Характеристика оборудования для технического ремонта скважин

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА СКВАЖИН

На рис. III. 1 приведена схема классификации машин, обо­рудования, механизмов, сооружений и инструментов, составля­ющих современный комплекс технических средств для текуще­го ремонта нефтяных, газовых и нагнетательных скважин. По этой схеме группы оборудования подразделены на подгруппы, без дифференциации их на типы и типоразмеры оборудования.

На рис. III.2 показана схема классификации машин, обору­дования, механизмов, сооружений и инструмента для капиталь­ного ремонта скважин, необходимых для выполнения групп операций. Здесь техника также подразделена лишь на подгруп­пы, без дифференциации на отдельные типы оборудования. Видно, что и это оборудование так же, как и оборудование для текущего ремонта скважин, в основном не универсально, а спе­циализировано для выполнения строго определенных операций. Более того, такое оборудование применяют только в одной от­расли промышленности — нефтегазодобывающей.

Главное отличие техники капитального ремонта скважин от техники текущего ремонта заключается в широком использова­нии комплекса бурового оборудования.

Классификация оборудования по назначению показывает, что по номенклатуре оно отличается большим числом подгрупп и разнообразием. Технологическая специфика обоих процессов превратила их к настоящему времени в сложную и многооб­разную область техники, сформировавшуюся в самостоятель­ные службы текущего и капитального ремонтов скважин.

В состав комплекса оборудования входят: вышка с рабочей площадкой и мостками; талевая система; подъемная лебедка или установка (агрегат); насосная установка; ротор; вертлюг; противовыбросовое оборудование; устьевой и подземный инст­румент.

В зависимости от вида и сложности производимого ремонта, аварийных ситуаций, возникающих в процессе ремонта сква­жин, оборудование может поставляться отдельными комплек­тами или узлами (например, в виде подъемника, вышки или мачты, элементов талевой системы и т. д.), частично укомплек­тованными (лебедка, вышка, талевая система в комплекте, ро­торная установка с индивидуальным приводом, насосная уста­новка и т. д.) и полностью укомплектованными механизмами, позволяющими осуществлять весь цикл ремонта скважин.

Читайте также:  Автоматические раздвижные двери ремонт сам

Вышки и мачты

Вышки и мачты — стационарные или передвижные со­оружения (телескопические, транспортируемые на подъемных установках), предназначенные для подвески талевой системы, поддержания на весу колонны труб или штанг при ремонтных работах, проводимых на скважине.

Вышки и мачты различают по грузоподъемности, высоте и конструкции. По системе опор и передачи на фундамент основ­ной нагрузки, а также по степени разборности и методу сбор­ки вышки подразделены на два типа: башенные и мачтовые. А-образные вышки секционные мачтового типа по срав­нению с вышками башенного типа обладают меньшей металло­емкостью при равной грузоподъемности, более удобны для раз­мещения на рабочей площадке подъемного и вспомогательного оборудования.

Мачты используют в качестве подъемного сооружения при ремонте неглубоких скважин. Подразделены они на стацио­нарные и передвижные. Конструктивное их исполне­ние зависит от максимально действующей на нее нагрузки.

Передвижные мачты предназначены для ремонта скважин, не имеющих стационарных вышек и мачт. Применя-

гот их на участках безвышечной эксплуатации скважин с боль­шим межремонтным периодом их работы и при наличии зара­нее подготовленных площадок и подъездных путей. В восточ­ных нефтяных районах Советского Союза наиболее распростра­нена мачта ПТМТ-40 (передвижная телескопическая мачта трубная грузоподъемностью 400 кН), смонтированная на гусе­ничной тележке «Восток» и перевозимая с помощью трактора-подъемника. Мачта состоит из двух секций, для подъема кото­рых и выдвижения верхней секции используют лебедку подъем­ника.

