Финансирование ремонта медицинского оборудования

Финансирование ремонта медицинского оборудования

Особенности оценки эффективности приобретения и использования медицинского оборудования с учетом источников финансирования

Кадыров Ф.Н. – д.э.н., Кадырова Э.Ф. – начальник планово-экономического отдела
ООО «РЦСЗ Ленмединформ» (Санкт-Петербург)

Когда мы говорим об экономической эффективности внедрения новых медицинских технологий (техники и т.д.), мы прежде всего должны уточнить содержание вопроса. В первую очередь необходимо выяснить – за счет какого источника будет приобретаться оборудование и за счет какого источника будут финансироваться оказываемые услуги.

Эта проблема характерна прежде всего для бюджетных учреждений. Но актуальна она и для коммерческих организаций, являющихся производителями медицинских услуг в случаях, если они работают в системе обязательного медицинского страхования либо оказывают медицинские услуги, финансируемые за счет средств бюджета по государственному (муниципальному заказу).

Основными источниками приобретения оборудования являются:
1. бюджеты различных уровней;
2. средства обязательного медицинского страхования (ОМС);
3. доходы от предпринимательской деятельности (платных услуг).

Разные источники финансирования приобретения оборудования предполагают различные подходы к определению экономической эффективности внедрения новой техники и технологий. Но кроме этого необходимо учитывать и источники финансирования медицинских услуг, которые будут оказываться при помощи данного оборудования.

Что же касается соотношения: за счет какого источника будет приобретаться оборудование и за счет какого источника будет финансироваться оказание (оплата) услуги, то здесь возможны самые различные комбинации (см. таблицу 1.). Обозначим их укрупнено:
— приобретение оборудования и оказываемые при помощи этого оборудования услуги финансируются за счет одного и того же источника (например, за счет бюджета);
— оборудование приобретается за счет одного источника, а оказываемые при помощи этого оборудования услуги финансируются за счет другого источника (например, купили оборудование за счет бюджета и стали оказывать на нем платные услуги);
— приобретение оборудования и/или оказываемые при помощи этого оборудования услуги финансируются одновременно за счет нескольких источников (например, за счет бюджета и средств ОМС).

Таблица 1. Соотношение источников средств для приобретения оборудования и для оказания медицинских услуг

Многоканальность получения средств медицинскими учреждениями, различные условия финансирования и т.д. ведут к тому, что подходы к оценке эффективности в различных ситуациях существенно различаются.

Можно выделить несколько основных подходов к оценке эффективности использования оборудования:
• эффективность использования оборудования как такового;
• эффективность использования оборудования с учетом затрат на его обслуживание и ремонт;
• эффективность предоставления медицинских услуг при помощи данного оборудования.

Показатели эффективности использования оборудования как такового характеризуют в первую очередь степень (интенсивность) его использования.

В зависимости от выбора показателей эффективности использования оборудования как такового мы можем получить представление не только о степени (интенсивности) его использования, но и о финансовой стороне деятельности (окупаемости и т.д.). Однако и такая стоимостная оценка будет односторонней, поскольку здесь не учитываются другие затраты, связанные с эксплуатацией медицинского оборудования, – затраты на его содержание (техническое обслуживание, ремонты и т.п.).

При бюджетном финансировании в качестве результата выступает какой-либо эффект, достигаемый при помощи данного оборудования (например, число выполненных исследований). Как правило, такой эффект не принимает денежную форму.

При обязательном медицинском страховании результат зачастую принимает денежную форму (например, стоимость оказанных услуг по тарифам ОМС). Однако, как и при бюджетном финансировании, при работе в системе ОМС не используется такая категория, как амортизация (она не закладывается в тарифы). Поэтому в обоих случаях не могут полноценно использоваться стоимостные показатели эффективности использования оборудования (можно говорить лишь об условном значении этих показателей). Здесь преобладающее значение имеют показатели использования оборудования как физических единиц (процент установленного оборудования и т.д.). Эти показатели отражены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели эффективности использования оборудования при различных источниках финансирования

При оказании платных услуг эти показатели тоже важны, но не сами по себе, а как предпосылка высоких финансовых показателей. Поэтому в таблице 2 приведены лишь важнейшие финансовые показатели.
Итак, мы посмотрели, как оценивается эффективность использования оборудования при различных источниках финансирования. Однако как уже неоднократно отмечалось, затраты не ограничиваются только приобретением оборудования. Необходимо учитывать и затраты на текущее содержание оборудования (обслуживание, ремонт, обеспечение техники безопасности и т.д.) и вытекающие отсюда финансовые и иные интересы различных субъектов здравоохранения.

Органы, обеспечивающие бюджетное финансирование, интересуются в первую очередь тем, во что обойдется приобретение оборудования и какой при этом будет получен результат (эффект). По сложившейся практике не прорабатываются вопросы дополнительного финансирования медицинских учреждений, получающих новое оборудование. Предполагается, что изыскивать средства на текущее обслуживание оборудования, его ремонт и т.д. медицинские учреждения будут «в пределах выделенного бюджетного финансирования» или средств ОМС. Но обычно ни в бюджете, ни в тарифах в системе ОМС эти затраты просто не заложены. Это, в частности, явилось одной из серьезных проблем, осложнивших возможности эффективного использования оборудования, полученного поликлиниками в рамках национального приоритетного проекта «Здоровье».

Поскольку при бюджетном финансировании или работе в системе ОМС медицинские учреждения не платят за централизовано поставляемое оборудование, то их, в свою очередь, не интересуют и затраты на его покупку. Поэтому медицинские учреждения, в отличие от финансирующих органов, вынуждены сопоставлять полученный при помощи оборудования результат не с ценой оборудования, а с затратами на его содержание.

Мы видим, что уже на этом этапе возникают существенные различия в подходах финансирующий органов (финансовых органов, органов управления здравоохранением как главных распорядителей бюджетных средств) и медицинских учреждений.

При оказании платных услуг эти показатели тоже важны, но не сами по себе, а как предпосылка высоких финансовых показателей. Поэтому в таблице 2 приведены лишь важнейшие финансовые показатели.
Итак, мы посмотрели, как оценивается эффективность использования оборудования при различных источниках финансирования. Однако как уже неоднократно отмечалось, затраты не ограничиваются только приобретением оборудования. Необходимо учитывать и затраты на текущее содержание оборудования (обслуживание, ремонт, обеспечение техники безопасности и т.д.) и вытекающие отсюда финансовые и иные интересы различных субъектов здравоохранения.

Органы, обеспечивающие бюджетное финансирование интересуются в первую очередь тем, во что обойдется приобретение оборудования, и какой при этом будет получен результат (эффект). По сложившейся практике не прорабатываются вопросы дополнительного финансирования медицинских учреждений, получающих новое оборудование. Предполагается, что изыскивать средства на текущие обслуживание оборудования, его ремонт и т.д. медицинские учреждения будут «в пределах выделенного бюджетного финансирования» или средств ОМС. Но обычно ни в бюджете, ни в тарифах в системе ОМС эти затраты просто не заложены. Это, в частности, явилось одной из серьезных проблем, осложнивших возможности эффективного использования оборудования, полученного поликлиниками в рамках национального приоритетного проекта «Здоровье».

Поскольку при бюджетном финансировании или работе в системе ОМС медицинские учреждения не платят за централизовано поставляемое оборудование, то их, в свою очередь, не интересуют и затраты на его покупку. Поэтому медицинские учреждения, в отличие от финансирующих органов, вынуждены сопоставлять полученный при помощи оборудования результат не с ценой оборудования, а с затратами на его содержание.

