Шифтеры для велосипедов ремонт

Как разобрать и смазать манетки велосипеда

С помощью манетки, или иначе шифтера, регулируется скорость велосипеда. Происходит это быстро и без проблем. От исправности устройства зависит то, насколько велосипед будет маневреннее. В этом устройстве переключения скоростей несколько деталей, соприкасающихся и трущихся друг о друга. Поэтому периодически они требуют обслуживания, а отсюда возникает актуальный вопрос – как разобрать и смазать манетки.

Зачем нужны манетки на велосипеде

Манетки крепятся на руле велосипеда, они переключают скорость, как в переднем, так и в заднем узлах трансмиссии. Именно такой системой переключения оснащено подавляющее большинство современных многоскоростных велосипедов. Переключение осуществляется с помощью натяжения или наоборот – ослабления тросика, соединенного с перекидкой цепи. Конструктивно устройство манетки включает несколько деталей, требующих смазки.

Конечно, в изначальной конструкции велосипеда, такое устройство не предполагалось, так как достаточно было одной передачи и велосипедист перемещался в основном по ровным дорогам. Но перед современным велосипедом ставится гораздо больше задач: езда по пересеченной местности, скоростным шоссе, крутым подъемам, и тогда без шифтера не обойтись.

Устройство манетки

Этот механизм имеет несколько деталей, в том числе и весьма мелких:

  • ручки или курки, которые приводят в движение весь механизм. Она расположена снаружи корпуса, как правило, пластмассового, но бывает и, например, алюминиевого;
  • внутри корпуса находится подвижный блок с намотанным на него тросиком;
  • также там расположена специальная пружина-фиксатор и рычаг перемещающий блок.
Читайте также:  Гранд старекс ремонт автомата

С помощью ручки или курков манетки осуществляется движение блока и ослабления или натяжения тросика. Понятно, что все эти детали требуют периодической смазки. Описанный механизм классический для манетки. Однако, есть еще и несколько видов этого устройства, которые используются на разных велосипедах:

  1. Моноблок. Это одновременно корпус механизма манетки и рукояти тормоза, отсюда и название. Этот вариант используется в самых бюджетных вариациях систем. Но есть и иной тип моноблока. В котором чтобы переключить скорость надо сместить рычаг тормоза вправо или влево, а чтобы притормозить просто нажать на рычаг и перевести его в нижнее положение до упора. Такой тип манетки очень удобен для шоссейных многоскоростных велосипедов. И не требует частого ремонта;
  2. Триггеры – наиболее распространенный тип переключателей скоростей. В данном варианте есть два рычага, переключающиеся движением указательного и большого пальцев. Соответственно, этими рычажками, при условии хорошей смазки, тросик ослабляется или натягивается. Еще одна особенность: повышение скорости переключается только при полном нажатии рычажка, чтобы переключиться на следующую, его нужно отжать и нажать снова, тогда произойдет переход на следующую скорость. Сброс одним нажатием может доходить до 3х-4х скоростей сразу;
  3. Грипшифтовые. В данном варианте манетки всего одна поворотная ручка, органически встроенная в сам корпус механизма, на подобии мотоциклетной ручки газа. Достаточно повернуть ее в ту или иную сторону до щелчка и происходит переключение скорости. Понятно, что такую конструкцию надо постоянно смазывать, от этого будет зависеть ее эффективность.

У всех перечисленных видов манеток есть свои плюсы и минусы, но и устанавливаются они на велосипеды, к которым по функционалу они больше всего подходят.

Как разобрать, смазать и обратно собрать

Итак, трущиеся детали требуют периодической смазки, а значит, устройство переключения скоростей требует того, чтобы их разобрали и смазали. Помимо профилактических работ понадобится и чистка, а также возможен ремонт.

