Щеткодержатели для электровозов ремонт

Щеткодержатели для электровозов ремонт

6-9. РЕМОНТ ЩЕТКОДЕРЖАТЕЛЕЙ

Основные ‘неисправности, имеющие место в щеткодержателях, указаны в табл. 6-6.

К щеткодержателю предъявляются следующие требования:

1. Щепка должна легко скользить в обойме, однако без качки.

2. Щеткодержатель должен обеспечивать достаточнс сильный нажим на щетку, по возможности постоянный независимо от износа щетки,

Сила нажима пальца щеткодержателя на щетку зависит от характеристики пружины. Существуют конструкции щеткодержателей, у которых давление пружины регулируется. У них при ремонте подбор новой пружины значительно облегчается., Если же давление пружин не регулируется, то для замены нужно подобрать новую пружину с той же характеристикой.

3. Рабочий ток должен попадать в щетку через специальные шунты, арматуру и т. д., минуя пружину, оси, обоймы и другие детали щеткодержателя.

4. Щеткодержатель должен быть достаточно прочен и надежно укреплен с тем, чтобы при работе машины це было дрожания щеткодержателя.

Типичные конструкции щеткодержателей приведены на рис. 6-18 и 6-19,

Коллекторный бой, за-

усенцы в обоймах

Замена шунтов. Под-

дение тока с обоймы на

тяжка контактов в цепи

щетку, неисправная ар-

тока Замена щеток с

Отжиг пружин из-за

Замена шунтов Замена

щеточной арматуры Под-

тяжка контактов в цепи

тока. Проверка изолиру-

ющей головки пружины

Заусенцы от обработ-

ки или наплывы от кру-

Выгиб обойм от нагре-

ва током вследствие про-

чить нормальное токо-

хождения тока черьо

Правильное прохождение тока по щеткодержателю чрезвычайно важно. Попадание тока в пружины, оси, обоймы щеткодержателей неоднократно приводило кава-

Рис. 6-18. Щеткодержатель машины постоянного тока.

/—обойма; 2—пружина; 3—‘амортизирующая пружина; 4— нажимная головка из изолирующего материала; 5—бракет.

риям. Получающийся при этом нагрев приводит к отпуску пружин, короблению обойм и разъеданию внутренней их поверхности. В зависимости от типа электри-

Рис. 6-19. Щеткодержатель для контактных колец.

ческой машины применяются щетки с арматурой или без нее. При наличии щеточной арматуры ток должен непосредственно с болта (пальца), несущего щеткодержатель, попадать на медный жгутик щетки. Поломка арматуры (обрыв жгутика) вызывает стремление тока проходить через обойму или через пружину на щетку. Поэтому в некоторых конструкциях пружина изолирована от щетки фарфоровой головкой или фибровым кулачком. Если щетка не имеет арматуры (например, трамвайные электродвигатели), то ток попадает на щетку через медную гибкую ленту (шунт) и медную накладку, через которую нажимной палец давит на щетку. Медная лента является шунтом, не дающим току идти через детали щеткодержателя.

Повреждение ленты или плохой контакт между лентой и корпусом может привести к прохождению тока через детали щеткодержателя.

Поэтому но всех случаях ремонта особое внимание следует обращать на токоведущие части щеткодержателя и состояние щеточной арматуры.

Изношенные литые обоймы навариваются бронзой или латунью.

Источник

Ремонт щеткодержателей и их кронштейнов

Ремонт щеткодержателей и кронштейнов. Щеткодержатели для ремонта разбирают.

Корпуса щеткодержателей с трещинами ремонтируют с применением ацетилено-кислородной сварки. Для этого трещины в корпусе засверливают по концам, разделывают и заваривают с предварительным подогревом корпуса до температуры 300—350 °С. Заваренную поверхность обрабатывают торцовыми фрезами на вертикально-фрезер ном станке, а затем обрабатывак вручную напильником или шлифоваль ной бумагой.