Мы видим, что уже на этом этапе возникают существенные различия в подходах финансирующий органов (финансовых органов, органов управления здравоохранением как главных распорядителей бюджетных средств) и медицинских учреждений к оценке эффективности использования оборудования. Для финансирующих органов наиболее эффективным будет являться то оборудование, которое обеспечивает наилучшее соотношение «эффект — стоимость оборудования». Для медицинских же учреждений наиболее важным является соотношение «эффект – затраты на текущее содержание оборудования». Поэтому при прочих равных условиях для финансирующих органов наиболее эффективным будет наиболее дешевое оборудование, а для медицинских учреждений – наименее затратное по содержанию. В итоге вышестоящие органы, осуществляющие бюджетное финансирование, заинтересованы в покупке наиболее дешевого оборудования, которое возможно требует очень больших затрат на поддержание его в работоспособном состоянии. Медицинские же учреждения, напротив, хотят сэкономить на текущем содержании и стремятся получить наиболее неприхотливое оборудование, даже если оно является наиболее дорогим.

Попытаемся выяснить, насколько заинтересованы медицинские учреждения в эффективной работе оборудования при различных источниках финансирования.

В первую очередь следует отметить, что медицинские учреждения часто не имеют средств или не хотят их тратить на монтаж и пуск оборудования в эксплуатацию. Это зависит и от предназначения оборудования (его роли в технологическом процессе). Так, при работе в системе ОМС медицинские учреждения заинтересованы в безотказной работе лишь таких видов оборудования, без которых оказание медицинской помощи вообще невозможно, поскольку иначе учреждение не получит средства ОМС. Если же речь идет об углубленных методах обследования (рентгеновские исследования с применением контрастных веществ, иммунологические исследования и т.д.), то медицинские учреждения, как правило, экономически не заинтересованы в их выполнении, поскольку подобные исследования требуют больших затрат на расходные материалы, а дополнительную оплату за эти виды исследований по системе ОМС они не получают. Поэтому и при наличии работоспособного оборудования оно зачастую простаивает.

По этой же причине медицинские учреждения зачастую не заинтересованы и в поддержке работоспособности оборудования путем обеспечения необходимой системы технического обслуживания. Поэтому если оборудование сломалось, то учреждение далеко не всегда будет спешить с его ремонтом.

Можно сказать следующее: при бюджетном финансировании и при работе в системе ОМС медицинские учреждения будут использовать оборудование по наиболее примитивной схеме: «пусть работает, пока работает (без надлежащего ухода), а если сломается – ну и пусть себе стоит; будем ждать, пока нам бесплатно дадут новое».

Вот реальные корни того, что срок службы медицинского оборудования низкий, что часто оно простаивает, вовремя не ремонтируется, что порой неисправным стоит с самого момента поступления в медицинское учреждение.

Таблица 3. Показатели, используемые для определения эффективности суммарных затрат на приобретение и текущее содержание медицинского оборудования при различных источниках финансирования

Источник

Финансирование ремонта медицинского оборудования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 22 июля 2016 г. N 6619/26-2/и О порядке использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — Федеральный фонд) в связи с поступающими вопросами по реализации Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее — мероприятия), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332, (далее — Правила), сообщает.

1. По вопросам формирования плана мероприятий. Пунктом 8 Правил установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган), по утверждению и согласованию в установленном порядке плана мероприятий в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня вступления в силу Правил (до 03.06.2016), а в последующем — ежеквартально, до 1-го числа первого месяца очередного квартала (на III квартал 2016 года — до 01.07.2016).

В соответствии с пунктом 3 Правил средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее — территориальный фонд) медицинским организациям в пределах средств нормированного страхового запаса (далее — НСЗ), предусмотренных в бюджете территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий.

Пунктом 5 Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда от 01.12.2010 N 227, финансовое обеспечение мероприятий осуществляется в пределах средств НСЗ территориального фонда, сформированных в соответствии с частью 6.3 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 326-ФЗ).

Таким образом, объем необходимого финансирования мероприятий, установленный планом мероприятий, определяется исходя из фактического размера средств в составе НСЗ территориального фонда, сформированных на дату согласования и утверждения плана мероприятий, а использование средств на данные цели осуществляется территориальным фондом только после внесения изменений в закон о бюджете территориального фонда, устанавливающих в соответствии с частью 6.4 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ размер НСЗ и цели его использования, в том числе на финансовое обеспечение мероприятий.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил уполномоченный орган утверждает критерии отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий (далее — критерии отбора).