Читайте также:  Ремонт батарей для шуруповерта макита

Разборка и чистка

Как это сделать с манеткой Shimano, установленной на велосипеде, будет понятно в следующем алгоритме действий:

  1. Сначала надо снять само устройство, а для этого открутить заглушку, которая удерживает тросик. Оконцеватель тросика откусывается кусачками и ни в коем случае не плоскогубцами, в этом случае кончик тросика распушится и установить его в прежнее положение на велосипед будет проблематично;
  2. Снимается верхняя крышка, для этого выкручиваются два болта. Надо следить за тем, чтобы стрелка, указывающая текущую передачу, закрепленная с помощью специальной пружины, не вылетела;
  3. После этого откручивается болт нижней крышки и она снимается, с ней непосредственно связан и один рычаг;
  4. Фиксирующая гайка удерживает ножки, их надо аккуратно отогнуть, чтобы они не препятствовали дальнейшей смазке деталей;
  5. После того как произведено это действие – получен доступ к большому рычагу. Теперь надо придерживать пальцем его и с помощью отвертки сбросить специальный крючок, который удерживает спиральную пружину;
  6. Далее вынимается болт, закрепляющий среднюю часть всей системы, снимается большой и малый рычаги, спиральная пружина и, наконец, центральный болт, который выполняет функцию оси.

Таким образом, манетка для смазки почти полностью “обезврежена”, так как разобрана до барабана, на который накручивается тросик. Производим тщательную чистку всех деталей манетки. Смазать их нужно будет на определенном этапе обратной сборки.

Сборка

После того, как проведена чистка деталей, начинаем обратный процесс – сборку:

  1. Восстанавливаем ось-болт. На него надевается рычаг, шайба и втулка;
  2. Устанавливаем спиральную пружину. Затягиваем гайку, фиксирующую пружину, и обязательно надо обращать внимание на то, чтобы спирали ложились друг на друга;
  3. Свободный конец спирали зацепляется проволокой и фиксируется на еще одном свободном месте, так, чтобы спираль была совершенно зафиксирована;
  4. Придерживая рычаг, откручиваем гайку, проставка ставится на место, а гайка снова фиксируется;
  5. После этого надо проверить работу гайки-фиксатора. Она закручивается до упорного места и проверяется работа манетки, она должна ходить и регулироваться свободно. Понять это можно с помощью продвижения рычага, т. е. он в любом положении передвигается без всяких проблем;
  6. После того, как выяснили движения рычага, подгибаются ножки обратно и фиксируются. В этот момент наносится смазка, распределяемая по всему механизму. Смазывающее вещество должно попадать на все детали обильно, так, чтобы предотвратить повреждение манетки при работе;
  7. Устанавливается часть корпуса, которая получила название средняя, сбрасывается скорость (если передняя, то до 1, если задняя, то до максимальной – 8,9,10,11,12).

Сборка манетки завершена. Теперь только устанавливаются нижняя и верхняя часть корпуса и фиксируется все болтами. Велосипед снова, после того как он смазан, готов к эксплуатации.

Какую смазку нужно использовать

В разных частях велосипеда используются отличные друг от друга смазки, которые условно делят на:

Смазки последнего типа используют для велосипеда как можно реже. В основном для таких частей, как цепь или педальный механизм, в ход идут двухкомпонентные смазки. А вот механизм шифтера требует еще большей нежности, поэтому в данном случае используется жидкое масло для швейных машинок или как его еще называют бытовое. Никакой слишком густой солидол или литол не подходят. Смысл и состоит в том, что жидкая смазка проникнет в самые недоступные части устройства. И сделает их работу абсолютно свободной.

Итоги

В многоскоростных велосипедах без переключения скоростей не обойтись. Это сложный механизм, регулировка которого зависит от манетки. Волшебное устройство с двумя или одним рычагами или вообще с полным отсутствии таковых. Движением пальцев руки можно быстро переключать скорость и делать движение велосипеда максимально комфортным для наездника. По своему составу и принципу действия оно не архисложное, но требует проведения периодической чистки и смазки.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Какие манетки для велосипеда лучше

8 минут Автор: Михаил Скворцов 2325

О том, что такое манетки велосипеда, знает каждый обладатель скоростного байка. Эти устройства участвуют непосредственно в переключении скоростей, с их помощью велосипедист легко и просто управляет перебросом цепи через звезды кассет. Деталь небольшая, но от ее состояния зависит, будет ли велосипед, как и нужно, скоростным, или же «застрянет» на одной передаче.

