Ремонт советских проигрывателей виниловых пластинок

РЕМОНТ ПРОИГРЫВАТЕЛЯ ВИНИЛОВЫХ ПЛАСТИНОК

В далёком 90-ом году во время ликвидации одного очень старого хозмага на свет вытащили из подсобок и подвала большое количество залежалого товара. Устроили распродажу. Своим ярко красным корпусом привлёк внимание проигрыватель пластинок «Импульс-201 стерео». Цена данного лота обескураживала – 25 рублей — пятая часть того, во что оценил его производитель. Содержимым корпуса явилось ЭПУ с прямым приводом, с микролифтом и автостопом, с устройством точной подстройки вращения проигрываемых пластинок (применён стробоскоп) и с компенсатором скатывающей силы (антискатинг).

Разве можно пройти мимо такого добра? Была и чайная ложечка дёгтя. Честная продавщица (в процессе эволюции бизнеса они пропали) сообщила, что данный аппарат имеет неустранимый дефект, какой конкретно не знает. Данная информация не смутила – купил, принёс домой. Никакого дефекта поначалу не обнаружил, всё крутилось, звук воспроизводился, правда, только на наушники, ибо это был не проигрыватель пластинок (по правильному электрофон), а только «вертушка» — ЭПУ (электропроигрывающее устройство). Спустя какое-то время оно перекочевало на хранение в гараж, ибо действительно один канал играл значительно тише другого, что стало сразу заметно после подключения его к внешнему усилителю звука.

Читайте также:  Агрегат для ремонта нефтяных скважин

Технические характеристики

  • Питание от сети переменного тока частотой 50 Гц напряжением 220 В±10%.
  • Частоты вращения грампластинок 33 1/3 и 45 об/мин.
  • Пределы регулировки частоты вращения ±2. 5%.
  • Коэффициент детонации не хуже 0,15%.
  • Диапазон воспроизводимых частот 31,5. 16000 Гц.
  • Неравномерность частотной характеристики не более 10 дБ.
  • Рассогласование звукоснимателя по частотной характеристике не более 2 дБ.
  • Прижимная сила звукоснимателя не более 20 мН.
  • Относительный уровень шума со взвешивающим фильтром не хуже -55 дБ.
  • Уровень электрического фона -53 дБ.
  • Разделение между стереоканалами на частотах:
  • 315 Гц — не менее 15 дБ
  • 1 000 Гц — не менее 20 дБ
  • 5 000 Гц — не менее 15 дБ
  • 10 000 Гц — не менее 6 дБ.
  • Потребляемая мощность не более 15 Вт.
  • Габаритные размеры 375х300х120 мм.
  • Масса без упаковки 5 кг.

Но вот месяц назад мне «задарили» вертушку «Sanyo TP6100», вознамерился её эксплуатировать, естественно после докомплектации корректирующим усилителем и надлежащих доработок. Так что естественно первоначально понадобился соответствующий спарринг – партнёр и «Импульс» был извлечён на Свет Божий. Предметно причину разной громкости каналов искать не стал, мне же не слушать это ЭПУ, а «пальчики размять». Начал с блока питания. Замер токопотребления показал, что при штатной нагрузке напряжение проседает до 9 вольт, а должно быть 10 – 12 В.

Понятно, что 12 В лучше. При этом грелся понижающий трансформатор и очень грелся транзистор КТ801Б. Что естественно, ибо изготовитель сам же написал в техусловиях о допускаемой мощности в 15 Вт, а установил трансформатор на 10 Вт. Транзистор КТ801Б может иметь статический коэффициэнт передачи тока от 30 до 150, по факту оказалось 50, что явно мало в данном схемном решении. Трансформатор поставил на 15 Вт (какой был), транзистора лучше не обнаружил – на родной установил пассивный радиатор, не проверяя старые установил другие, проверенные электролиты, вместо 2000 мкФ х 25 В – 4700 мкФ х 25 В, прочие по номиналу. Нагрузил обновлённый БП – теперь даже при токоотдаче в 500 мА напряжение ниже 10 В не опускалось. А реальная потребность в токе у ЭПУ следующая: плата управления – 40 мА, электродвигатель – 150 мА, корректирующий усилитель – 80 мА. Итого 270 мА, допускаю максимум 300. Трансформатор больше не греется, а вот транзистор продолжает, хотя и в меньшей мере.

