Эвакуация по осаго до места ремонта

Нужно ли доставлять к страховщику на эвакуаторе ТС, повреждения которого исключают его самостоятельное передвижение?

Nutnaree Saingwongwattana / Shutterstock.com

5 августа 2016 года по вине водителя Б. был поврежден принадлежащий А. автомобиль. 31 августа 2016 года А. обратился в страховую компанию Б. с заявлением о выплате страхового возмещения, указав, что характер повреждений автомобиля исключает возможность его представления для осмотра по месту нахождения страховщика. Причем об этом он уведомил страховщика дважды. Однако тот осмотр транспортного средства так и не произвел. В связи с этим А. организовал экспертизу самостоятельно, а затем обратился к страховщику с претензией о выплате страхового возмещения. К своему заявлению он приложил составленное экспертом заключение, но страховая в выплате отказала, объяснив свое решение тем, что потерпевший не предоставил свой автомобиль для осмотра.

Это вынудило А. обратиться в суд. В своем иске он просил взыскать со страховщика страховое возмещение, неустойку за каждый день просрочки, штраф, а также расходы на оплату услуг представителя и на нотариальное оформление его полномочий. Суд заявленные требования удовлетворил, подчеркнув, что транспортное средство не было представлено страховщику на осмотр в связи наличием повреждений, которые препятствуют его эксплуатации (разбито заднее стекло), а страховщик осмотр по месту нахождения транспортного средства так и не организовал (решение Советского районного суда г. Липецка от 5 декабря 2016 г. по делу № 2-11193/2016).

Кто и в каком порядке компенсирует потерпевшему затраты на услуги эвакуатора от места хранения транспортного средства после ДТП до сервиса, услуги сервиса по демонтажу деталей в присутствии независимого эксперта, выезд в сервис которого организован страховой компанией, в том случае, когда повреждения автомобиля исключают возможность его движения? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Читайте также:  Материалы при ремонте горячего водоснабжения

Страховая компания с таким выводом не согласилась и обжаловала вынесенное решение. Областной суд встал на сторону ответчика, отменил решение нижестоящего суда и оставил иск А. без рассмотрения (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 1 марта 2017 г. по делу № 33-668/2017). По мнению апелляции, А. действительно нарушил досудебный порядок урегулирования спора, так как повреждение автомобиля не исключало возможность его самостоятельного передвижения либо доставку на эвакуаторе.

В итоге А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой защитить его нарушенные права и отменить апелляционное определение. И Суд нашел для этого основания (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 31 октября 2017 г. № 77-КГ17-25).

ВС РФ напомнил, что, по общему правилу, потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы (абз. 1 п. 10 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО). А в том случае, когда характер повреждений исключает представление автомобиля для осмотра и экспертизы по месту нахождения страховщика (например, повреждения исключают участие транспортного средства в дорожном движении), осмотр и экспертиза проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления о страховом возмещении (абз. 3 п. 10 ст. 12 закона об ОСАГО). Если же страховщик так и не осмотрел транспортное средство или его остатки и (или) не организовал независимую экспертизу (оценку), потерпевший вправе организовать экспертизу самостоятельно. При этом результаты такой экспертизы должны быть приняты страховщиком для определения размера страховой выплаты (абз. 2 п. 13 ст. 12 закона об ОСАГО).

Читайте также:  Ремонт кофемашин bosch своими руками

Тем самым, подчеркнул Суд, повреждения, исключающие участие в дорожном движении, отнесены законом к случаям невозможности представления автомобиля для осмотра по месту нахождения страховщика. Областной суд счел, что разбитое стекло задней двери не лишает транспортное средство А. способности к передвижению. А вот ВС РФ обратил внимание на то, что эксплуатация транспортных средств в случае отсутствия предусмотренных конструкцией стекол запрещена (п. 7.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств).

Довод апелляции о том, что истец не был лишен возможности представить транспортное средство на осмотр страховщику путем его транспортировки на эвакуаторе, отметил ВС РФ, противоречит как смыслу, так и буквальному содержанию закона об ОСАГО. При таком толковании закона потерпевший при любых повреждениях автомобиля признавался бы способным транспортировать его к страховщику, уточнил Суд.

Таким образом, ВС РФ признал апелляционное определение незаконным и отменил его, направив дело на новое рассмотрение.

Источник

СТРАХОВЩИК НЕ ВПРАВЕ ТРЕБОВАТЬ ДОСТАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ НА ЭВАКУАТОРЕ

Настоящая тема посвящена вопросу законности требований страховщиков об осмотре повреждённого транспортного средства по месту нахождения страховой компании.