Что такое манетки, и как они устроены

Манетки – приводные устройства переключателей передач, закрепленные на руле велосипеда. Современные скоростные байки на 90% оснащены двумя системами переключения – передней и задней – соответственно, каждая оснащается своей манеткой. Слева на ручке руля располагается приводной механизм для переднего переключателя, справа – для заднего.

В классической системе переключения 3 Х 8 на каждую переднюю звезду приходится по 2-3 задних. По аналогии, одно деление левой манетки включает 2-3 деления правой. На велосипедах с одинарной системой переключения скоростей (только задняя кассета) или на планетарной втулке устанавливается одна манетка, на правой стороне руля.

Профессиональное название этих устройств – шифтеры. Внутреннее строение их довольно простое, включает в себя несколько сопряженных деталей:

  • приводная ручка;
  • подвижный блок;
  • намотка;
  • свободный рычаг;
  • тросик переключения;
  • пружинно-трещоточный фиксатор.

Ручка, которую приводит в действие велосипедист, заставляет изменять положение свободного рычага. Тот, в свою очередь, передвигает блок, на который наматывается или сматывается тросик переключателя передач. Пружинный фиксатор выполняет функцию закрепления положения троса на барабанном блоке и не позволяет переключателю самостоятельно перебрасывать цепь.

Таким образом, за счет изменения натяжения троса на блоке выставляется соответствующая передача. Крайне важно, чтобы механизм шифтера был отлажен, и одно деление на манетке точно соответствовало перебросу цепи ровно на одну звездочку. Если манетка работает исправно, но передачи не переключаются или перескакивают через две-три, то необходимо отрегулировать переключатель скоростей.

Виды манеток, их отличия

Изначально велосипедные шифтеры работали по принципу скольжения троса и фиксации тросика за счет гайки. Здесь передача определялась натяжением на корпусе манетки, примерно так, как было описано выше. Позднее в них стали устанавливать храповики, а метод изменения положения троса называется индексным.

Современные модели велосипедов оснащаются несколькими видами приводных механизмов:

  • грипшифтовые;
  • триггеры;
  • тормозные — Dual control;
  • пистолеты.

Манетки грипшифтеры изменяют натяжение тросика за счет перемещения барабана вокруг оси руля. Движение осуществляется вперед-назад, в центре расположен указатель, по которому выставляется передача. Другие модели могут оснащаться дисплеем со стрелками.

К достоинствам этих шифтеров относятся геометрическая целостность устройств, отсутствие выступающих частей и моментальное срабатывание при движении барабана. Отмечено, что грипшифты легкие в управлении.

Среди недостатков имеет место:

  • случайное переключение;
  • занимают много пространства на руле;
  • поворотный механизм бюджетных моделей легко ломается.

Триггеры – второй распространенный тип шифтеров, где переключение осуществляется за счет выступающих рычажков: натяжной и сбрасывающий. Первый повышает передачу, второй – понижает. Передняя и задняя манетки работают противоположно друг другу: повышающий рычаг передней является понижающим для задней, и наоборот.

Преимущества триггеров:

  • понятный принцип работы;
  • рычаги легки на ощупь, не отвлекают от управления;
  • нет риска случайного переключения как с грипшифтерами – руки на грипсах не задевают манетки.

Разумеется, есть и недостатки, с учетом которых грипшифты лучше триггеров:

  • при падении велосипеда рычаги могут сломаться;
  • тугое натягивание троса на быстрых перебросах через 2-3 передачи, что вызывает запаздывание переключения;
  • неправильное совмещение с тормозными клешнями (правда, это больше «косяк» производителя велосипеда, нежели манеток).

Триггеры выпускаются в нескольких вариантах:

  • рычаг и кнопка над рулем (Ez-Fire Plus) – бюджетные «шимановские» модели;
  • с подрулевым размещением рычагов (Rapidfire) – Shimano высокого класса;
  • Trigger: манетки SRAM с одним подрулевым рычагом, новые модели SRAM с подрулевым рычагом и кнопкой.

Dual Control, или тормозные шифтеры, приводятся в работу движением тормозного рычага в перпендикулярном направлении. Новинка была представлена фирмой Shimano. По сравнению с предыдущими типами, приводные устройства этого типа используются в узких кругах и устанавливаются на дорогие зарубежные модели.

Dual Сontrol не мешает управлению велосипеда даже при перемещении хвата. Также большой интерес представляет их конструкция, где тормозная клешня имеет две степени свободы. Можно сказать, манетки этого типа интегрированы в тормоза. Вместе с этим, имеется ряд серьезных недостатков:

  • невозможно установить на гидравлику;
  • плохая совместимость с задними переключателями;
  • ставятся только «с нуля».

Пистолеты – манетки специально для гоночных велосипедов. Их устройство имеет аналогию с Dual Control тем, что механизм переключения передач и тормозной привод интегрированы и управляются единым рычагом. Чтобы затормозить, необходимо дернуть рычаг назад, для повышения передачи внутрь, а чтобы понизить ее – нажать на вспомогательный рычаг под клешней.

К весомому преимуществу этого механизма относится удобство управления в любом хвате, недостатки – высокая цена и низкое тормозное усилие.

Как самостоятельно заменить и перебрать манетки на велосипеде

Рано или поздно шифтер может перестать корректно работать или вовсе откажет служить дальше. Подтягивание или ослабление троса может не решить задачу, поэтому потребуется замена старого механизма.

Новые манетки идут в собранном виде вместе с тросиком, поэтому собирать их «с нуля» не нужно. Все операции сводятся к снятию старой детали, установке новой и обязательной регулировке переключателей.

Как поменять шифтеры:

  1. Снимаем грипсы с руля велосипеда. Чаще всего они толще, чем охват хомутов манеток, и будут мешать снятию.
  2. Отсоединить тросики переключения скоростей от дерайлеров.
  3. Ослабить крепежные болты и снять манетки с руля.

После этого можно ставить новые детали на велосипед:

  1. Закрепить шифтеры на руле. Во время работы не смещаем тормозные ручки.
  2. Аккуратно продеть тросики через раму к переключателям.
  3. Подсоединить новые тросы.
  4. Отрегулировать переключатели, проверить работу новых манеток. Настройку надо проводить, когда оба тросика закреплены на переключателях.

Если манетки работают не очень хорошо, заедают на переключениях, можно воспользоваться альтернативным вариантом – переборка, чистка и смазка. При неисправном состоянии какой-нибудь детали можно поставить ее с аналогичной модели, тогда это ремонт шифтера. В любом случае, придется разбирать ее, и как это сделать, узнаем далее.

Переборка и ремонт на примере Shimano-шифтера:
1. Открутить болт нижней крышки, вытащить ее.

2. Снять верхнюю крышку, в которой находится индикатор скоростей.

3. Добираемся до храпового механизма с собачками. Распространенные проблемы, какие могут быть: попадание усиков, грязь или отсутствие смазки. В первом случае дальнейшая разборка имеет смысл, если вставить новую шайбу с усиками от другой манетки.

4. Откручиваем центральную гайку.

5. Вытаскиваем прижимную деталь и рычаги.

6. Откручиваем винт, который держит корпус.

7. Снимаем корпус, вытаскиваем храповой механизм с тросом.

8. Отделяем храповик от пластиковой шайбы.

9. На корпусе возле закрепления троса имеется подтягивающая собачка, ее не стоит разбирать, так как собрать будет достаточно сложно.

10. Разъединяем рычаги: поддеваем узкими клешнями пружинки на стыке рычагов.

11. Аккуратно протираем и смазываем все детальки шифтерного механизма. Установка производится в обратном порядке.

Вот так, на примере делается ремонт манетки. В работе самое главное – держать все детали отдельно друг от друга в поле зрения.

Заключение

Итак, в этой статье мы узнали, как устроены и работают манетки велосипеда, на какие типы они делятся, их плюсы и минусы. Поменять самостоятельно шифтеры на новые не составит труда, разборка также не должна вызвать никаких сложностей.

Источник

Оцените статью