Читайте также:  Мастерская по ремонту автомашин

Корректирующий усилитель заключён в экранирующий металлический корпус. Для ЭПУ 2 класса это, как впрочем, и многое другое уже шик. Были заменены не только электролитические, но и керамические «флажковые» конденсаторы. Под микросхемы К553УД1А установлены панельки. Любопытно будет послушать и возможно обнаружить разницу в звуке при их смене. В наличии есть с десяток штук.

На плате управления помимо замены электролитов и «флажков» был отремонтирован переменный резистор. Вместо указанного номинала 33 кОм, фактически оказалось 24 кОм (то-то регулировка скорости вращения была затруднена). Открыл крышку и надфилем уменьшил ширину резистивного слоя, вследствие чего сопротивление увеличилось до необходимого, при этом замечу, что в процессе подстройки скорости вращения диска было обнаружено, что здесь был бы уместен резистор и на большее сопротивление, например 47 кОм.

ЭПУ было собрано и включено – играло, но один канал был по-прежнему тише другого. Тогда полез в тонарм и вот там, наконец, было обнаружено «слабое звено» — одиночные штыревые соединения, которые были плохи даже для 2 класса. Заменив звукосниматель ГЗМ-105 на ГЗМ-005, просто взял и пропаял данные соединения, последнее возможно так и надо делать, ещё на заводе. Звучание обоих каналов стало не только одинаково сильным, но и по субъективному ощущению более качественным.

Для возможных опытов примостил в уголочке «выход» перед корректирующим усилителем. Теперь есть возможность снять звуковой сигнал непосредственно со звуковой головки, попробовать например какой-то другой корректор. Также подать звуковой сигнал с другой вертушки — сравнить работу корректирующих усилителей. Так подсоединив к данному корректору вертушку «Sanyo TP6100», не имеющей в своём корпусе корректирующего усилителя обнаружил, что она не функционирует, точнее не воспроизводит звук. Соорудив нечто подобия микроскопа, обнаружил отсутствие алмазного острия иглы в стилусе катриджа, на месте находился лишь только один шпенек, на котором должен находится алмаз и который первоначально был принят за него. Для визуального просмотра тут необходимо не менее 10 кратного увеличения.

По завершению всех действий имею вот такой внутренний вид ЭПУ. А ещё не поленился сделать дополнительный выход для наушников на передней панели корпуса – громаднейшее удобство. Начитавшись про зависимость звука даже от марки электролитических конденсаторов непостижимым образом уловил менее приятное звучание после замены электролитов в части БП дающего двухполярное напряжение для усилителя – корректора и заменил их прежними, оказавшимися по всем показателям исправными.

Наконец, согласно рекомендациям продвинутых меломанов, по уровню установил вертушку строго горизонтально. Есть в наличии несколько лицензионных пластинок фирмы «Мелодия», для тагого ЭПУ очень даже не плохо, выпуска прошлых лет, как-нибудь обязательно отстранюсь от повседневной суеты и окунусь с головой в мир аналогового звука.

Заключение

В настоящий период времени для радиолюбителя, немного более чем начинающего, данное ЭПУ легко может стать этаким радиоконструктором который даст первое понимание и возможность познакомиться с аналоговым звуком. Тюнинг желателен более глубокий, чем тот, который был рассмотрен в этой статье. Тогда к ЭПУ уже уместно будет собрать что-то на радиолампах. Далее сменить корпус, например, сделать его из цельного «куска» дерева. И тогда никому даже в голову не придёт мысль о «второклассном» происхождении Вашей Hi-Fi аппаратуры. Автор: Babay iz Barnaula.

