Строительство реконструкция капитальный ремонт далее строительство

Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства

Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 52 Градостроительного кодекса РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ в часть 1 статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 52 дополнена частью 1.1 с 31 июля 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ

1.1. До выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации. Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Что надо при кап ремонте двигателя

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ часть 2 статьи 52 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса дополнена частью 2.2, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

2.2. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.

Источник

Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ.

2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (часть в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ.
3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

(Часть в редакции, введенная в действие со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 240-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.

3.1. В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее — работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (часть дополнительно включена со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 240-ФЗ).

3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции застройщиком или техническим заказчиком могут привлекаться на основании договора юридические лица в качестве лиц, осуществляющих отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

(Часть дополнительно включена со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 240-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.

4. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

(Часть в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.

5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также — органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 188-ФЗ.

1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.

5.1. Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 настоящей статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.

(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.____________________________________________________________________
Положения части 5.1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг — см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.

____________________________________________________________________
6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

(Часть в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
8. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к статье 52 ГрК РФ

1. Введение такой нормы также является новеллой градостроительного законодательства. Еще одним важным моментом является закрепление положения о том, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт таких объектов регулируются на федеральном уровне. До этого предусматривалась возможность принятия территориальных и региональных строительных нормативов.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, кроме случаев, предусмотренных ГрК РФ, должны осуществляться исключительно на основе разрешения на строительство и с соблюдением технических регламентов (до их введения — требований нормативных правовых актов Российской Федерации), в противном случае объект капитального строительства будет в соответствии со ст. 222 ГК РФ являться самовольной постройкой.

2 — 3. Части 2 и 3 статьи устанавливают круг лиц, которые могут осуществлять строительство. Такими лицами могут быть как сам застройщик, так и привлекаемое им (или его уполномоченным лицом — заказчиком) на договорной основе физическое или юридическое лицо. При этом указанные лица могут осуществлять строительство только при условии их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим такого рода деятельность.

Законодательством Российской Федерации установлено такое требование к лицам, которые могут осуществлять строительство и реконструкцию, как наличие лицензии. Причем указанное требование претерпело существенные изменения. Ранее в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежала лицензированию деятельность по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. При этом уровни ответственности зданий и сооружений устанавливались по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету», утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 25 марта 1988 г. N 48 (с изм. от 21 декабря 1993 г.). Согласно Правилам учета степени ответственности зданий и сооружений при проектировании конструкций, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 19 марта 1981 г. N 41, степень ответственности зданий и сооружений определяется размером материального и социального ущерба, возможного при достижении конструкциями предельных состояний. Порядок лицензирования деятельности по строительству установлен Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731) .

Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ внесены изменения в Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым лицензированию подлежит строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Перечень работ и услуг по указанным видам деятельности должен устанавливаться положениями о лицензировании таких видов деятельности.

Изменениями от 2 июля 2005 г. в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривалась отмена с 1 января 2007 г. лицензирования строительства зданий и сооружений.

Вместе с тем отмена лицензирования строительной деятельности должна быть увязана с переходом к иным методам государственного регулирования соответствующих сфер экономической деятельности:
— развитием саморегулирования посредством создания в соответствующей сфере деятельности саморегулируемых организаций и наделения их соответствующими полномочиями по контролю за надлежащим качеством строительных работ;
— принятием ряда технических регламентов в области строительства.

В этой связи необходимо принять Федеральный закон о саморегулируемых организациях, об утверждении соответствующих технических регламентов, внести соответствующие изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. В настоящий момент работа по внесению изменений и принятию указанных Федеральных законов не завершена.

В связи с этим 22 декабря 2006 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», согласно которому срок лицензирования строительства зданий и сооружений продлен до 1 июля 2007 года.

В случае если строительство, реконструкция, капитальный ремонт осуществляет специализированная организация, привлекаемая застройщиком (уполномоченным им лицом — заказчиком) на договорной основе, то отношения между застройщиком (заказчиком) и привлекаемым на договорной основе лицом регулируются гражданским законодательством. Это может быть договор строительного подряда, инвестиционный контракт и т.д. Кроме того, специализированные организации могут привлекаться застройщиком (заказчиком) для выполнения отдельных строительных или монтажных работ. Протоколом Минстроя России от 20 февраля 1996 г. N 6 утверждены Методические рекомендации по разработке условий договора подряда на строительство по гарантиям и поручительствам.

Госстроем России 24 февраля 1999 г. утвержден Примерный профессиональный кодекс инженеров-строителей МДС 12-6.2000 , который определяет этические основы и принципиальные правила профессиональной деятельности, осуществляемой соответствующими специалистами в инвестиционно-строительной деятельности на территории Российской Федерации. Указанный Кодекс направлен на поддержание высокого уровня компетенции и профессионализма специалистов в сфере капитального строительства, обеспечение престижности профессиональной принадлежности, обеспечение добросовестного выполнения профессиональных функций и обязательств специалистов перед обществом, государством, заказчиком и коллегами. Положения Кодекса являются добровольным обязательством каждого специалиста перед обществом, своей профессией и коллегами.

4 — 6. Комментируемая статья устанавливает обязанности застройщика (заказчика) и лица, осуществляющего строительство (ч. 4 — 6). Помимо требований, установленных данной статьей, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте лицо, осуществляющее строительство, также должно соблюдать требования иных федеральных законов. Например, ст. 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусматривает обязательное страхование на время строительства гидротехнического сооружения рисков гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Частью 5 статьи установлен перечень документов, направляемых в органы государственного строительного надзора при начале работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» внесено уточнение о том, что в случае выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции требуется соответственно представлять в орган государственного строительного надзора не всю проектную документацию на объект капитального строительства, а только проектную документацию в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень документов, направляемых в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора органы, дополнен также положительным заключением государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.

В органы государственного строительного надзора направляются также общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ. Согласно СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», одобренным Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70, общий журнал работ является основным первичным производственным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительно-монтажных работ. Основное назначение журнала — обеспечение прослеживаемости руководителей, исполнителей и результатов работ, определяющих прочность, устойчивость и надежность здания (сооружения).

Общий журнал работ ведется при строительстве (реконструкции) отдельных или группы однотипных, одновременно строящихся зданий (сооружений), расположенных в пределах одной строительной площадки. Общий журнал работ ведет лицо, ответственное за производство работ на объекте (ответственный производитель работ), и заполняет его с первого дня работы на объекте лично или поручает подчиненным инженерно-техническим работникам. Специализированные строительно-монтажные организации ведут специальные журналы работ, которые находятся у ответственных лиц, выполняющих эти работы. По окончании работ специальный журнал передается организации, ответственной за производство работ на объекте (генподрядчику). Общий журнал должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью организации, его выдавшей. При недостатке в журнале места для записей заводится новый журнал работ со следующим номером, о чем делается запись на титульном листе. При сдаче законченного строительством объекта в эксплуатацию общий и специальные журналы работ предъявляются принимающей организации (органу) и после приемки объекта передаются на постоянное хранение заказчику (застройщику) или по его поручению эксплуатационной организации или пользователю. По разрешению органа архитектурно-строительного надзора допускается ведение журнала в виде электронного документа. При этом должны быть обеспечены надежная защита от несанкционированного доступа, а также идентификация подписей ответственных должностных лиц.

7. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством РФ. До установления указанного порядка Правительством РФ при внесении изменений в проектную документацию такая документация направляется на повторную государственную экспертизу, за исключением случаев, когда проектная документация в соответствии со ст. 49 ГрК РФ не подлежит государственной экспертизе.

8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает обязанности лица, осуществляющего строительство, в случае обнаружения на застраиваемом земельному участке объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Кроме того, в данном случае лицо, осуществляющее строительство, обязано действовать в соответствии с требованиями, установленными ст. 37 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» . Так, согласно ч. 3 указанной статьи в случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены.

Признаки объекта культурного наследия установлены ст. 3 указанного Закона. Так, к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

9. Часть 9 комментируемой статьи предусматривает возможность урегулирования нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и отдельных вопросов осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Среди таких нормативных правовых актов следует отметить Приказ Минобороны России от 27 июня 1996 г. N 260 «Об утверждении Руководства по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту зданий и объектов Министерства обороны Российской Федерации», СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве Часть 1. Общие требования», принятые Постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. N 80 , СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» (утв. Постановлением Госстроя России от 17 сентября 2002 г. N 123 ), ГОСТ Р 52059-2003 «Услуги бытовые. Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек. Общие технические условия» (принят Постановлением Госстандарта России от 28 мая 2003 г. N 162-ст ), СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений» (с изм. от 1991 г.), Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов капитального социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры России при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 , ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», принят Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 332-ст (с изм. и доп. от 7 июля 2003 г.) и др.

———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 38.

Имеет обязательный характер в части требований ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Стройиздат. М., 1990.

М.: ИПК «Издательство стандартов», 2003.

Особо следует отметить, что с 1 января 2005 г. действуют одобренные Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства». Указанный документ носит рекомендательный характер и устанавливает для добровольного применения общие правила ведения строительства, реконструкции, процедуры контроля качества строительства и реконструкции и оценки соответствия законченных строительством объектов недвижимости требованиям проектной документации и условиям договоров. Указанные СНиП устанавливают также рекомендации по подготовке земельного участка, оборудованию площадки строительства, иных подготовительных действий для строительства, реконструкции, капитального ремонта.

———————————
Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2004. N 3.

Кроме того, следует отметить, что для обеспечения требуемой надежности и безопасности объектов строительства необходимо использовать соответствующие качественные строительные материалы. Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1636 . Согласно указанным Правилам пригодность новой продукции для применения при проектировании и строительстве подтверждается техническим свидетельством, которое выдается с учетом обязательных требований строительных, санитарных, пожарных, промышленных, экологических, а также других норм безопасности, утвержденных в соответствии с действующим законодательством. За применение в строительстве новой продукции без наличия технического свидетельства виновные лица привлекаются к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Консультации и комментарии юристов по ст 52 ГрК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 52 ГрК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник

Оцените статью