Изношенные резьбовые отверстия под оси и валики с износом более 0,5 мм заваривают ацетилено-кислородной сваркой с применением в качестве припоя латунной проволоки марки Л63 и рассверливают под чертежные размеры. Затем нарезают новую резьбу и контролируют ее резьбовым калибром.

Забоины и другие мелкие дефекты гребенки устраняют вручную расчисткой их трехгранным напильником. Поверхность гребенки с более серьезными дефектами наплавляют, используя проволоку Л63 и флюс, состоящий из 70 % буры, 20 % хлористого натрия и 10 % борной кислоты. Затем наплавленную поверхность обрабатывают на строгальном станке до чертежных размеров.

Окна щеткодержателей с повышенным износом в ряде депо не ремонтируют из-за трудности обеспечения необходимой высокой точности обработки окна. Однако при наличии соответствующего оборудования окна с небольшим износом можно восстанавливать гальваническим способом — меднением, проводимым в соответствии с технологическими указаниями № КЛ141, разработанными ПКБ ЦТ. Для этого корпус предварительно протравливают 30 %-ным раствором серной кислоты, обезжиривают холодным водяным раствором тринатрийфосфата и кальцинированной соды, промывают вначале горячей, а потом холодной проточной водой. Поверхности корпуса, не подлежащие меднению, покрывают цапонлаком и просушивают. Стенки окна обрабатывают до устранения всех местных выработок и получения ровных поверхностей. Медный слой наращивают с учетом необходимого припуска на последующую обработку окна до размеров, превышающих чертежные на 0,2 мм.

Затем корпус закрепляют на горизонтально-протяжном станке и специальной протяжкой, пропущенной через окно, доводят внутренние размеры окна до чертежных. При этом обработку окна выполняют по всему ее периметру за один проход. Протяжка, помимо режущих, имеет и калибровочные зубья, что обеспечивает высокую точность и чистоту обработанной поверхности. Обрабатывать наращенную поверхность окна можно и на поперечно-строгальном станке, однако точность и качество такой обработки будут ниже, чем при протяжке.

Контролируют восстановленные окна корпусов проходным и непроходным калибрами. Специальным контрольным угольником проверяют параллельность стенок окна плоскости гребенки. Не-параллельность более 0,5 мм не допускается и должна быть устранена повторным ремонтом. Кроме этих размеров, проверяют расстояния от вершин зубьев гребенки щеткодержателя до оси его окна и от окна до отверстия под ось пружины. Они также должны соответствовать чертежным размерам. Отремонтированный корпус (кроме внутренних стенок окон и гребенки) окрашивают эмалью 1201 или ГФ-92-хк.

Пружины с трещинами, изломами или остаточной деформацией заменяют.

Оси, храповики, барабаны, имеющие в местах посадки в корпус выработку более 0,5 мм или износ отверстий по шплинты более 0,2 мм* заменяют. Новые оси изготавливают из стали 10, а барабаны — из стали 10 или 40. Оси, барабаны, шайбы, шплинты, заклепки и другие стальные детали щеткодержателя для защиты от коррозии оцинковывают.

Щетки являются элементом машины, требующим особого и повседневного внимания, так как, с одной стороны, они изнашиваются быстрее любых других деталей, с другой — от их состояния в значительной степени зависит надежность машины в эксплуатации. Поэтому изношенные и дефектные щетки заменяют новыми, а снятые с машины дефектные щетки ремонтируют для пополнения переходного запаса. .

На всех тяговых двигателях отечественных электровозов применяют разрезные щетки (рис. 3.29) с резиновыми амортизаторами 2 и гибкими выводными проводами /, концы которых вставлены в отверстия в корпусе щетки 3 и закреплены методом конопатки медным порошком 5 и цементирующей пастой 4.

Рис. 3.30. Притирка щеток на технологическом коллекторе

Для устранения ослабшего крепления гибкого провода в корпусе щетки его вынимают из гнезда, гнездо аккуратно прочищают, вставляют в него провод и специальным приспособлением запрессовывают в гнездо конопаточный порошок, после чего раззенко-ванную часть гнезда промазывают цементирующей пастой.

