Щебень для ремонта обочин

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на объекте.

В технологической карте предусмотрено укрепление обочин слоем щебня толщиной 10 см, шириной 2,25 м.

Сменная производительность звена рабочих — 2000 м обочины.

Распределение и планировка щебня осуществляются автогрейдером ДЗ-31-1 (Д-557-1), оборудованным системой автоматического регулирования положения отвала «Профиль-1».

Щебень уплотняется вибрационным катком ДУ-14 (Д-480).

Во всех случаях применения настоящей технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Работы по окончательной отделке и укреплению обочин выполняют сразу после устройства покрытия проезжей части дороги.

До начала работ обочины досыпают до проектных отметок, планируют за 1 — 2 прохода автогрейдером и уплотняют катком.

Рис. 1 . Технологическая схема укрепления обочин щебнем:

1 — автомобиль — самосвал; 2 — автогрейдер ДЗ-31-1; 3 — поливомоечная машина ПМ-10; 4 — вибрационный каток ДУ-14; I — вывоз щебня на обочину; II — распределение и

Земляное корыто шириной 2,25 м, глубиной 0,1 м вырезают автогрейдером за два прохода по одному следу.

Для отвода воды устраивают воронки.

При укреплении обочин щебнем (см. рисунок) производят вывоз, разравнивание и планировку щебня на обочине и укатку слоя щебня катком с поливкой водой.

Щебень вывозят к месту укладки автомобилями — самосвалами. Объем щебня определяют с учетом проектной толщины слоя и коэффициента уплотнения, равного 1,25 — 1,3.

Доставленный щебень выгружают на обочине.

Разравнивают и планируют щебень автогрейдером ДЗ-31-1 (Д-557-1), оборудованным системой «Профиль-1», за четыре прохода по одному следу сначала на I захватке длиной 2000 м, а затем на II захватке длиной 2000 м, создавая задел для работы в следующую смену.

За два прохода по одному следу выполняют грубое разравнивание щебня в ручном режиме управления отвалом автогрейдера. Отвалу придают следующее рабочее положение: угол захвата — 45°, угол резания — до 50° и угол наклона, соответствующий проектному поперечному уклону укрепляемой обочины. При этом отвал поднимают на высоту разравниваемого слоя.

Все проходы выполняют при движении автогрейдера на второй передаче.

За три прохода производят окончательное разравнивание и предварительную планировку щебня с приданием поверхности обочин проектного поперечного уклона. Эту работу выполняют автогрейдером, работающем в автоматическом режиме управления отвалом. Отвал автогрейдера устанавливают в рабочее положение, при котором угол захвата равен 50°, угол резания — 41°, угол наклона соответствует проектному поперечному уклону. Толщину срезаемого слоя регулируют левым (неавтоматизированным) гидроцилиндром подъема и опускания отвала, при этом правый гидроцилиндр автоматически перемещает конец отвала в нужное положение. Излишек щебня перемещают от края обочины к покрытию.

За четвертый проход выполняют окончательную планировку щебня под проектные отметки с учетом его коэффициента уплотнения. Излишки щебня перемещают от покрытия к краю обочины.

После планировки щебня контролируют поперечный уклон обочины шаблоном, а ровность поверхности — трехметровой рейкой и намечают места, подлежащие исправлению. Толщину слоя контролируют металлическим мерником.

Во избежание загрязнения спланированный щебень должен быть уплотнен в течение суток.

Щебень уплотняют вибрационным катком ДУ-14 (Д-480) в сцепе с трактором.

Уплотнение щебня начинают от края обочины, перемещаясь к покрытию. Каждый проход выполняют с перекрытием предыдущего на 1/3 ширины вальца.

Первые проходы каток делает со скоростью 1,5 — 2 км/ч, в конце укатки скорость катка может быть доведена до максимальной. В первую очередь должны быть уплотнены края обочины.

Уплотнение щебня достигается, как правило, за 10 проходов катка по одному следу.

Первые пять проходов выполняют с выключенным вибратором. В этот период укатки должна быть достигнута обжимка россыпи и обеспечено устойчивое положение щебня в слое. Следующие пять проходов выполняют с включенным вибратором. В этот период должно быть достигнуто взаимозаклинивание щебня. Окончательное число проходов катка устанавливают пробной укаткой.

Поливку щебня водой при помощи поливомоечной машины ПМ-10 начинают после трех проходов катка по одному следу, производя ее равномерно, непосредственно перед проходом катка. Норма розлива воды — 15 — 25 л/м 2 . Нельзя допускать переувлажнения слоя щебня. Признаком достаточного увлажнения является влажное состояние нижних граней щебня верхнего слоя. В случае переувлажнения щебня при поливке его водой или вследствие продолжительных дождей укатку щебня следует временно прекратить.