Как известно, в соответствии с законом об ОСАГО при повреждении имущества, потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение (возмещение убытков), в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления о страховом возмещении с прилагаемыми к нему документами обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра страховщиком к которому он обратился с заявлением о возмещении. При этом непосредственный порядок предоставления имущества на осмотр этот закон не регулирует, в связи с чем у потерпевших все чаще возникают вопросы о том, обязаны ли они предоставлять повреждённые машины на осмотр в другой город (а то и регион) и если обязаны, то кто за всё это удовольствие будет платить?
В последнее время данная тема наиболее остро проявляется во всей своей красе, поскольку страховщики (они же — страховые компании) все чаще стали требовать от потерпевших доставления повреждённого имущества или его остатков к месту нахождения страховой компании. Зачастую, дорожно-транспортные происшествия происходят за одну, а то и несколько сотен километров от места нахождения страховой компании, обязанной компенсировать ущерб. А в некоторых случаях расстояние исчисляется и тысячами миль, когда страховщики, из отдаленных районов страны, через агентов страхуют ответственность будущих виновников в тех регионах России где у них нет и никогда не было собственных филиалов. В таких случаях возникает вполне обоснованный вопрос, как предоставить поврежденное транспортное средство на осмотр при наступлении страхового случая.
В данной теме мы постараемся детально и правильно рассмотреть все аспекты подобной ситуации и ответить на вопросы, о том, в каких случаях и за чей счет потерпевший все же обязан предоставить транспортное средство на осмотр страховщику.

Забегая немного вперед, оговоримся, что потерпевший далеко не всегда обязан «эвакуировать» свой автомобиль к месту нахождения страховой компании, а точнее совсем не обязан этого делать если транспортное средство после ДТП не способно передвигаться своим ходом.

Действительно, как указывалось выше потерпевший намеренный воспользоваться своим «правом на страховку» должен предоставить транспортное средство для осмотра страховщику. Это закон. Однако это отнюдь не означает, что потерпевший должен вызывать эвакуатор и за собственный счет везти машину или её остатки в другой город где находится страховщик. Правда и то, что страховые компании все чаще обязывают потерпевших являться самостоятельно, а потерпевшие «тихо повинуясь подобным указаниям» просто приезжают в страховые, на разбитых машинах, а некоторые и вовсе нанимают эвакуаторы для транспортировки повреждённого имущества, оплачивая услуги туда и обратно. При этом предъявляя требования о прибытии или доставке, злосчастных страховщиков совсем не интересует, кто за все это будет платить. Вместе с тем, в сложившейся ситуации чаще всего виноваты сами потерпевшие, которые не предъявляют страховым компаниям требований об осмотре поврежденного имущества по месту его нахождения. Дело в том, что закон об ОСАГО не так плох, как может показаться на первый взгляд и основные права потерпевших от злоупотреблений теми же страховщиками он все же защищает. Так в частности, указанный закон содержит указание, что в случае, если характер повреждений или особенности поврежденного транспортного средства (или иного поврежденного имущества) исключают их предоставление для осмотра по месту нахождения страховщика или эксперта об этом указывается в заявлении и осмотр или независимая техническая экспертиза, проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему документов. При этом под характером повреждений или особенностями поврежденного транспортного средства, исключающими его предоставление на осмотр, понимаются повреждения, исключающие участие транспортного средства в дорожном движении.

Как известно, исчерпывающий перечень повреждений при которых эксплуатация транспортного средства запрещена содержится в приложении к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации (неотъемлемая часть Правил дорожного движения). В частности, к таким неисправностям отнесены практически все комплектующие изделия транспортного средства начиная от внешних световых приборов и заканчивая шинами (покрышками) транспортных средств. Поэтому если в результате ДТП поврежден один из элементов транспортного средства при отсутствии или повреждении которого запрещено использовать транспортное средство (будь то брызговик или подворотник, любое из стекол или бампер на котором стало невозможно надежное крепление регистрационного знака или сам регистрационный знак) достаточно отразить это обстоятельство в заявлении о страховом возмещении и предложить страховщику осуществить осмотр по месту нахождения поврежденного имущества. Для этого, в заявлении о страховом возмещении достаточно указать, что в результате ДТП транспортное средство получило повреждение, при котором исключается его участие в дорожном движении и указать что это за повреждение (например, разбит повторитель поворота), а также изложить требование об осмотре по месту нахождения имущества. Если же страховщик продолжит настаивать на предоставлении поврежденного имущества на свою территорию и не произведет осмотр на территории потерпевшего, у последнего по истечении 5 рабочих дней после получения страховщиком такого заявления потерпевшего возникает право на самостоятельную организацию и проведение независимой технической экспертизы, которая станет основанием для выплаты страхового возмещения. В таком случае, отказ страховщика в выплате страхового возмещения будет являться незаконным.
Однако в том случае, когда транспортное средство (или иное имущество) имеют повреждения, не исключающие его участие в дорожном движении (например, повреждено только лакокрасочное покрытие кузова), потерпевший во всяком случае будет обязан предоставить такое имущество на осмотр в то место куда укажет страховщик. В связи с этим возникают логичные вопросы, за чей счет осуществляется доставка транспортного средства на осмотр (оплата топлива как минимум) и что делать если страховщик находится к примеру, за 2 000 километров от места нахождения поврежденного имущества?

Действительно, расходы, связанные с осмотром транспортного средства, которые понесет потерпевший будут являться его убытками и по содержанию закона об ОСАГО страховая компания не обязана их компенсировать. В противном случае на страховщика была бы возложена чрезмерная финансовая нагрузка, при которой он был бы обязан не только компенсировать причиненный ущерб, но и оплачивать иные сопутствующие расходы, которые кстати и без того предусмотрены данным законом (например, эвакуация с места ДТП). Однако и здесь не все так плохо. В рассматриваемом случае права потерпевшего защищаются положениями гражданского законодательства, позволяющего предъявить расходы на доставку транспортного средства к месту непосредственно виновнику ДТП. Если последний откажется, такие расходы без труда будут взысканы судом, включая опять же сопутствующие расходы на оказание юридической помощи и оплаты пошлин. Однако не стоит забывать, что если транспортное средство в силу вышеуказанных условий могло быть осмотрено и по месту его нахождения, но потерпевший по своему усмотрению к примеру, нанял эвакуатор и повез машину в другой город на осмотр или просто сам поехал на ней, то во взыскании таких расходов с виновника суд скорее всего откажет, поскольку потерпевший в данном случае понес не вынужденные, а добровольные расходы на транспортировку имущества. Простой анализ показал, что более восьми из десяти автомобилей, пострадавших в ДТП получают повреждения, исключающие их возможность участия в дорожном движении, а, следовательно, их владельцы могут не гонять машины на осмотр к «страховым», однако та же практика показывает, что как раз большинство автовладельцев послушно, и за свой счет пригоняют или доставляют поврежденные машины на территорию страховщиков. И в связи с этим многим следует сделать определённые выводы.

Что же касается ситуации, когда страховая компания находится за многие сотни, а то и тысячи километров, а машина не имеет повреждений, исключающих её эксплуатацию, то подобная ситуация ни правилами страхования, ни законом об ОСАГО попросту не урегулирована. В этом случае ситуация разрешается как говорится «по ситуации». Потерпевший должен сам для себя решить, стоит ли гнать машину на столь дальнее расстояние, а затем требовать компенсации от виновника ДТП, с которого как часто бывает и взять-то нечего или проще отремонтировать машину за свой счет (если конечно характер повреждений свидетельствует о невысоких затратах). Однако существует еще один способ, который будет свидетельствовать о добросовестности потерпевшего и при возникновении спора позволит защитить его. Для этого в заявлении о страховом возмещении потерпевшему нужно обратить внимание страховой компании на значительную удаленность нахождения поврежденного имущества от места нахождения страховщика и предложить привлечь для осмотра другую страховую компанию, имеющуюся в том субъекте где находится имущество либо рассмотреть вопрос о самостоятельном проведении осмотра с последующим предоставлением экспертного заключения. Страховая компания будет обязана рассмотреть такое заявление и предложить наиболее оптимальный вариант разрешения ситуации.
Надеемся, что данная статья позволит каждому из вас более эффективно защитить свои прав при наступлении ДТП и избежать ненужных расходов при получении страхового возмещения.

Если у вас остались вопросы, на которые вы не нашли ответа в данной статье или на нашем сайте, обращайтесь в форму обратной связи и следите за обновлениями. На интересные или острые вопросы будут публиковаться соответствующие статьи.
Материалы, размещаемые на данном ресурсе защищены авторским правом. Полное или частное использование опубликованных материалов без согласия правообладателя не допускается.

Источник

Оцените статью