмотрим определения понятий капитального ремонта и реконструкции:

Реконструкция объектов капитального строительства (статья 1, п.14 ГрК) — изменение параметров объекта или его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

С определением реконструкции линейных объектов можно ознакомиться в статье 1 п.14_1 ГрК.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (статья 1, п.14_2 ГрК) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объекта или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Читайте также:  Комплект для ремонта муфты соединительной оптической

С определением капитального ремонта линейных объектов можно ознакомиться в статье 14_3 ГрК.

На что влияет отнесение работ к тому или иному виду?

Главной особенностью проведения работ по реконструкции является необходимость разработки полного комплекта проектной документации , включающей все обязательные разделы по Постановлению Правительства РФ №87.

Также, в большинстве случаев, будет необходимо провести её экспертизу.

Кроме этого, придётся получать разрешение на строительство, в случае, если затронуты конструктивные элементы или другие характеристики надежности и безопасности объекта, а также при производстве работ превышены предельно допустимые параметры строительства (ч.17.4 статьи 51 ГрК).

При необходимости получения разрешения на строительство также нужно вводить объект в эксплуатацию после завершения работ.

Процедура подготовки документации для реконструкции во многом аналогична разработке такой документации для нового строительства — Вам придётся пройти всё те же этапы. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «проектная документация», в которой описан состав стадии П, необходимость её разработки для различных объектов, порядок и особенности прохождения государственной и негосударственной экспертизы, а также прочие нюансы.

При осуществлении капитального ремонта, в соответствии с п.12_2 статьи 48 ГрК, необходимо разрабатывать только те разделы проектной документации, которые затрагивают выполняемые работы. Кроме того, в соответствии с п.2 статьи 51 ГрК, в данном случае получение разрешения на строительство не требуется.

Также не требуется ввод объекта в эксплуатацию по завершении работ.

Отметим, что отнесение работ к тому или иному виду находится в компетенции собственника объекта или лица, ответственного за его эксплуатацию. Это также влияет на бухгалтерский учёт указанного лица, но это тема совершенно другой статьи и здесь рассматриваться не будет.

Проведение работ по реконструкции без разрешения на строительство или под видом капитального ремонта преследуется по закону. В соответствии с частью 1 статьи 95 Кодекса об административных правонарушениях за указанные действия для юридических лиц установлен штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Признаки, характеризующие реконструкцию объекта капитального строительства

Для начала отметим — достаточно хотя бы одного признака, обозначенного в определении понятия «реконструкция», для отнесения работ к данному виду.

Например, к реконструкции будут отнесены следующие виды работ:

  • 1) Изменение этажности здания Здесь подразумевается изменение количества этажей. Стоит учитывать, что не все части здания являются этажами, например, чердак (в отличие от мансарды) — это не этаж. Соответственно, при оборудовании мансарды в чердачном пространстве количество этажей изменится и станет на 1 больше. При этом, по общему правилу, разрешение на строительство не потребуется (при условии сохранения конфигурации кровли). Если кровля тоже подвергается реконструкции и угол её наклона хотя бы немного изменяется, то увеличится или уменьшится строительный объем, который тоже является признаком реконструкции.
  • 2) Изменение строительного объема В данном случае требуется разрешение на строительство, поскольку модифицируется часть несущих конструкций и изменяется конструктивная надежность.
  • 3) Замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, исключая восстановление/замену их отдельных элементов на аналогичные или улучшенные Если при сносе объекта останется хотя бы один конструктивный элемент, то все последующие работы будут относиться не к новому строительству, а именно к реконструкции, поскольку часть объекта сохраняется. Какие конструкции и в каком объеме — совершенно не важно. Даже если Вы полностью снесете здание и возведете новое с такими же характеристиками — всё-равно это будет считаться реконструкцией. И только в случае полного сноса старого объекта и возведения нового, отличного от того, которое существовало на этом месте до этого, можно рассматривать работы как новое строительство.

Грань между реконструкцией и капитальным ремонтом

Согласно определениям данных понятий, разница заключается в количестве заменяемых элементов конструкций.

Капитальный ремонт — замена части несущих конструкций или их отдельных элементов. Де-юре, при замене 99% балок, можно сказать, что данный вид работ — это капитальный ремонт. Таким образом, Вам не потребуется разрабатывать полный комплект проектной документации по Постановлению Правительства РФ №87, получать разрешение на строительство и вводить объект в эксплуатацию.

Кратко о реконструкции и капитальном ремонте линейных объектов

Критериями, определяющими грань между реконструкцией и капитальным ремонтом линейных объектов, являются: изменения класса, категории, первоначально установленных показателей функционирования объекта, изменение границ полосы отвода или охранных зон.

В данной статье мы не будем подробно рассматривать нюансы реконструкции и капитального ремонта линейных объектов и ограничимся приведением одного классического примера: если Вы собираетесь построить какой-либо объект рядом с автомобильной дорогой (АЗС, автомойку и прочее), то Вам придётся сделать с неё въезды и съезды, которые с большой долей вероятности повлияют на пропускную способность. Также, возможно, изменится полоса отвода. Поэтому иногда формально юридически при строительстве таких объектов приходится делать реконструкцию линейного объекта.

Источник

Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства

Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 52 Градостроительного кодекса РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ в часть 1 статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 52 дополнена частью 1.1 с 31 июля 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ

1.1. До выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации. Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ часть 2 статьи 52 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса дополнена частью 2.2, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

2.2. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.

Источник

Оцените статью