Рабочая площадка у устья скважины, оборудованная стационарной вышкой, должна иметь размеры не менее 4X6 м, мачтой-—3X4 м. При работе с использованием самоходных подъемных установок размеры площадок составляют 4X12, м. Высота площадки от поверхности земли в зависимости от вы­соты устья и наличия противовыбросозого оборудования может быть от одного до четырех метров.

Площадки сооружают из бутобетона с деревянным насти­лом толщиной не менее 70 мм с уклоном четырех сторон к а устью, равным 0,03°, а со стороны мостков — 0,015° для обеспе­чения стока жидкости. Высота фланца эксплуатационной ко­лонны над уровнем рабочей площадки должна быть не менее

Приемные мостки и стеллажи, сооружаемые у вышки или мачты на уровне рабочей площадки с наклоном от ног вышки, служат для укладки труб при спуско-подъемных операциях. Конструкция их в зависимости от применяемого материала бывает различной.

В последнее время в ряде нефтяных районов применяют пе­реносные приемные мостки, выполненные в виде металлической пространственной фермы, перевозимой волоком (на полозьях) с помощью трактора.

Эксплуатация вышек и мачт. Вышки и мачты пе­риодически осматривают: после их сборки и подъема; до и пос­ле транспортирования в собранном виде; перед производством сложных работ (ловильных, расхаживание прихваченного ин­струмента, спуск обсадной колонны и т. п.); после сильного ветра (на открытой местности свыше 8 баллов и в лесистой — 10 баллов) и открытых нефтегазопроявлений.

При осмотрах вышки (мачты) особое внимание следует об­ращать на прямолинейность ног и зазоры в стыках труб, со­стояние фундаментов (деформацию, трещины, коррозию и дру­гие дефекты); состояние сварных швов, диагональных тяг, бал­конов, лестниц, ограждений и оттяжек. Так как во время ре­монтных работ вышка подвергается воздействию различных на­грузок и вибрациям, необходимо следить за тем, чтобы болто­вые соединения на всех узлах были надежно затянуты и укреп­лены контргайками.

Выявленные дефекты необходимо немедленно устранять.

Источник

Оборудование для подземного ремонта скважин.

Классификация видов ремонта и операций в скважинах.

Подземный ремонт скважин подразделяется на текущий ремонт и капитальный ремонт скважин (КРС).

Текущий ремонт скважин (ТРС) – это комплекс работ по проверке, частичной или полной замене подземного оборудования, очистке его, стенок скважины и забоя от различных отложений (песка, парафина, солей, продуктов коррозии), а также по осуществлению в скважине геолого-технических и других мероприятий по восстановлению и повышению добывающей способности скважины. Текущий ремонт включает:

Предупредительный ремонт включает работы:

— смену насоса или клапанов;

— депарафинизацию труб и штанг;

— устранение утечек в НКТ.

Вынужденный ремонт включает:

— ликвидацию обрыва или отвинчивания штанг;

— смена насоса на другой диаметр;

— смена НКТ и штанг на другой диаметр;

— изменение глубины подвески насоса;

— замена якоря, фильтра и т.п.

Капитальный ремонт включает работы:

— ликвидацию аварий обсадной колонны;

— ликвидацию аварий с трубами и штангами;

— изоляцию проявившихся вод;

— переход на другой продуктивный горизонт;

— гидравлический разрыв пласта (ГРП);

— забуривание второго пласта;

— термическая обработка забоя;

— кислотная обработка забоя;

— крепление призабойной зоны;

— правка эксплуатационной колонны;

— вырезка и подъем эксплуатационной колонны из скважины и т.п.

ТРС и КРС имеют общность проводимых операций на 60-80% и, соответственно, по применяемому оборудованию.

Классификация оборудования для ТРС

Оборудование для ТРС включает:

1. Спускоподъемное оборудование:

1.1 Подъемники и агрегаты (подъемники, стационарные вышки, передвижные мачты);

1.2 Агрегаты спускоподъемные;

1.3 Агрегаты для спуско-подъема труб под давлением;

1.4 Агрегаты для внутрискважинных работ

2. Инструмент для СПО:

2.1 Элеваторы трубные и штанговые;

2.3 Ключи трубные и штанговые.