Признаками окончания укатки являются отсутствие волны перед катком и следа от катка, а также раздавливание щебня, положенного на уплотненный слой (при недостаточном уплотнении щебень вдавливается в слой).

При производстве работ по укреплению обочин щебнем необходимо выполнять требования СНиП III -Д.5-73 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ Приемка в эксплуатацию», М., Стройиздат, 1973.

Ровность поверхности обочин должна обеспечивать сток воды. Уклон обочин проверяют специальным шаблоном, а ровность — трехметровой рейкой.

При производстве работ мастер должен руководствоваться «Картой операционного контроля качества укрепления обочин слоем щебня толщиной 10 см».

Указания по технике безопасности

К управлению дорожными машинами допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие удостоверение на право управления данной машиной и знающие требования по безопасному ведению работ.

При укреплении обочин щебнем следует выполнять требования следующих нормативных документов по технике безопасности:

СНиП III -А.11-70 «Техника безопасности в строительстве», М., Стройиздат, 1970;

«Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М., «Транспорт» 1969;

«Типовая инструкция по технике безопасности для дорожных рабочих при строительстве автомобильных дорог», М., Оргтрансстрой, 1974;

«Типовая инструкция по охране труда для машинистов грейдеров, автогрейдеров, грейдер — элеваторов», М., Оргтрансстрой, 1975;

«Типовая инструкция по охране труда машинистов грунтоуплотняющих машин», М., Оргтрансстрой, 1975.

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

До начала работ по укреплению обочины они должны быть спланированы и уплотнены.

Длина сменной захватки, равная 200 м обочины, определена из сменной производительности автогрейдера ДЗ-31-1 (Д-557-1).

Для работы организуют бригаду рабочих следующего состава:

Машинист автогрейдера 6 разр. — 1

Трактористы 4 » — 2

Дорожные рабочие: 3 » — 1

Машинист поливомоечной машины ПМ-10 4 » — 1

Бригада приступает к работе, имея в начале смены задел — участок спланированного щебня длиной 1000 м.

В течение первых четырех часов автогрейдером разравнивают и планируют щебень на еще не спланированной части — сменной захватки, а после окончания этой работы выполняют работы на второй захватке, создавая задел длиной 1000 м для работы бригады в следующую смену.

Трактористы, приступая к работе в начале смены, уплотняют щебень на первой захватке.

Машинист поливомоечной машины приступает к работе после трех проходов катка по одному следу, поливая щебень равномерно, непосредственно перед проходом катка. Во время технологических перерывов машинист поливает водой подъездные пути для их обеспыливания.

Дорожные рабочие исправляют дефектные места, в отдельных местах выполняют окончательную отделку обочины после механизированного разравнивания и профилирования щебня.

IV. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН СЛОЕМ ЩЕБНЯ ТОЛЩИНОЙ 10 см, ШИРИНОЙ 2,25 м НА ЗАХВАТКЕ ДЛИНОЙ 2000 м (4500 м 2 )

Примечания . 1. Римскими цифрами обозначены номера захваток.

2 . Цифрами под линией указана продолжительность операции в минутах.

3 . В трудоемкость включено время на отдых машинистов — 10 %, дорожных рабочих — 8 % продолжительности смены.

планировка щебня; III — уплотнение щебня виброкатками с поливкой водой; IV — участок готовой укрепленной обочины

V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН СЛОЕМ ЩЕБНЯ ТОЛЩИНОЙ 10 см, ШИРИНОЙ 2,25 м НА ЗАХВАТКЕ ДЛИНОЙ 2000 м (4500 м 2 )

Источник

Щебень для дорожного строительства

Щебень для дорожных работ – это материал, к которому предъявляются повышенные требования. Ведь от его качества б у дет зависеть безопасность автомобилистов и затраты на ремонт дороги. Почти половина стоимости любого дорожного полотна приходится на щебень. Без этого материала невозможно построить качественное покрытие.

В компании Грунтовозов вы можете купить щебень для дорожных работ с доставкой до вашего объекта по минимальной цене.

В этой статье мы расскажем вам о том, как используется щебень в строительстве и ремонте дорог. Вы узнаете, какими характеристиками он должен обладать и на что следует обращать внимание при выборе конкретной разновидности.

Применение щебня в дорожном строительстве

Для начала скажем, что у этого материала есть несколько названий:

  • Дорожный щебень
  • Щебень для дорог
  • Щебень дорожной фракции
  • Дорожная щебенка

Щебень используется на всех этапах дорожного строительства и для любого типа покрытий. Он обеспечивает прочность полотна, его устойчивость к износ у . Также материал необходим для ремонтных работ.