Источник

О доработке и ремонте проигрывателей винила

Познакомился недавно с интересным человеком 67 лет. Человек очень увлекается виниловой музыкой и у него много разных проигрывателей — от «Арктура-006» до «Fine ARTS TD-903» от Grundig. Однако, все проигрыватели работают плохо, либо совсем не работают, ибо лет им лишь чуть меньше, чем самому этому человеку. И он носит мне все эти проигрыватели в ремонт и надеется, что я верну им вторую молодость. Стараюсь как могу, ведь человек — хороший, да и мне самому интересно. По ходу ремонта приходится, конечно, много лазить по «этим вашим» интернетам и читать, порой, удивительные и неожиданные вещи.

Так, например, на одном форуме идёт очень серьёзное обсуждение о пользе утяжеления диска проигрывателя, того, который железный и на котором непосредственно размещается сама пластинка. Типа, для снижения нестабильности скорости вращения. Один специалист пишет про свои эксперименты так:

«Я положил на диск своего проигрывателя, для утяжеления, диск от сборной гантели, весом в 1 кг. Диск крутился, как ни в чём не бывало, ничего не изменилось в мире Тогда положил ещё один такой диск и проигрыватель не смог сам запуститься. Но я помог ему руками и он снова закрутился. Не знаю, как это отразилось на качестве звучания, потому что высота всех этих дисков стала такая, что тонарм на пластинку было не задрать! Тогда я решил просто продолжить эксперимент и положил ещё диск 3 кг (килограммовые все кончились). Раскрутил опять руками и всё это крутилось-вертелось некоторое время довольно неплохо и, думаю, весьма стабильно из-за большого инерционного момента. Но потом запахло палёным и из проигрывателя пошёл дым, блин — сгорел двигатель. Исходя из проделанного эксперимента можно заключить, что, вероятно, максимальный вес диска составляет величину где-то между двумя и пятью килограммами. Куплю новый двигатель, у кого есть? Хочу определить максимально возможный вес диска с более высокой точностью. «

Итак, мой знакомый притащил в ремонт вертушку «Арктур-006» 1985 года выпуска, у которого перестал вдруг запускаться-вращаться диск. Он сказал, что снял диск для поиска неисправности и. не обнаружил ни самого двигателя, никаких даже пассиков-роликов! Человек был весьма озадачен таким положением вещей, ведь 67 лет прожил на белом свете и видел всякое, но вот такое. Спросил, мог ли двигатель сгореть дотла, то есть совсем бесследно? Я высказал сомнения по этому поводу и мы стали разбираться. Сняли диск и действительно, не обнаружили даже следов от какого бы то ни было двигателя.

Мне то это понятно, ведь здесь просто оригинальный тихоходный двигатель, где ротором является сам диск проигрывателя с наклееной магнитной лентой. Однако прежде чем объяснить этот факт человеку, решил обратить его внимание сначала на большое количество мёртвых тараканов в пустотах корпуса под диском. Я сказал, что это уникальный проигрыватель с экспериментальным биологическим двигателем, очень экономичный и не наносящий никакого вредя окружающей среде. А движущей силой являются как раз тараканы, подвергнутые специальной дрессировке в биолаборатории польской фирмы «Unitra». При включении питания разряд тока подводится к тараканам, те злятся, ругаются и начинают от досады крутить диск — а куда им деваться?! Но ничто не вечно под луной, даже тараканы. Вот они все умерли, и некому стало теперь крутить диск.

Потом, конечно, сжалился над человеком, перестал рассказывать сказки и отремонтировал ему проигрыватель. Прошло уже несколько лет с тех пор, а «Арктур-006» всё ещё играет. Но я заранее предполагаю очередную скорую его кончину и дрессирую пока новую партию тараканов :-))

Ещё в этом Арктуре моё воображение поразил предусилитель-корректор, который выглядел вот так:

Плата, кажется, явно мала для таких конденсаторов. Хотя я, может быть, совсем не ярый аудиофил и не понимаю, какой красивый, прозрачный, детальный звук дают именно конденсаторы такой величины. Некоторые ведь скажут, что для особо качественного и натурального звука даже такие кондёры, пожалуй, маловаты! Тем более, если ещё нагрузить диск «блинами» от штанги килограмм на 25? Безусловно, получится воистину божественный звук! Вот только сколько специально обученных тараканов-качков понадобится? Автор — Андрей Барышев.

Бэр — 16.09.2017 — Прочитали: 7640

УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ НАУШНИКОВ КЛАСС А

Класс A — схема самодельного УМЗЧ высокого качества на полевых MOSFET транзисторах.

Инфракрасный датчик приближения объектов к транспортным средствам — схема для самостоятельной сборки на базе E18-D80NK.

Тонкомпенсированный регулятор громкости с адаптацией к регулятору тембра — теория и практика.

Я уже давно не аудиофил. Но! (По старой памяти). Над конденсаторами вы смеетесь зря. Довольно многое от них зависит, а это слюдяные, если правильно помню. Т.е. максимально стабильные и т.д. Ну небыло тогда широкого ассортимента такого рода деталей. И эти — пожалуй лучшие из доступных тогда. Крупноваты, это да.

Что касается ремонта такого рода аппаратуры, по моему опыту, электролиты — сразу нафиг. И как правило ремонт этим и ограничивается. Нет, и среди них тоже попадаются вполне живые, но это скорее исключение. Слабое место советской аппаратуры.

Источник

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

ЗВУКОМАНИЯ

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

Как восстановить винтажный проигрыватель винила часть 1

Как восстановить винтажный проигрыватель винила часть 1

Как восстановить винтажный проигрыватель винила

Аналоговый вариант — более разумная цена для аудиофилов с ограниченным бюджетом, чем когда-либо.

Превосходные проигрыватели винила можно приобрести Pro-Ject и Music Hall по доступной цене, хотя это все еще может представлять собой большие вложения для тех, кто хочет поэкспериментировать с аналоговым звуком, прежде чем брать на себя обязательства купить вертушку по высокой цене.

Еще одна недорогая возможность — отремонтировать классический проигрыватель виниловых пластинок, который бездействует на вашем чердаке или ждет вас на распродаже во дворе соседа или на инет-барахолке.

Смахни пыль и начинай слушать пластинки!

Проигрыватели виниловых пластинок 1970-х и 80-х годов могут соответствовать или превосходить качество звука, предлагаемое сегодняшними моделями начального уровня. При правильной настройке некоторые из них могут даже приблизиться к качеству проигрывателей компакт-дисков за 60 000 и выше.

Как восстановить винтажный проигрыватель винила за небольшие деньги

Аналоговый звук — это полная противоположность цифровому, это рай для твикеров. Для меня покупка нового — это не веселье, а вот закатать рукава — часть удовольствия. Нет ничего более приятного, чем превратить находку на распродаже за 1000руб в настоящий музыкальный аппарат.

Ламповый фонокорректор ЗМ №2 купить

Хотя в одной статье невозможно осветить более тонкие аспекты аналоговой технологии, я попытаюсь провести вас через процесс покупки, ремонта и настройки проигрывателя виниловых проигрывателей менее чем за 5000 руб…

Первая часть — покупка стола или полностью проигрывателя

— самая простая. Хотя Авито может предложить лучший выбор, вы, вероятно, заплатите большие деньги, потому что будете конкурировать с фетишистами со всей России. Но есть проблема доставки. Если проигрыватель винила не будет тщательно разобран и должным образом упакован, шансов, что он доберется до вашей входной двери в целости, невелик.

Лучше всего купить проигрватель винила на распродажах, в комиссионных магазинах и даже в ломбардах

Вы, вероятно, найдете в ассортименте пластиковый мусор со съемными картриджами P-mount. Как правило, этого следует избегать, хотя стоит рассмотреть несколько моделей с линейным слежением (в которых рука движется по прямой линии поперек записи). Technics SL-5 и SL-6 можно было менее чем за $ 75 в хорошем состоянии, и $ 30- $ 50 с незначительными косметическими шрамами. Оба предлагают достойную производительность, и вы даже можете использовать свои собственные межкомпонентные соединения, но функция, обычно имеющаяся только на лучших проигрывателях сегодняшних дней.