3. Средства механизации спускоподъемных работ:

3.2 Механические ключи трубные и штанговые;

3.3 Механизированные стеллажи;

3.4 Вертикальная расстановка НКТ и подвеска штанг.

4. Технологическое оборудование:

4.1 Промывочные агрегаты;

4.2 Депарафинизационные агрегаты;

4.3 Тартальное оборудование.

5. Транспортное оборудование:

5.1 Транспортные базы колесные;

5.2 Транспортные базы гусеничные;

5.3 Транспортные базы плавучие;

5.4 Транспортные базы рамные.

Классификация оборудования для КРС

1. Спускоподъемное оборудование:

1.1 Подъемники и агрегаты;

1.2 Агрегаты спускоподъемные.

2. Инструмент для СПО:

2.1 Элеваторы для НКТ и бурильных труб;

2.2 Клинья и спайдеры;

2.3 Ключи машинные;

2.4 Ключи механические;

2.5 Вертикальная расстановка НКТ и подвеска штанг.

3. Оборудование для промывки, бурения и цементирования скважин:

3.1 Оборудование для вращения бурильных труб (роторы, гидророторы, верхний силовой привод);

3.2 Промывочное оборудование (буровые насосы, манифольды, буровые рукава, вертлюги и др.)

4. Инструмент для внутрискважинных работ:

4.1 Ловильный инструмент для труб и штанг;

4.2 Инструмент для обследования колонны и скважины;

4.3 Инструмент для ремонта эксплуатационной колонны;

4.5 Бурильные трубы;

4.7 Забойные двигатели;

4.8 Противовыбросовое оборудование и др.

Агрегаты для текущего и капитального ремонта скважин

ТехничеТТех. характеристики агрегатов для ПРС
Высота
Грузо- вышки от Мощность Трансмис-
Наименование Транспортная база подъем- Оснастка земли до приводного сия
агрегата ность, оси двигателя, (привод
кН кронблока, кВт лебедки)
м
1. АзИНМАШ-37 КрАЗ-225Б 2х3 176-220* М**
2. АПРС-32 КрАЗ-225 2х3 176-220 М
3. АПРС-32-01 КрАЗ-260,260Г 2х3 М
4. АПРС-40У УРАЛ-4320-1912-30 3х4 М
5. АПРС-40М КрАЗ-260г, 6322 3х4 М
6. АПРС-40К КАМАЗ 43181 3х4 М
7. УАРС-40 КЗКТ-7428 2х3 Г***
8. А2-32 УРАЛ-4320-1912-30 2х3 М
9.А2-32 КАМАЗ-431118 2х3 М
10. А4-32 КрАЗ-260Г 2х3 18,2 М
11. А5-40 КрАЗ-260Г 3х4 М
12. А5-40М УРАЛ-4320-1912-30 2х3 М
13. АР-32/40 КрАЗ-260Г 3х4 М
14. АР32/40М УРАЛ-4320-1912-30 3х4 М
15. СУРС-40 Т-170М.01 2х3 М
16. СУПР-32 Т-170М.01 2х3 М
17. УПА-32 КрАЗ-260 2х3 18,5 М
18. УПТ-32 Т-130МГ-1 2х3 М
19. УПГА-32 КрАЗ 2х3 18,5
20. УПА60 КрАЗ-65101 3х4 18,5 М
21. УПГ50 КрАЗ-250 500(с65) 3х4 18,5 Г**'»
22. АР-60 КрАЗ-65101, КрАЗ- 3х4 М
260Г
.-
23. А50М КрАЗ-65101 3х4 22,4 М
24_. А-50У КрАЗ-257 3х4 22,4 М
25 А60/80 БАЗ-69507 3х4 М
26- А60/80И КрАЗ-260Г 3х4 М
27АРБ-100 БАЗ-6909, КЗКТ-8014 4х5 М
28. К-703МТУ- Кировец К-703МТУ 3х4 18,2 М
8ОВМ
29. К-703МТУ- Кировец К-703МТУ 3х4 29,5 г
80ВГ ..
30. Кировец- Кировец К-703МТУ 3х4**** Г
Хегглунд
31. К-703МТУ- Кировец К-703МТУ 29,5 Г
100ВГ
32. К-703МТП- Кировец К-703МТУ Г
127Г
МЗКТ-79191, КЗКТ- 4х5 39,8 М
33. Р-125 I
34. БР-125 МЗКТ-79191 4х5 39,8 М
35. CARDWELL 4х5 29,4
КВ 250Al215-96 Самоходная 4 eX -осное
4х5
36. IRI500 Самоходная 4 ех -ос ное
37.КREMCO Самоходное 12х8 4х5
38. УПТl-50 Т-130МБГ
Т-130МГ-1 3х4 М
39. УПТl-50Б (гидрофицированный)
40. КОРО-80 МАЗ-537 4х5 М
41. TD-125CA-A6 Самоходная база 12х8 4х5 М
42. МЕСА 104- 4х5 М
225с (США) Самоходная база 8х4
.-
Примечания: * Агрегаты могут монтироваться на различных модификациях транспортной базы.
** Трансмиссия механическая.
*** Трансмиссия гидравлическая.
**** С разделенным талевым блоком.
,.