Вот основные сферы его применения:

Далее мы расскажем о том, какими свойствами должен обладать данный материал.

Как выбрать щебень для дорожных работ

Любая дорога испытывает нагрузки под воздействием движущихся по ней транспортных средств. Интенсивность таких нагрузок может быть разной. Возьмем для примера федеральную трассу, по которой ежедневно проезжают сотни многотонных г р узовиков. Представьте, что будет, если весь этот трафик пустить по обычной дороге. Ее покрытие быстро придет в негодность – продавится, покроется трещинами и ямами.

Поэтому для каждого типа дорог существуют свои эксплуатационные нормативы. От них зависит стоимость устройства дорожного полотна. Под эти нормативы подбираются материалы соответствующего качества. В том числе – и щебень. Порода, фракция, прочность, морозостойкость и другие параметры – все это играет важную роль при выборе конкретной р азновидности.

Но для начала нужно определиться, о каком типе дороги идет речь:

Ниже вы узнаете, какой щебень подойдет для каждого из этих типов дорог.

Для грунтовых дорог

Так называемые грунтовки оборудуют в сельской местности, для подъездов на стройки, к карьерам, лесоповалам, между частными домами городской застройки. Они хороши в том случае, когда строительство и дальнейшее содержание полноценного асфальтового покрытия является нецелесообразным. Например, вдали от населенных пунктов п р още обустроить грунтовку: она не будет требовать частого ремонта, в отличие от обычного шоссе.

Грунтовые дороги принадлежат к 4 и 5 категориям. Это значит, что трафик на них не превышает 100-200 машин в сутки.

Главными недостатками данного типа дорог являются их низкая прочность и зависимость от погодных условий. Так, если по грунтовому покрытию будут двигаться тяжелые грузовики, на нем появятся глубокие колеи, что осложнит проезд для легковых автомобилей. Кроме того, каждую осень и весну, а также после дождей верхний слой грунтовок превращается в грязную кашу. Доходит до того, что по таким дорогам становится вообще невозможно п р оехать.

Эти проблемы решаются только путем укрепления покрытия. И вот здесь необходим щебень. Притом не просто щебень, а для каждого вида работ – конкретные его разновидности.

Всего для грунтовых дорог используется 7 пород или 17 фракций этого материала. Какие из них и для чего подходят, мы показали в следующей таблице.

Применение щебня для строительства и ремонта грунтовых дорог

Универсальными являются фракции 20-70 и 20-80. Они содержат зерна от 20 до 40 мм, а также от 40 до 80 мм. Это позволяет использовать их одновременно для у стройства верхних слоев дороги без дополнительной расклинцовки.

Важно понимать, что грунтовые дороги бывают разными. К примеру, если вы делаете въезд во двор частного дома, то основание, скорее всего, не будет испытывать серьезных нагрузок. В некоторых случаях можно обойтись вообще без щебня. Другое дело – когда речь идет о проезде на какую-нибудь стройку или промышленную территорию. Там часто будут двигаться тяжелые грузовики, поэтому дорожное покрытие должно быть достаточно прочным.

В связи с этим, все вышеуказанные виды щебня можно разделить на две категории:

  1. Предназначенные для больших нагрузок
    Это гранит, габбро, амфиболит, диорит и серпентинит. Они подойдут для дорог, которые будут испытывать значительные нагрузки. Это самые качественные разновидности, позволяющие использовать дорожное полотно для движения грузовиков. Стоят такие мате р иалы достаточно дорого.
  2. Не предназначенные для больших нагрузок
    Известняковая и мраморная разновидности обладают меньшей прочностью. И в таблице выше указано, что они тоже подходят для обустройства грунтовых дорог, но с ограничениями. Из щебня этих пород можно делать грунтовки, рассчитанные только на движение легковых автомобилей. Стоимость у известняка и мрамора значительно ниже, чем у более прочных разновидностей.

Хотите построить грунтовую дорогу из щебня своими руками?

О том, как это сделать, читайте на странице Щебень для грунтовых дорог.

Для асфальтированных дорог

Асфальтированные дороги – это сложные конструкции, состоящие из нескольких слоев. И если грунтовое покрытие еще как-то можно оборудовать без щебня, то здесь этот материал является основным. Он используется для устройства нижних и верхних слоев полотна , а также для ремонта дорог.

То есть, без этого материала в принципе невозможно создать полноценную асфальтированную дорогу. Как и в предыдущем случае, здесь используется несколько пород и фракций – для каждого этапа работ.

Применение щебня для строительства и ремонта асфальтированных дорог

Несмотря на то, что в таблице выше представлено целых 6 пород и 21 фракция, на практике чаще всего дороги строят только из гранитной разновидности. Известняковая порода обладает низкой прочностью, поэтому ее можно использовать исключительно для дорог с малой нагрузкой (например, во дворах многоэтажных домов). По той же причине для устройства трасс и больших шоссе не применяют диоритовую разновидность (хотя она подходит для р емонта отдельных участков полотна).

Щебень габбро, а также амфиболитовой и серпентинитовой разновидностей, хоть и обладает высоким качеством, однако не так распространен, как гранитный.

В отличие от предыдущей таблицы, здесь мы не видим мраморной породы. Дело в том, что из нее строить асфальтированное покрытие нецелесообразно. Низкие показатели прочности и морозостойкости, а также большое количество зерен игловатой и пластинчатой формы не позволяют использовать данную разновидность для ответственных работ.

Кроме того, что щебень идет на устройство слоев будущей дороги, он также является главным компонентом в производстве асфальта. Здесь уже не такой широкий выбор фракций, потому что крупные зерна не подходят для приготовления смеси.

Применение щебня для производства асфальта

Основными фракциями для изготовления асфальтобетонной смеси являются 5-10, 5-20 и 20-40 из гранита. Можно также использовать габбро, но он менее популя р ен. Серпентинит же обладает высокой лещадностью, так что его в смесь добавляют редко.

Подробнее о технологии устройства такого типа дорог вы можете прочитать на странице Щебень для асфальтированных дорог.

А о том, как готовится смесь для асфальтобетона, читайте на странице Щебень для асфальта.

Также рекомендуем изучить статью Асфальт. В ней вы узнаете о том, что это за материал, какими видами и свойствами он обладает.

Для железных дорог

Железнодорожное полотно подвергается значительным динамическим воздействиям. По нему на высокой скорости передвигаются тяжелые составы. Они создают сильную вибрацию, которая имеет большую разрушающую силу, чем обычные статические наг р узки.

Для стабилизации рельсов под ними создается балластный слой из щебня. Основная задача такой подушки – равномерно распределять динамическую нагрузку и удерживать рельсы от проседания. Очень важно, чтобы камень обладал низкой электропроводимостью, и сигнальные импульсы проходили исключительно по рельсам.

К щебню для железнодорожного строительства предъявляются особые требования. Он должен быть высокопрочным, морозостойким, а также иметь низкую истираемость и лещадность.

В этой области применяются всего две специфические фракции:

  • 25-60 (гранит) — лучше всего распределяет вибрацию и нагрузку по всему железнодорожному полотну
  • 40-120 (амфиболит) – такой размер зе р ен оптимален для устройства насыпей для железной дороги.

Обе породы магматические. Они обладают высокой прочностью, выдерживают значительные статические и динамические нагрузки, не разрушаются при перепадах температур.

О том, каким образом используется щебень при строительстве путей, читайте в статье Щебень для железных дорог.

Что еще важно при выборе щебня

Как видите, в дорожном строительстве используется много разновидностей щебня. Они отличаются между собой ценой и рядом характеристик. Перед выбором следует хорошо просчитать, где можно сэкономить, а где лучше потратить деньги и купить надежный и долговечный материал. Ведь для временных подъездов существуют одни требования, а для трасс с большим т р афиком – совсем другие.

При выборе щебня следует учитывать следующие характеристики:

  • Прочность
  • Истираемость
  • Морозостойкость
  • Форму зерен (лещадность)
  • Содержание зерен слабых пород
  • Содержание глинистых частиц

Дальше вы узнаете подробнее, как выбирать щебень, ориентируясь на его свойства.

Прочность

Чем прочнее материал, тем дороже он стоит. Но во время строительства автомагистралей, мостов, путепроводов экономить не следует. Для таких работ рекомендуется брать щебень с маркой по дробимости М1200-М1400. Показателю соответствуют гранит, амфиболит и габбро (хотя последний встречается реже). Похожие характеристики имеет серпентинит , но в нем попадается больше лещадных зерен, и он доступен не во всех регионах.

Для обычной дороги со средним трафиком подойдет материал с прочностью М800-М1000. Он выдерживает достаточно большие нагрузки и стоит меньше. Грунтовые дороги и обочины можно смело засыпать щебнем с показателем М600-М1000 (диорит, известняк и мрамор). Он также подойдет для обустройства временных подъездов. Если предусматривается, что по таким дорогам будет ездить тяжелая техника, стоит искать более прочный мате р иал.