Устанавливаемые уполномоченным органом критерии отбора должны обеспечить возможность распределения медицинских организаций по признаку их соответствия указанным критериям отбора для последующего формирования перечня мероприятий, исходя из фактически сформированных в бюджете территориального фонда средств НСЗ. Указанные меры позволят создать равные условия включения в план мероприятий медицинских организаций вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно — правовой формы.

Обращаем внимание, что план мероприятий утверждается ежеквартально нарастающим итогом. Таким образом, размер необходимого финансового обеспечения плана мероприятий по итогам текущего финансового года должен быть установлен в пределах фактически сформированных средств НСЗ территориального фонда.

2. По вопросам финансового обеспечения контрактов, заключаемых в целях реализации мероприятий.

Основанием для заключения контрактов является наличие утвержденного с применением критериев отбора плана мероприятий.

Таким образом, финансовое обеспечение мероприятий за счет средств НСЗ территориального фонда по контрактам, заключенным до даты вступления в силу Правил и утверждения плана мероприятий неправомерно.

Исходя из норм, установленных статьями 34 и 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, в котором должна содержаться информация, в том числе об источнике его финансового обеспечения.

Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ), в том числе со средствами для финансового обеспечения мероприятий (пункт 11 Правил).

Таким образом, финансовое обеспечение договоров (контрактов), заключенных в целях реализации мероприятий, из нескольких источников считаем возможным в случае установления в указанных договорах (контрактах) размеров финансового обеспечения по каждому источнику с последующим осуществлением раздельного аналитического учета средств, полученных из НСЗ территориального фонда, средств обязательного медицинского страхования, полученных на оплату медицинской помощи (при соблюдении норм части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ) и иных источников финансового обеспечения договоров (контрактов).

Учитывая изложенное, в субъектах Российской Федерации необходимо принять следующие меры:

1. Привести бюджеты территориальных фондов в соответствие с Федеральным законом N 326-ФЗ в части финансового обеспечения мероприятий.

2. Установить критерии отбора, обеспечивающие равные условия для всех медицинских организаций.

3. При утверждении плана мероприятий обеспечить:

— соответствие размера его финансирования размеру фактически сформированных в составе НСЗ территориального фонда средств на финансовое обеспечение мероприятий;

— соблюдение сроков, установленных пунктом 8 Правил;

— формирование плана мероприятий нарастающим итогом.

4. Обеспечить соблюдение требований Федерального закона N 44-ФЗ и Правил при заключении контрактов в целях реализации мероприятий.

Председатель Н.Н. Стадченко

Обзор документа

Приведены разъяснения ФФОМС России по вопросам реализации Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса (НСЗ) ТФОМС для финансирования мероприятий по дополнительному профобразованию медработников и приобретению (ремонту) медоборудования.

Объем финансирования определяется исходя из фактического размера средств в составе НСЗ территориального фонда, сформированных на дату согласования и утверждения плана мероприятий. Средства используются территориальным фондом только после внесения изменений в закон о бюджете территориального фонда. Поэтому регионы должны привести бюджеты фондов в соответствие с законом.

Уполномоченный орган утверждает критерии отбора медорганизаций для включения в план мероприятий. Это позволит создать для них равные условия.

План утверждается ежеквартально нарастающим итогом. Поэтому размер средств по итогам текущего финансового года устанавливается в пределах фактически сформированных средств НСЗ фонда.

Нельзя финансировать мероприятия за счет средств НСЗ по госконтрактам, заключенным до даты вступления в силу правил и утверждения плана мероприятий.

Финансирование госконтрактов из нескольких источников возможно в случае установления в них размеров финансового обеспечения по каждому источнику с последующим раздельным аналитическим учетом средств, полученных из НСЗ фонда, средств ОМС, полученных на оплату медпомощи и иных источников.

Источник

Читайте также:  Ремонт увлажнитель воздуха beurer
Оцените статью