Агрегаты АР-32 и АР-32/40 предназначены для проведения текущих ремонтов эксплуатационных скважин. Транспортная база – автошасси КрАЗ-260Г и Урал- 4320- 1912 соответственно. Привод механизмов от ходового двигателя ЯМЗ-238Л. Агрегаты отличаются высокой проходимостью, монтажеспособностью. Кабина оператора размещена в непосредственной близости от устья скважины, обеспечивает хороший обзор и удобства в работе.

Агрегат ремонтный АР60предназначен для освоения, ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин.

Транспортная база подъемного блока – автошасси КрАЗ-65101.Привод механизмов – от ходового двигателя – ЯМЗ-238 М2.

Агрегат в исполнении для бурения комплектуется полатями верхового рабочего для вертикальной расстановки труб и буровым основанием с подсвечником, насосным блоком на прицепе, ротором со встроенным клиньевым захватом, транспортабельной котельной установкой или воздушным теплогенератором.

По отдельному заказу агрегат поставляется с двухбарабанной лебедкой с дисковыми пневматическими муфтами, двухленточным тормозом бурового и одноленточным — тартального барабана, комплектом устьевого, скважинного оборудования и инструмента для свабирования скважин, а также комплектуется гидроприводным ключом и вертлюгом.

Число скоростей 8. Мачта — телескопическая наклонная. Расстояние от земли до оси кронблока, м – 22. Длина поднимаемой свечи, м -16.

Агрегат А60/80предназначен для ремонта, бурения и освоения нефтяных и газовых скважин. Механизмы агрегата смонтированы на полноприводных шасси БАЗ-695071 или КрАЗ-260Г.

Рис. 5.4а. Агрегат А60/80 (общий вид): 1 — шасси БАЗ-695071; 2 — отвод выхлопных га­зов; 3 — коробка отбора мощности; 4 — вал карданный; 5 — домкрат гидравлический; 6 — лест­ница с ограждениями; 7 — оттяжки силовые; 8 — оттяжки ветровые; 9 — подвеска ключей; 10 ­манифольд с буровым рукавом; 11 — рукав буровой с подвеской; 12 — мачта; 13 — блок талевый; 14 — укрытие оператора; 15 — вертлюг; 16 — рабочая труба квадратная; 17 — аутригер задний; 18 — гидроротор; 19 — ротор буровой; 20 — пульт управления; 21 — подставка; 22 — лебедка; 23 — ограждение лебедки; 24 — гидросистема; 25 — лебедка вспомогательная; 26 — рама агрега­та; 27 — стойка мачты; 28 — башмак; 29 — аутригер передний; 40 — растяжки полатей верхового; 41 — подкос; 42 — полати верхового с укрытием; 43 — упор