Истираемость

Под этой характеристикой понимают устойчивость материала к динамическим нагрузкам. Она очень важна для щебня, используемого в асфальте. Чем меньше истираемость, тем дольше прослужит покрытие.

Для верхних слоев дорог, трасс с интенсивным трафиком, железнодорожного балласта следует покупать материал с истираемостью И1. Такой показатель имеют гранит, амфиболит, некоторые сорта диорита и серпентинита.

Для оснований дорог 3-5 категории, с невысоким трафиком, можно взять материал с истираемостью И2-И3. Такой показатель у известняка, мрамора. Щебень из этих пород стоит не очень дорого и хорошо подойдет для засыпки обочин, грунтовых до р ог в сельской местности.

Морозостойкость

Все замечали, что после зимы дорожное полотно просто «сползает». На нем появляются широкие трещины и ямы. Это связано с использованием материалов (включая щебень) с низкой морозостойкостью. При замерзании вода расширяется и разрушает покрытие. Не менее важен показатель и для балласта на железной дороге. Если он разрушится под воздействием низких температу р , то перестанет выполнять свою функцию.

Чтобы не тратить лишние деньги на ремонт, следует применять материал с показателем не ниже F100. Он сможет выдержать до 100 циклов замораживания и размораживания. Еще лучше брать щебень с морозостойкостью F300-400. Такими свойствами обладают гранит, диорит, серпентинит.

Форма зерен (лещадность)

Лучшими характеристиками обладает кубовидный щебень. Он хорошо уплотняется, между отдельными частицами почти не остается промежутков. Идеально кубических зерен не бывает – в процессе дробления породы получаются куски разных форм. Кубовидной фракцией называют те зерна, которые имеют примерно равную длину и ширину. При покупке следует обращать внимание, нет ли в щебне большого количества плоских или игловидных зе р ен. Они называются лещадными, снижают прочность и плотность.

Для оснований трасс, железнодорожного балласта содержание плоских частиц не должно превышать 10-15% (первая и вторая группа). Если этот показатель будет выше, то зерна в процессе эксплуатации дороги уплотнятся, что повлечет за собой деформацию верхних слоев – вплоть до разрушения дорожного полотна.

Содержание зерен слабых пород

В щебне часто попадаются частицы с меньшей прочностью (слишком тонкие или примеси других пород). Они будут легко разрушаться под воздействием статических и динамических нагрузок. Это сократит сроки эксплуатации покрытий и железнодо р ожного балласта.

По нормам количество зерен слабых пород не должно превышать 5%. На этот показатель следует обращать особое внимание при строительстве шоссе с высоким трафиком. Если вы собираетесь засыпать грунтовую дорогу, можете немного сэкономить. Ведь материал с высоким содержанием слабых частиц стоит дешевле. Но и слишком гнаться за дешевизной тоже не нужно. Грунтовку придется ремонтировать через пару лет, что понесет дополнительные затраты.

Содержание глинистых и пылевидных частиц

Во время добычи щебень может засоряться глиной. В процессе дробления образуется каменная пыль, покрывающая готовый камень. Содержание этих примесей не должно превышать нормативы ГОСТа: не более 1% для магматических пород и не более 3% — для осадочных и метамо р фических. Если их больше, это скажется на качестве построенной дороги.

Щебень с пылью плохо слипается с битумом. Перед применением его следует промыть, что несет дополнительные затраты времени и денег. Но для подушки под дорожным полотном такой материал вполне подойдет. Если это мелкая фракция, то ее можно использовать для расклинцовки.

В заключение скажем, что если вы собираетесь строить дорогу, не стоит на ней экономить. При использовании щебня, не соответствующего стандартам, полотно быстро испортится. Затраты на ремонт превысят средства, которые вы могли бы сберечь. Лучше выбирайте качественный материал. Это положительно повлияет на срок сл у жбы вашей дороги.

Есть вопросы по щебню для дорожного строительства? Обратитесь к нам! Мы поможем!

В компании Грунтовозов вы можете купить щебень для дорожных работ по выгодной цене. Мы предлагаем широкий ассортимент разновидностей с доставкой по Екатеринбургу и ближайшим городам-спутникам.

Хотите знать больше?

Читайте раздел Щебень. Там вы найдете все разновидности и свойства этого материала, а также узнаете, как он производится.

В рубриках Все о щебне и Применение щебня содержатся другие полезные статьи и советы по этому материалу.

Также рекомендуем познакомиться с информационными статьями о щебне:

Источник

Читайте также:  Договор строительного подряда по ремонту крыши
Оцените статью