Technics SL-10

Убедитесь, что в комплект входит оригинальный заземляющий провод, так как его сложно найти, но откажитесь от бесплатных межблочных соединений и подумайте о своих.

недорогой Фонокорректор ЗМ № 5

Линейное отслеживание не идеально, особенно когда оно выполняется дешево, и поворотный тонарм предпочтительнее. Тем не менее, если подшипники, контакты и отслеживающий механизм линейного рычага чистые и хорошо смазанные, повредить ваши записи практически невозможно, и они будут сохранены на тот день, когда вы сможете позволить себе перейти на более высокий уровень. -качественный агрегат.

При покупке модели с линейным отслеживанием убедитесь, что тонарм плавно перемещается по поверхности пластинки без перетаскивания. Также убедитесь, что автоматические функции работают правильно. Разборка и обслуживание проигрывателя винила с линейным трекингом требует определенных знаний, поэтому избегайте всего, что не работает на 100%.

Винтажные проигрыватели винила Bang & Olufsen

Если все в порядке, остальное всё просто. Настройка включает только установку нового картриджа, установку прижимной силы и всё вы слушаете. Доступен широкий ассортимент картриджей с байонетом P по цене от 1000руб и выше.

BANG & OLUFSEN Beogram 4002

Винтажные проигрыватели винила Bang & Olufsen могут стать отличным выбором, особенно с S образными тонармами. Они красиво построены, элегантно звучат и очень просты в настройке благодаря запатентованной системе сменных картриджей B&O. Обратной стороной является то, что если у вас изношенный или поврежденный картридж, замена будет дорогостоящей и ее трудно найти.

Ламповый фонокорректор дешево

Это приводит нас к вашему лучшему варианту — традиционному проигрывателю виниловых пластинок с прямым или ременным приводом конца 70-х или начала 80-х годов. Все, что старше, скорее всего, будет слишком изношенным для наших целей.

Некоторые компании (в том числе Dual и Thorens) использовали необычную электронику и приводные механизмы, которые могут выйти из строя, хотя большинство проигрывателей того времени были достаточно простыми. Еще один плюс в том, что эти винтажные проигрыватели винила были представлены, когда компакт-диск только набирал популярность и часто использовался очень просто. Многие из них даже хранились, не использовались годами, и просто ждут, чтобы их откопали в совершенно новом состоянии.

DUAL 1216

А вот модели с прямым приводом менее желательны, за исключением моделей Denon и Technics. Тем не менее, превосходное качество звука достигается благодаря конструкциям с прямым приводом таких компаний, как Sony, Onkyo, JVC и других.

Винтажный проигрыватель винила

Цены начинаются от 10 000руб. Столы с ременным приводом, такие как вездесущий Dual CS505, являются безопасным выбором, но стоит учитывать около 1000руб за новый ремень. Большинство вертушек имеют подвески, поэтому убедитесь, что пружины остаются пружинящими. Легкое постукивание по цоколю должно привести к твердому отскоку, за которым следует несколько мягких отскоков.

Лучшим выбором для качества звука и простоты настройки является винтажный проигрыватель винила без подвеса с ременным приводом. Вы заплатите меньше за менее желательные шильдики, но качество звука может быть очень хорошим. При покупке наиболее важными факторами являются состояние пластин подшипника и подшипников тонарма. Покрутите блин со снятым ремнем.

Его вращение должно быть бесшумным, плавным и устойчивым, без колебаний или шума трения. Если он не вращается, как смазанное маслом колесо рулетки, поищите в другом месте. Затем возьмитесь за головку тонарма (где установлен картридж) и осторожно потяните его по горизонтали и вертикали. Если есть люфт в подшипниках, следует избегать его. Регулировка и смазка большинства подшипников тонармов должны выполняться только профессионалом.

Ламповый фонокорректор хороший звук

продолжение следует…

клон FM711 усилитель мощности

Источник

Оцените статью