Что такое слесарь по ремонту сдм

Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов

§ 105. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 1-го разряда

Характеристика работ. Разборка простых узлов дорожно-строительных машин, тракторов и прицепных механизмов. Рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, очистка и смазка деталей. Участие в ремонте под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать: основные приемы выполнения несложных слесарных работ; назначение и правила применения простого слесарного и контрольно-измерительных инструментов; наименование и маркировку металлов, масел, топлива, смазок, моющих веществ.

Примеры работ

1. Детали простые — опиливание заусенцев, резка заготовок ножовкой, рубка зубилом, прогонка резьбы.

2. Детали и узлы простые дорожно-строительных машин и тракторов — очистка и мойка.

3. Тракторы и машины дорожно-строительные — очистка от грязи перед разборкой.

§ 106. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 2-го разряда

Характеристика работ. Разборка дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных механизмов и подготовка их к ремонту. Разборка, ремонт, сборка простых соединений и узлов дорожно-строительных машин и тракторов с заменой отдельных частей и деталей. Снятие и установка несложной осветительной арматуры. Выполнение крепежных работ при техническом осмотре и обслуживании. Слесарная обработка узлов и деталей по 12 — 14 квалитетам с применением приспособлений. Выполнение более сложных работ по ремонту и монтажу под руководством слесаря более высокой квалификации.

Читайте также:  Лкм для кузовного ремонта

Должен знать: основные сведения об устройстве дорожно-строительных машин и тракторов; правила и последовательность разборки на узлы и подготовки к ремонту дорожно-строительных машин и тракторов; назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел, топлива; механические свойства обрабатываемых материалов; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы.

Примеры работ

1. Бензобаки, аккумуляторы, кабины, кожухи — установка на машины и крепление.

2. Диски, тормозные ленты и фрикционные накладки — устранение повреждений и заклепка.

3. Кронштейны, скобы, хомутики — изготовление.

4. Лебедки, муфты сцепления, мосты передние, тележки гусеничные, рулевое управление, механизмы реверсивные — снятие, разборка и подготовка к ремонту.

5. Мосты задние, двигатели, коробки передач — снятие.

6. Плафоны, фонари световые, свечи, стартеры — снятие и установка.

7. Фильтры масляные, насосы водяные, вентиляторы двигателей — снятие.

§ 107. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 3-го разряда

Характеристика работ. Ремонт, сборка и регулировка узлов и агрегатов средней сложности с заменой отдельных частей и деталей. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, агрегатов и приборов при техническом осмотре и обслуживании дорожно-строительных машин и тракторов. Разборка и подготовка к ремонту агрегатов, узлов и электрооборудования. Соединение и пайка проводов, изоляция их и замена поврежденных участков. Общая сборка средней сложности дорожно-строительных машин и тракторов на колесном ходу. Слесарная обработка узлов и деталей по 11 — 12 квалитетам с применением универсальных приспособлений. Выполнение более сложных работ по ремонту дорожно-строительных машин, тракторов и прицепных механизмов к ним под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать: устройство дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных механизмов, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей; технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки машин и прицепных механизмов; методы выявления и способы устранения дефектов в работе машин и отдельных агрегатов; сорта масел, применяемых для смазки узлов машин; устройство универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; электротехнические материалы и правила сращивания, пайки и изоляции проводов.

Примеры работ

1. Автогрейдеры, краны автомобильные и краны самоходные на пневмоколесном ходу — разборка на узлы и детали.

2. Вентиляторы, насосы водяные и масляные двигателей — ремонт и сборка.

3. Двигатели, коробки перемены передач, мосты задние — разборка и подготовка к ремонту.

4. Замки зажигания — ремонт, сборка, регулировка.

5. Клапаны — притирка.

6. Колеса ведущие и ведомые, гусеницы и цепи, ролики поддерживающие и опорные, тяги рулевые, колодки тормозные и ленты — ремонт и сборка.

7. Лебедки, мосты передние, бортовые передачи, механизмы подъема и отвала, рейки выноса отвала, балансиры, тормоза — ремонт, сборка и установка.

8. Трубопроводы — ремонт и устранение неисправностей.

9. Управление рулевое — замена, установка.

§ 108. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 4-го разряда

Характеристика работ. Ремонт, сборка, стендовые испытания и регулировка сложных агрегатов и узлов дорожно-строительных машин и тракторов. Выявление и устранение дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов машин и тракторов. Слесарная обработка узлов и деталей по 7 — 10 квалитетам с применением универсальных приспособлений и специального инструмента. Общая сборка сложных дорожно-строительных машин, тракторов на гусеничном ходу, агрегатов электрооборудования и приборов. Выполнение сложных монтажных работ с применением подъемно-транспортных механизмов и специальных приспособлений.

Должен знать: конструктивное устройство ремонтируемых дорожно-строительных машин и тракторов; устройство двигателей внутреннего сгорания различных типов и назначений; методы регулирования отдельных агрегатов и узлов машин; методику и режимы испытаний агрегатов дорожно-строительных машин и тракторов; способы устранения дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания узлов и агрегатов; электроприборы и электрооборудование дорожно-строительных машин и тракторов; систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; конструкцию универсальных и специальных приспособлений.

Примеры работ

1. Автогрейдеры и автокраны — ремонт и сборка муфт сцепления мультипликаторов, рулевых механизмов, механизмов подъема и поворота стрелы.

2. Бульдозеры, грейдеры, скреперы (самоходные) — испытание подъемных механизмов и устранение дефектов в их работе.

3. Втулки шатунов — подгонка по поршневым пальцам.

4. Гидроприводы дорожно-строительных машин — ремонт, сборка, испытание на стенде.

5. Двигатели внутреннего сгорания мощностью до 73 кВт (100 л.с.) — ремонт, полная сборка, регулировка узлов и механизмов, устранение дефектов газораспределения, шатунно-поршневой группы и других узлов двигателя.

6. Коробки передач тракторов — испытание на стенде.

7. Клапаны — регулировка зазоров.

8. Кольца поршневые — подгонка к поршням.

9. Механизмы газораспределения — сборка.

10. Механизмы планетарные поворотов тракторов — сборка и регулировка.

11. Подшипники коренные и шатунные — шабрение.

12. Управление рулевое, редукторы, задний мост, коробка передач, фрикционы — ремонт, сборка и регулировка.

13. Экскаваторы с ковшом вместимостью до 15 куб. м — регулировка пневматического или гидравлического привода управления механизмов экскаватора, испытание главной лебедки, смена напорного барабана, регулировка открывания днища ковша.

§ 109. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 5-го разряда

Характеристика работ. Ремонт, сборка, регулировка и испытание на стендах и на шасси сложных агрегатов и узлов дорожно-строительных машин и мощных тракторов. Определение на слух и устранение неисправностей в работе двигателя внутреннего сгорания и в работе сложных узлов и механизмов дорожно-строительных машин и тракторов. Проверка и испытание электрооборудования с применением специальной аппаратуры и приборов. Сложная слесарная обработка деталей по 6 — 7 квалитетам.

Должен знать: конструктивное устройство ремонтируемых мощных тракторов и сложных дорожно-строительных машин, технические условия на ремонт, сборку, испытание и регулировку сложных агрегатов и электрооборудования; сложные электрические и монтажные схемы; причины износа сопряженных деталей, способы их выявления и устранения; устройство испытательных стендов.

Примеры работ

1. Валы коленчатые с маховиками — балансировка.

2. Двигатели внутреннего сгорания мощностью свыше 73.6 кВт (100 л.с.) — капитальный ремонт, полная сборка, регулировка и испытание.

3. Краны автомобильные и самоходные на пневмоколесном ходу — подготовка к испытанию после капитального ремонта и испытание.

4. Экскаваторы с ковшом вместимостью свыше 15 куб. м — регулировка пневматического и гидравлического привода управления механизмов экскаватора, испытание главной лебедки, регулирование открывания днища ковша.

§ 110. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 6-го разряда

Характеристика работ. Ремонт, сборка, регулировка, комплексные испытания и сдача в соответствии с техническими условиями сложных агрегатов и узлов дорожно-строительных машин и тракторов различных марок. Проверка правильности сборки со снятием эксплуатационных характеристик.

Должен знать: конструктивные особенности дорожно-строительных машин и тракторов различных марок; технические условия на ремонт, испытание и сдачу сложных агрегатов и узлов; способы полного восстановления и упрочнения изношенных деталей.

Примеры работ

1. Коробки передач автоматические — сборка, регулировка, испытание.

2. Образцы опытных, экспериментальных дорожно-строительных машин (автогрейдеров, асфальтоукладчиков, сложных дробильно-размольных и формовочных машин для железобетонных работ) — ремонт, наладка, испытание.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

Источник

Кто такой слесарь-ремонтник и что он делает?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Всевозможные аппараты, большие агрегаты и маленькие приборы окружают людей во всех без исключения отраслях жизни. Техника настолько прочно вошла в нашу жизнь, что стоит ей сломаться, человек тут же лишается привычного ему комфорта. Для того чтобы все устройства работали бесперебойно, и нужен специалист по ремонту.

Что это за профессия?

Специальность слесарь-ремонтник уходит корнями в далекое прошлое. Она появилась в то время, когда человечество начало осваивать изготовление сложных механизмов: для их обслуживания и требовались слесари. В прежние времена эти мастера отвечали за сборку устройств, их пусконаладку, последующую техническую поддержку, а также ремонт при необходимости.

Свое название эта специальность получила от нескольких слов — немецкого «замочник» (schlosser) и французского «замена» (remonte). Это и неслучайно, ведь первые слесари делали ремонт сломанных замков. Первое упоминание об этих мастерах содержится в датских архивах, оно датировано 1463 г. В истории России самым известным слесарем-ремонтником считается Левша из произведения Николая Лескова. Он сумел не просто отремонтировать металлическую блоху, но еще и подковать ее.

По мере развития техники расширялся и функционал этих мастеров. Сегодня он уже не ограничивается починкой одних лишь замковых механизмов. В наши дни профессия разделилась на множество узких направлений, которые прямо зависят от того, с какими приборами работает мастер. Так, в ЕТКС обозначены специалист по ремонту машиностроительного, химического, а также горного оборудования, автослесарь, инструментальщик, слесарь НПО, сантехник и даже мастер широкого профиля. Можно выделить такое новое направление, как слесарь-сборщик. Эту позицию в соответствии с тарифно-квалификационным справочником относят к категории слесарей-ремонтников, но при этом функционально она немного отличается. Мастера в этой сфере отвечают скорее за сборку и наладку приборов и механизмов для последующего достижения эффективности оборудования. Ремонтом они занимаются в гораздо меньшей степени.

В любом случае, вне зависимости от направления специализации, профстандарт и должностные обязанности каждого мастера непременно включают в себя несколько типов слесарных работ:

сборку, наладку, а также ремонт и замену элементов, деталей и узлов;

шабрение и прочие работы.

В большинстве случаев этот специалист имеет дело со сталью и другими типами металлов. Хотя отдельные сферы предполагают использование пластмасс, древесины и некоторых других материалов. В своей работе они применяют преимущественно простые инструменты, такие как отвертка, молоток, пила, пассатижи и зубило. Технологичные станки и агрегаты ими не используются.

С развитием современных технологий позиция слесаря-ремонтника стала одной из самых востребованных. Почти на каждом предприятии – как производственном, так и коммерческом – имеется свой отдел, сотрудники которого занимаются проведением ремонтных работ различного типа:

текущих — когда необходимо оперативно заменить неисправную деталь;

профилактических — когда с заданной регулярностью осуществляется проверка функциональности и корректности работы всех производственных узлов и механизмов, при необходимости производится их пусконаладка и последующая доводка до рабочего состояния;

капитальных — когда заменяются изношенные и поломанные системы для повышения их эффективности и производительности.

Таким образом, главная задача слесаря-ремонтника сводится к тому, чтобы своевременно выявить все поломки, корректно устранить их, восстановить сломанные/изношенные элементы, отрегулировать и притереть между собой, а также защитить от коррозионных процессов. При этом качество и быстрота проведения таких действий во многом определяет КПД всего предприятия в целом.

Плюсы и минусы

Технический прогресс не стоит на месте, механизмы постоянно совершенствуются. Поэтому главное преимущество мастеров слесарей-ремонтников заключается в том, что они всегда востребованы на рынке услуг. Дипломированный мастер по ремонту приборов с опытом в любых социально-экономических условиях сможет найти для себя работу. А если он обладает большим опытом работы и высокой квалификацией, может претендовать на неплохую зарплату.

Реалии профессии таковы, что ремонтнику в своей деятельности приходится применять множество самых различных инструментов. Неслучайно представителей этой профессии можно назвать специалистами широкого профиля, как говорится, на все руки. Специфика деятельности развивает в нём умение разбираться в любых механизмах, устройствах и приборах. Это большой плюс, поскольку такие навыки зачастую становятся источником дополнительного заработка — техника имеется в каждом доме и в любом офисе, поэтому опытные ремонтники подрабатывают в свободное от основной занятости время.

Минусы специальности связаны с ее ненормированным трудовым днем. Техника выходит из строя не по часам, поэтому слесарям приходится проводить ремонтные работы в вечерние и ночные часы, выходные и праздничные дни. А если поломка масштабная и задерживает производственный процесс, то мастер вынужден работать буквально сутками напролёт, напрочь забывая о перерыве на обед и ночном сне.

Условия, в которых работает ремонтник никак нельзя отнести к комфортным. Профессиональная деятельность предполагает обилие грязи в самом прямом смысле слова.

Эта профессия требует максимального внимания, сосредоточенности и скрупулезности. Это монотонный труд, который способны выдержать отнюдь не все. Согласитесь, не каждый сможет, не испытывая внутреннего раздражения, многократно собирать и снова разбирать один и тот же прибор в попытке установить причину поломки. Только тот человек, кто предрасположен к монотонной работе и разбирается в ней, способен на этот труд. Люди нетерпеливые в этой профессии вряд ли добьются заметных успехов.

Обязанности

Полный перечень обязанностей слесаря по ремонту зависит от его квалификации и направления профессиональной деятельности. В самом общем виде в его трудовые функции входит:

проведение ремонтных работ;

сборка-разборка, а также наладка приборов и производственных узлов;

монтаж и демонтаж, регулировка и починка узлов, агрегатов и другого оборудования, а также их сдача после проведения ремонтных работ;

слесарная обработка механизмов;

изготовление сложных устройств для проведения монтажа и восстановления;

проведение такелажных работ с использованием подъёмно-транспортных агрегатов и специализированных приспособлений;

своевременное выявление и оперативное устранение любых изъянов рабочих механизмов в ходе их использования, составление и подача дефектной ведомости;

испытание восстановленного оборудования под нагрузкой, выверка точности его функционирования.

Слесарь по ремонту имеет право:

давать подчиненным ему работникам поручения в пределах круга его должностных функций;

держать под контролем выполнение выданных заданий подчиненными ему работниками;

запрашивать документы и другие материалы, имеющие отношение к сфере его работы;

осуществлять взаимодействие со смежными подразделениями фирмы по любым вопросам, входящим в перечень профессиональных обязанностей;

принимать участие в разработке проектов развития компании в части, касающейся работы отдела;

предлагать начальству на рассмотрение любые предложения по оптимизации работы в рамках своих компетенций;

сообщать руководителю предприятия о любых установленных нарушениях в связи с выполняемыми профессиональными задачами.

В соответствии с российским законодательством слесарь по ремонту несет ответственность, в некоторых случаях даже уголовную. Причинами могут стать:

невыполнение либо ненадлежащее исполнение распоряжений и указаний непосредственного начальника;

невыполнение либо ненадлежащее исполнение делегированных ему задач;

использование служебных полномочий в корыстных целях;

недостоверные данные в ходе выполнения делегированных работ;

непринятие своевременных мер реагирования в случае выявления нарушений стандартов противопожарной безопасности, техники безопасности и прочих норм, приведших к угрозе деятельности фирмы и его сотрудников.

Основные требования

Личные качества

Законом не регламентируются демографические ограничения по данной позиции. Однако, как показывает практика, для женщин такая профессия чересчур тяжела, поэтому слесарями-ремонтниками в подавляющем большинстве служат мужчины. Однако есть ряд медицинских противопоказаний. К ним относят:

патологии опорно-двигательного аппарата;

болезни сердечно-сосудистой системы и органов дыхания;

предрасположенность к аллергическим заболеваниям;

Претенденты на позицию слесаря-ремонтникам должны обладать определенным набором личных характеристик:

Источник

Оцените статью