Качество заделки гибкого провода влияет не только на надежность этого соединения, но и на сопротивление между гибким проводом и телом щетки. При повышенном сопротивлении в этом соединении провод и порошок перегреваются, что может привести к перегоранию провода или его выпаданию из гнезда из-за выкрашивания порошка. Поэтому после ремонта щетки следует измерить сопротивление в заделке и, если оно окажется больше 1,25 МОм, гибкий провод следует перемонтировать.

Неисправные резиновые амортизаторы заменяют, для чего приходится предварительно выпаивать концы гибких проводов из наконечника, а после замены амортизатора впаивать их вновь. Поэтому замену амортизатора целесообразно совмещать с заменой неисправного наконечника.

Новые щетки перед установкой в машину предварительно притирают на технологическом коллекторе (рис. 3.30).

Рис. 3.31. Притирка щеток на коллекторе машины

На его барабане 1, радиус которого должен соответствовать радиусу коллектора, закрепляют наждачное полотно 2. Пришлифовку щетки 3 ведут до получения блестящей, ровной, без задиров поверхности и обеспечения ее прилегания к коллектору не менее чем по 75 % площади рабочей поверхности на технологическом коллекторе. Радиус притирочного барабана принимают равным среднему радиусу коллек-трра ремонтируемого двигателя. Окончательную притирку выполняют по месту. При притирке щеток непосредственно на машине (рис. 3.31) между вставленной в окно щеткодержателя щеткой 2 и коллектором 3 помещают тонкую стеклянную шкурку 1 (№ 00) на полотняной основе рабочей стороной к щетке. Опустив нажимной палец на щетку, протаскивают шлифовальную бумагу поочередно в обе стороны.

Чтобы не повредить кромки из-за неправильного (Б) положения шлифовальной бумаги, ее концы следует оттягивать от щетки в стороны и вниз (Л). Затем щетку вынимают, проверяют качество притертой поверхности, еще раз осматривают гибкие провода, амортизаторы. Убедившись в их исправности, щетку устанавливают в щеткодержатель в последовательности, обратной последовательности ее снятия. Если щетка перемещается в окно без заедания, опускают нажимной палец и прочно закрепляют наконечники гибких проводов на корпусе щеткодержателя.

Кронштейны щеткодержателей, у которых при осмотре были выявлены дефекты, подлежащие устранению при деповском ремонте, разбирают и ремон тируют. При более серьезных ПОВрЄ/4 дениях их бракуют.

Стальные кронштейны со слюдяной изоляцией, не требующие ремонта, но сопротивление изоляции которых ниже нормы, подвергают сушке в сушильной печи в течение 4 ч при температуре ПО—130 °С, периодиче ски проверяя сопротивление изоляции.

Сушку продолжают, пока это сопротивление (при температуре около 120 °С) не станет равным 100 МОм. Если за 24 ч сушки такое значение сопротивления изоляции достигнуто не будет, то кронштейн бракуют.

Изолятор с ослабшей посадкой на пальце снимают. Изоляцию пальца очищают и устанавливают дополнительные прокладки из миканита ФМ2А, промазывая их лаком 1201 или эмалью ГФ-92-ГС. Общую толщину добавленного слоя изоляции следует подбирать такой, чтобы изолятор садился на палец плотно. Насаживают изолятор так, чтобы его торец не доходил до кронштейна на 7—8 мм. Затём кронштейн сушат в печи при температуре ПО—130 °С в течение 3 ч, после чего вынимают из печи и на горячем кронштейне заполняют зазор между ним и изолятором компаундом 225Д, разогретым до температуры 150 °С, затем осаживают изолятор до упора в кронштейн. Этим же компаундом промазывают углубление между изоляцией пальца и верхним торцом изолятора. Чтобы избежать механических повреждений изоляторов, при установке кронштейна в остов и затяжке болтов следят за тем, чтобы после насадки его торец не доходил до торца пальца на 0,5—3 мм.

Вместо компаунда 225Д можно применять для ремонта кронштейнов пластмассу АСТ-Т. В этом случае палец тщательно очищают, обезжиривают, снимают с него слой слюдяной изоляции до получения между изолятором и пальцем зазора не более 1,5 мм на сторону. Раствор пластмассы изготавливают из специальных порошков и жидкостей. Методы приготовления смеси и технология ремонта с применением такой пластмассы изложены в технологической инструкции ТИ/94, разработанной ПКБ ЦТ.

Торец изолятора, которым его устанавливают на кронштейн, промазывают раствором порошка и жидкости (в отношении 4:3 соответственно), надевают изолятор на палец и, установив между ними равномерный зазор, заливают в него раствор, составленный в отношении 1:1. По мере усадки раствор добавляют. Полное отверждение пластмассы наступает через 8—10 ч. Новые изоляторы, используемые взамен отбракованных, закрепляют на пальцах аналогично.

У двигателей электровозов ЧС при уплотнении посадки изоляторов в качестве уплотняющего материала применяют не миканит, а лакоткань ЛХ-1, которую промазывают при намотке на палец бакелитовым лаком 462Э или лаком БТ-95. Все остальные неисправности этих кронштейнов устраняют так же, как и неисправности кронштейнов отечественных двигателей.

При ослаблении посадки изоляции на пальце или пальца в кронштейне палец необходимо перепрессовать.

Кронштейны с трещинами или выжигами длиной не более 30 мм и расположенными не ближе 30 мм от отверстий под пальцы ремонтируют. Такие дефекты, а также изношенные (не более 20 % площади поверхности) гребенки заваривают и зачищают. Дефектные резьбовые отверстия заваривают, рассверливают и нарезают новую резьбу. Допускается ремонтировать дефектные отверстия (в пальце) установкой в них специальных втулок на резьбе.

Втулки изготавливают из стали 40 и дополнительно закрепляют в пальце четырьмя установочными винтами. Затем в них нарезают требуемую резьбу и проверяют калибром 3-го класса точности.

У отремонтированных кронштейнов проверяют сопротивление изоляции, которое должно быть не менее 10 МОм при температуре 20 °С, а также ее электрическую прочность напряжением, превышающим испытательное напряжение для двигателя на 20 %, в течение 1 мин.

Пластмассовые кронштейны исправные, но с пониженным сопротивлением изоляции так же подвергают сушке, как и стальные, но при более высокой температуре (150—160 °С) и с меньшей продолжительностью (3 ч). Допускаемые значения сопротивления изоляции те же, что и для кронштейнов со слюдяной изоляцией.

Кронштейны с прожогами, трещинами глубиной более 1 мм или сколами пальцев бракуют, а со следами перекрытий и незначительными прожогами на поверхности ремонтируют. Дефектное место зачищают, снимают слой пластмассы толщиной 1 мм, шлифуют мелкой стеклянной бумагой, окрашивают лаком ГФ-95 и сушат при температуре 120—130 °С до запекания лаковой пленки (около 5 ч).

Сборку щеткодержателей выполняют после ремонта его деталей и проверки соответствия их техническим требованиям. Установив в корпус щеткодержателя пружины и нажимные пальцы, необходимо проверить, чтобы палец перемещался относительно оси, на которой он закреплен, без перекоса и имел строго ограниченные поперечные перемещения. При поворотах вокруг оси у пальца не должно быть заеданий.

Пружины должны обеспечивать установленные значения нажатий пальцев на щетку при изменении их положения в пределах рабочего износа щетки. Щетки должны быть правильно подобраны, предварительно притерты, а их токоведущие провода надежно прикреплены к корпусу щеткодержателя.

Источник

Читайте также:  Лодки надувные ремонт изготовление
Оцените статью