Рис. 5.46. Агрегат АБО/80 (вид по А): 30 — трансмиссия; 31 — ограждение трансмиссии; 32 — шарнир карданный; 33 — гидрораскрепитель; 34 — вал карданный; 35 — установка бурового ротора; 36 — мостки приемные с подсвечником; 37 — мостки откидные; 38 — редуктор раздаточ­ный; 39 — гидропульт; шасси и мачта условно не показаны

Блок подъемныйвключает в себя следующие узлы:

· транспортную базу (шасси);

· лебедки — буровую и тартальную

· талевый блок с серьгой (крюкоблок);

· мачту двухсекционную телескопическую с 5-роликовым кронблоком;

· лебедку вспомогательную гидроприводную;

· трансмиссию привода лебедок, ротора и гидронасосов;

· рычажно-балансировочную тормозную систему;

· ограничитель переподъема талевого блока;

·систему управления работой двигателя и исполнительных механизмов (включая останов и запуск двигателя с рабочего места оператора);

• контрольно-измерительные приборы (нагрузка на крюке, давление

в гидро-, пневмосистемах, дублирующие датчики работы двигателя);

· электрооборудование (освещение мачты);

· гидравлические цилиндры подъема мачты;

·механизм выдвижения верхней секции посредством вспомогательной лебедки;

• гидравлический домкрат (аутригер) для установки подъемного блока (4 шт.);

• опору аутригера (4 шт.).

В конструкции подъемного блока использованы следующие техниче­ские решения:

· цепной при вод лебедок выполнен в виде редуктора с масляной ванной;

·включение привода барабанов производится через фрикционные пнев­матические дисковые муфты;

• на барабане буровой лебедки выполнены спиральные канавки (лебу­са), обеспечивающие равномерное наматывание талевого каната;

• гидросистема подъемного блока раздельная: гидродомкраты подъема мачты и аутригеры (монтажная линия) питаются от насоса НШ-32; вспомо­гательная лебедка, гидрораскрепитель и гидроротор (рабочая линия) пита­ются от аксиально-поршневых насосов модели 3102.112;

• выдвижение верхней секции мачты производится с помощью гидро-

Оборудование комплектующее включает:

· буровой ротор P-41O;

· трубу рабочую (квадрат);

· буровое основание трехопорное;

· подсвечники на рабочей площадке;

· приемные мостки со стеллажами (по заказу потребителя);

· насосный блок с манифольдом (по заказу потребителя);

· сборное основание под задние аутригеры;

· устройство крепления и перепуска талевого каната.

Вышеприведенный блок подъемный является базовым комплектом агрега­та, расшифровка которого в заказе необязательна; оборудование комплектую­щее оговаривается в заказе. Потребитель должен определиться в следующем:

• способ установки ротора — на буровом основании или на колонном фланце;

· выбор ротора и его привода:

— буровой ротор Р-250 с механическим приводом;

— буровой ротор Р-250 с гидроприводом;

— буровой ротор P-410 с механическим приводом;

— буровой ротор P-410 с гидроприводом;

· выбор вертлюга: — вертлюг ВБ-60;

— вертлюг ВБ-100 с кабельным лубрикатором (в комплекте с рукавом

высокого давления и ручным насосом).

Базовый комплект агрегата Л60/80 обладает:

· высокой мобильностью и проходимостью;

·повышенной устойчивостью при транспортировании и проведении спуско-подъемных операций;

• улучшенным доступом для обслуживания узлов, систем агрегата и шасси;

• улучшенной ремонтопригодностыо в связи с простой кинематической схемой, унификацией узлов и деталей с серийными агрегатами АР60, А5ОМ, АР32, БА15.

