Строительные работы допуска не капитальный ремонт

Нужен ли допуск СРО на текущий ремонт зданий?

Имею ли я право, как индивидуальный предприниматель, выполнять работы по текущему ремонту жилых домов, в том числе многоквартирных, административных зданий, без соответствующего допуска СРО строителей (не являюсь членом ни одной саморегулируемой организации)?

Ответ:

Для выполнения текущего ремонта зданий нет необходимости вступать в строительную СРО и получать соответствующие допуски к определенным видам работ. Такая позиция поддерживается антимонопольными органами (УФАС), а также судами.

Например, в информационной карте аукциона заказчик установил предмет торгов: «производство ремонтных работ административного помещения».

В техническом задании аукционной документации содержится требование о представлении свидетельства СРО.

Антимонопольный орган признал жалобу заявителя обоснованной, усмотрено нарушение закона о размещении заказов. Заказчику, по результатам рассмотрения жалобы выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. ФАС РФ, в обоснование указанного решения, указала, что представление свидетельств СРО требуется только для видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капстроительства. Но, учитывая, что предмет аукциона – работы по текущему ремонту, свидетельство о допуске к данным работам не требуется, потому как в Перечень, утвержденный Приказом Минрегиона № 624, данные работы не включены. (из решения ФАС РФ от 02.11.2010 года по делу N К-1065/10).

В письме Минрегиона № N 31330-ИП/08 от 31.08.2010 года также указывалось, что при осуществлении текущего ремонта зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации, не требуется вступление в члены СРО и получение свидетельства СРО о допуске к работам…

Читайте также:  Правила безопасности при ремонте скважины

Указанная позиция разделяется и судами.

Например, суды двух инстанций пришли к выводу том, что Перечень, утвержденный Минрегионом РФ, устанавливает виды работ, к которым не относятся работы по текущему ремонту.

Указание заказчиком в аукционной документации на необходимость наличия у участника размещения заказа свидетельства СРО, является необоснованным, потому как предметом открытого аукциона является текущий ремонт помещений спортзала. Требования заказчика о предоставлении свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, относящимся к текущему ремонту влечет за собой ограничение участников размещения заказа. Нарушены требования как закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции», так и закона N 94-ФЗ «О размещении заказов…». (из постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 по делу N А27-8476/2012)

Вместе с тем, обращаем внимание на то, что не во всех случаях проведения текущего ремонта, соответствующие допуски СРО на определенные работы не нужны. Суды при разрешении подобного рода споров, иногда учитывают не только вид ремонта (капитальный или текущий), но и характер работ. См. подробнее в статье «Когда допуск СРО требуется и на проведение текущего ремонта»?

Материал предоставлен ООО «Правовой центр «Логос» (г. Омск)

Источник

Когда допуск СРО требуется и на проведение текущего ремонта?

Формулировка ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса вызывает некоторые вопросы по поводу текущего ремонта, которые необходимо прояснить.

Напомним ее еще раз: в данной части статьи упоминаются работы по «строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Закон устанавливает, что данные работы могут выполнять только индивидуальные предприниматели или юридические лица, у которых есть выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Поскольку в статье упоминаются лишь работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, возникло мнение, что свидетельство о допуске СРО не является обязательным для проведения работ по текущему ремонту. Были случаи, когда на такую позицию становились не только строительные фирмы, но и некоторые контролирующие органы из числа территориальных органов ФАС. Действительно, по общему правилу, допуск саморегулируемой организации на текущий ремонт зданий, сооружений не требуется, о чем мы писали в статье «Нужен ли допуск СРО на текущий ремонт зданий?»

Однако, правоприменительная практика свидетельствует о том, что такая трактовка не всегда допустима. В частности, об этом свидетельствуют решения арбитражных судов, которые неоднократно выносили постановления о том, что упомянутая позиция основана на неправильном понимании норм права, поскольку во внимание должен приниматься реальный характер работ, а не только вид ремонта. Именно от характера работ зависит безопасность объекта. И, если конкретно данный вид работ включен в государственный Перечень, то, вне зависимости от того, о каком ремонте идет речь – о капитальном или текущем, — наличие свидетельства о допуске является непременным условием для выполнения таких работ.

Приведем пример из практики в пользу такой аргументации.

Вид ремонта и характер работ

Согласно позиции УФАС, требование к участникам размещения заказа, содержащееся в конкурсной документации, о предоставлении копии свидетельства, выданного СРО, о допуске к определенным видам работ, которые составляют предмет контракта, признано противоречащим законодательству.

Речь шла о заключении контракта на текущий ремонт моста, который, в отличие от капитального ремонта объекта, не влияет на безопасность, следовательно, требование относительно свидетельства о допуске СРО – не обязательно.

По проекту ремонта моста необходимо было выполнить следующие работы: заменить пролетные строения, провести ремонт опор, восстановить регуляционные сооружения, переустроить переходными плитами сопряжения моста с насыпями подходов, провести работы по устройству водоотвода для моста и подходов к нему и др.

Решение судов по этому делу было обосновано таким образом: суд сослался на Приказ Минтранса России N 160 от 12.11.2007, и руководствуясь утвержденной Приказом Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, установил, что специальные нормы, содержащиеся в упомянутой Классификации, подразумевают следующее: в ходе ремонта искусственных дорожных сооружений (мосты относятся к таковым), может требоваться выполнение таких видов работ:

  • работы по устройству монолитных и сборных железобетонных и бетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов, конструкций пешеходных мостов (пп. 29.1-29.3);
  • работы по монтажу стальных пролетных строений мостов, эстакад и путепроводов (п. 29.4);
  • устройство деревянных а также каменных мостов, эстакад и путепроводов (пп. 29.5-29.6).

Поскольку упомянутые виды работ включены в Перечень работ, право выполнять которые имеют только специально допущенные СРО субъекты, а также поскольку мостостроение относится к специализированному строительству, при котором предусматривается усиленный контроль качества и повышенные требования к существующим нормам, правилам и допускам, при котором затрагивание конструктивных элементов сооружения неизбежно, то участники размещения заказа, не имеющие соответствующего свидетельства о допуске к работам, от которых зависит безопасность капитальных объектов, не могут быть привлеченными к таким работам. (Постановление N А64-826/2011 от 22.11.2011 года; определением N ВАС-2275/12 от 15.03.2012 ВАС РФ в передаче дела N А64-826/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления отказано.)

Источник

Допуск СРО к производству строительно-монтажных работ

Зачастую генеральный подрядчик обладает допуском СРО по п. 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень), утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, и не имеет ни одного допуска к производству строительно-монтажных работ собственными силами, привлекая для этого подрядчика, а тот в свою очередь субподрядчика. Какие проблемные моменты могут возникнуть в этой связи?

Рассмотрим ситуацию, когда генподрядчик с допуском СРО по п. 33.3 Перечня (жилищно-гражданское строительство) привлек для выполнения строительно-монтажных работ по устройству наружных и временных сетей водоснабжения и канализации подрядчика, обладающего допуском СРО поп. 33.7 Перечня и также не имеющего права выполнять указанные работы собственными силами. Возникает вопрос: обязан ли в данном случае генподрядчик проверять наличие допусков СРО по п. 16 и 17 Перечня у конечных субподрядчиков? Несет ли он ответственность за выполнение субподрядчиком работ без соответствующих допусков?

Договор с подрядчиком без допуска СРО к выполнению работ.

Порядок заключения договора подряда описан в гл. 37 ГК РФ. Статья 706 ГК РФ гласит: если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

При этом генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком обязательств в соответствии с нормами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком – за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик – создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить договорную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство либо реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не прописано в договоре.

Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В то же время п. 2 ст. 721 ГК РФ определяет: если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.

Статьей 52 ГрК РФ установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Пункты 33.3 и 33.7 Перечня предусматривают работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора, в части жилищно-гражданского строительства, объектов водоснабжения и канализации соответственно. Пункты 16 и 17 Перечня предусматривают виды работ по устройству наружных сетей водопровода и канализации.

Таким образом, генеральный подрядчик, имеющий допуск СРО по п. 33.3 Перечня, может заключить договор с субподрядчиком по устройству наружных сетей водопровода и канализации при условии, что субподрядчик имеет допуск СРО по п. 33.7 Перечня. При этом в данном договоре должна быть предусмотрена обязанность субподрядчика выполнить указанные работы с привлечением другой подрядной организации, имеющей допуск СРО по п. 16 и 17 Перечня.

Последствия выполнения работ без допуска СРО.

В силу ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков. При неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования заказчик может отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

В силу п. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно отвечать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте соответствующих условий договора – требованиям, обычно предъявляемым к работам этого рода. Согласно ст. 754 ГК РФ подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.

В свою очередь, п. 4 ст. 53 ГрК РФ устанавливает, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта лицом, осуществляющим строительство (совместно застройщиком или заказчиком в случае осуществления работ на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и не могут быть проверены после завершения других работ из-за технологии строительства. Контроль также должен вестись за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других конструкций и участков сетей, за соответствием указанных работ, конструкций и участков требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций, а в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания данных конструкций. По результатам проведения контроля составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Статья 9.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ (если оно является обязательным). В этом случае на юрлицо или индивидуального предпринимателя налагается административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. За повторное в течение года несоблюдение при выполнении работ минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске ему грозит штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Из сказанного следует, что если субподрядчик привлекает для выполнения работ организацию, не имеющую соответствующего допуска, то ответственность перед заказчиком за последствия такого нарушения несет генеральный подрядчик . При выявлении заказчиком нарушений по допускам он может отказаться от исполнения договора и потребовать у генерального подрядчика возмещения связанных с этим убытков. Ответственность за осуществление строительства субсубподрядной организацией без допуска СРО может быть возложена контролирующими органами на генерального подрядчика или заказчика (застройщика).

В качестве примера приведем Постановление ФАС МО от 09.06.2011 № КА-А40/5239-11. В нем суд признал заказчика-застройщика виновным в административном правонарушении – осуществлении строительно-монтажных работ при отсутствии разрешения на строительство, а привлечение к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 млн руб. – обоснованным.

Кроме того, отметим, что в силу ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно прописанными в его учредительных документах, либо юрлицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юрлица, если доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При этом каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Таким образом, при заключении субподрядчиком договора с организацией, не имеющей допуска СРО, по иску данной организации, ее учредителя или контролирующего органа договор подряда может быть признан судом недействительным , что может повлечь негативные последствия для субподрядчика и, как следствие, для генподрядчика и заказчика.

Ответственность перед СРО.

Согласно ст. 55.7 ГрК РФ саморегулируемая организация принимает решение об исключении из числа своих членов индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае отсутствия у него свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов СРО и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования. СРО также вправе контролировать деятельность своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ст. 55.13 ГрК РФ).

Кроме того, СРО в соответствии со ст. 55.14 ГрК РФ рассматривает жалобы на действия своих членов. В случае выявления нарушений она применяет меры дисциплинарного воздействия, указанные в ст. 55.15 ГрК РФ:

  1. выносит предписание об обязательном устранении членом СРО выявленных нарушений в установленные сроки;
  2. выносит члену СРО предупреждение;
  3. приостанавливает действие свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
  4. прекращает действие свидетельства о допуске к работам в отношении определенного вида или видов работ;
  5. исключает из членов СРО.

Таким образом, ответственность перед СРО за деятельность без допусков несет организация, которая осуществляет эту деятельность.

Источник

Оцените статью