Основныепараметры

1. Допускаемая нагрузка на крюке, кН (тс) 800 (80)

В том числе при спуска-подъемных операциях 600 (60)

2. Условная глубина бурения скважин (масса 1 пог. м бу-

рильного инструмента 24 кг), м . 2000

3. Условная глубина скважин при ремонте и освоении (спуск

НКТ, масса 1 пог. м которых t4 кг), м . 5100

4.Транспортная база . автошасси БАЗ-695071

5.Привод механизмов . двигатель шасси ЯМЗ-238Н

или ЯМЗ-238Л 6. Отбор мощности, кВт (л. с.):

при 28,33 с- ‘ (1700 об/мин) . 165 (225)

при 35 с- l (2100 об/мин) . 220 (300)

7. Лебедка буровая . одно- или двухбарабанная;

с двухленточным тормозом, пневмоусилителем тормоза, дисковыми пневматическими муфтами

тяговое усилие, кН (тс) . 250 (25)

скорость подъема талевого блока, м/с:

при кратковременных нагружениях . 0,13

число скоростей подъема талевого блока:

для кратковременных нагружений . 1

8. Лебедка тартальная . с дисковыми пневматиче-

скими муфтами и однолен­точным тормозом

тяговое усилие, кН (тс) . 50 (5)

скорость подъема тартальным барабаном, м/с . 3,7 — 7,3

9. Мачта . Телескопическая, наклонная,

с ограничителем выдвижения верхней секции и переподъе­ма талевого блока

высота мачты от земли до оси кронблока, мм 22000

длина поднимаемой свечи, мм . 16000

10. Талевая система:

диаметр каната (талевого) на буровом барабане, мм 25

диаметр каната на тартальном барабане, мм 15 (или 13,5)

11. Вспомогательная гидроприводная лебедка:

допускаемая нагрузка на крюке при двухструнной оснастке

при давлении 10 МПа, кН (тс) . 25 (2,5)

скорость, подъема груза, м/с . 0,25

12. Гидросистема привода механизмов:

давление максимальное, МПа (кгс/см 2 ) . 20 (200)

номинальная подача, дм 3 /мин . 370

усилие на штоке (при 10 МПа), кН (Tс:) . 500 (50)

рабочий ход штока, мм . 1000+20

14. Манифольд (стояк с буровым рукавом):

давление. МПа (кгс/см 2 ) . 20 (200)

условный проход стояка, мм . 67

условный проход бурового рукава, мм . 76

15.Освещение взрывозащищенное, В . 24

16.Опорная плита под задние аутригеры, м . 6хО,7

! 7. Габаритные размеры блока подъемного в транспортном

положении, мм, не более:

18. Масса блока подъемного, кг:

на шасси БАЗ-69507 . 34000

на шасси КрАЗ-260Г . 31000

19. Буровой ротор с механическим (гидравлическим) при­водом:

нагрузка статическая на стол ротора, кН (тс) 800 (80),

проходное отверстие стола, мм . .410 (410)

максимальный момент на столе ротора, кН,м (кгс.м) 12(1200),

8(800)частота вращения стола, с- 1 (об/мин):

наименьшая . 0,67 (40),

наибольшая . .4 (240),

1,5(90)20. Вертлюг ВБ-60 (ВБ-100):

статическая нагрузка на ствол, кН . 600 (1000)

давление рабочее, МПа . 16 (25)

условный проход, мм . 60 (75)

допускаемая частота вращения, с- 1 (об/мин) 5 (300),

диаметр проходногo каротажного кабеля, мм 8 12

присоединительная резьба ствола — резьба бурильных

труб по ГОСТ 631-75 . 8911 (14711)

21. Буровое основание:

габариты плоскости, мм . .4000хЗООО

высота до подроторных балок, мм . 1600 1900

высота до подроторных балок на специальной аппарели, мм до 3000

22. Приемные мостки:

габаритные размеры (в транспортном положении), м Нх3х3

габаритные размеры (в рабочем положении), м 15х10хl,3

23. Масса агрегата в сборе с принадлежностями и зап­частями, кг, не более:

исполнение 001 . 38000

исполнение 002 . 45000

Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 6378 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью