Что такое комплексный ремонт дорог

Ремонт автомобильной дороги

При этом под первоначальными понимаются транспортно — эксплуатационного характеристики и потребительские свойства дороги и дорожных сооружений в момент сдачи в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта.

Задача ремонта состоит в восстановлении транспортно — эксплуатационные состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований в период до очередного ремонта при интенсивности движения, не превышающей расчетную для данной категории дороги.

Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых значений или когда на других элементах дороги и дорожных сооружениях накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно.

4.1. Ремонт производится комплексно по всем элементам и сооружениям на отдельных участках (перегонах) ремонтируемой дороги.

Допускается проведение выборочного ремонта отдельных элементов дороги или дорожных сооружений.

4.2. Ремонт, как правило, осуществляется в соответствии с проектно — сметной документацией, разрабатываемой на основе материалов диагностики и оценки состояния дорог или инженерных изысканий.

При выполнении отдельных видов работ допускается взамен проекта разработка сметной документации на основании результатов диагностики и оценки состояния дорог или ведомостей дефектов с приложением или без приложения чертежей и описания технических решений.

4.3. В состав ремонта могут включаться работы по содержанию тех элементов дороги и дорожных сооружений в пределах ремонтируемого участка, которые не требуют ремонта, если указанные работы не были выполнены до его начала.

Читайте также:  Мир ремонта сервисный центр

4.4. К ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений относятся следующие работы:

4.4.1. По земляному полотну и водоотводу:

— восстановление размытых и разрушенных участков, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений; очистка обвалов, оползней и селевых выносов;

— уменьшение крутизны откосов насыпей и выемок, засев травами откосов земляного полотна и резервов с проведением необходимых агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрытия; укрепительные и другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна;

— поднятие небольших по протяженности участков земляного полотна на сырых или снегозаносимых местах, ликвидация небольших пучинистых участков;

— раскрытие снегозаносимых выемок, устройство аккумуляционных полок, срезка откосов выемок для обеспечения видимости на кривых в плане и для размещения сбрасываемого снега, устройство фунтовых банкетов и берм для защиты откосов от размывов и для задержания приносимого снега;

— восстановление земляного полотна и водоотвода на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, подъездных дорогах к объектам дорожно — ремонтной службы, достопримечательным местам, паромным переправам и т.п.;

— сплошная прочистка водоотводных канав, устройство новых канав, укрепление стенок и дна канав на участках, подверженных размыву;

— исправление и восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств водоотводных лотков, быстротоков и водобойных колодцев, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации; восстановление берегозащитных и противоэрозионных сооружений;

— подсыпка и укрепление обочин;

— отвод в постоянное и временное пользование земель, необходимых для обеспечения работ по ремонту дороги.

4.4.2. По дорожным одеждам:

— восстановление изношенных верхних слоев дорожных покрытий с обеспечением требуемой ровности и шероховатости; восстановление покрытий способами и методами, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия;

— устройство поверхностной обработки, защитных слоев и слоев износа на всех типах дорожных одежд;

— ликвидация колей глубиной до 45 мм и других неровностей методами поверхностного фрезерования, укладки нового слоя покрытия или поверхностной обработки;

— восстановление бордюров по краям усовершенствованных покрытий, фрезерование и устройство покрытий из битумоминеральных смесей на укрепительных полосах и обочинах;

— замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий, нарезка продольных или поперечных бороздок на цементобетонных покрытиях;

— перемощение отдельных участков мостовых с заменой основания;

— восстановление профиля и усиление щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 500 куб. м на километр дороги в среднем.

4.4.3. По искусственным сооружениям:

— усиление или замена отдельных несущих элементов пролетных строений или их добавление;

— уширение пролетных строений без увеличения числа полос движения по мостовому сооружению за счет увеличения ширины полос безопасности;

— замена несущих элементов пролетных строений, опор или конструкций мостового полотна деревянных мостов;

— усиление, частичная замена (до 25%) обделки тоннеля, восстановление гидроизоляции; восстановление системы вентиляции, освещения, штолен и скважин для освещения тоннелей и защиты от грунтовых вод; усиление порталов, восстановление дорожной одежды с восстановлением (заменой) водоотводных лотков и др.;

— восстановление конусов насыпей регуляционных сооружений и устройство или замена укрепления откосов; восстановление лестничных сходов, замена переходных плит;

— удлинение, замена отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб; исправление изоляции и стыков труб;

— устройство или замена системы водоотвода на мостовом сооружении и в узлах сопряжения с насыпью; устройство или восстановление сооружений химической и др. видов очистки сточных вод;

— замена отдельных элементов опор с восстановлением (ремонтом) остальных элементов;

— замена одежды мостового полотна одновременно с заменой деформационных швов;

— замена и (или) устройство смотровых приспособлений;

— восстановление, усиление пролетных строений (опор) с ликвидацией имеющихся дефектов и обеспечением требуемой грузоподъемности;

— одновременная замена ограждений, перил и тротуаров;

— ремонт или замена гидроизоляции по всей площади;

— полная замена окраски с удалением продуктов коррозии, зачисткой металла пролетных строений и нанесением грунтовки;

— восстановление и (или) усиление подпорных стен, галерей, навесов и других защитных и укрепительных сооружений.

4.4.4. По обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения:

— восстановление и установка вновь недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования;

— восстановление и совершенствование элементов и систем диспетчерского и автоматизированного управления движением; восстановление существующих и установка вновь автономных и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией и светофорных объектов;

— восстановление существующих остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей;

— восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, шумозащитных сооружений на участках дорог, проходящих через населенные пункты;

— устройство виражей на опасных для движения кривых;

— архитектурно — художественное оформление обустройства и благоустройства дорог и их отдельных участков, развязок, площадок отдыха, автобусных остановок, смотровых площадок и других объектов;

— восстановление электроосвещения на отдельных участках дорог, мостах, путепроводах и паромных переправах, в тоннелях;

— восстановление дорожной линейной телеграфной (телетайпной) или радиосвязи и других средств технологической и сигнально — вызывной связи; восстановление кабельной сети;

— нанесение временной разметки на период восстановительного ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной после завершения ремонта.

4.4.5. Прочие работы по ремонту:

— устройство площадок для складирования материалов и рекультивация земель, нарушенных при проведении ремонта;

— устройство и ликвидация временных объездов ремонтируемых участков дороги;

— предпроектное обследование мостовых сооружений, диагностика и оценка состояния автомобильных дорог и других дорожных сооружений;

— разработка проектно — сметной документации и ее экспертиза (в установленном порядке);

— инженерное и научно — техническое сопровождение наиболее сложных работ по ремонту.

п. 2.5., 4 Распоряжения Минтранса РФ от 03.01.2002 № ИС-5-р «О классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования»

Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право. — М.: СБИ . С. М. Джаарбеков . 2001 .

Смотреть что такое «Ремонт автомобильной дороги» в других словарях:

Ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Ремонт автомобильной дороги — 11) ремонт автомобильной дороги комплекс работ по восстановлению транспортно эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной … Официальная терминология

Ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и… … Строительный словарь

Ремонт автомобильной дороги текущий — текущий ремонт автомобильной дороги комплекс работ по восстановлению транспортно эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности… … Официальная терминология

Капитальный ремонт автомобильной дороги — комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и других дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Капитальный ремонт автомобильной дороги — 10) капитальный ремонт автомобильной дороги комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных… … Официальная терминология

Капитальный ремонт автомобильной дороги — Комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Капитальный ремонт автомобильной дороги — комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные … Строительный словарь

Содержание автомобильной дороги — Выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

ремонт — 3.10 ремонт: Комплекс операций по восстановлению исправности и работоспособности, восстановлению технического ресурса ЭПС или его составных частей. Источник: ГОСТ Р 52278 2004: Электроподвижной состав моно … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Реконструкция участка дороги: особенности проведения работ

В этой статье мы расскажем:

  • Что значит реконструкция дороги
  • Частичная и полная реконструкция участка автомобильной дороги
  • Организация работ при проведении реконструкции дороги
  • Этапы реконструкции участка дороги на примере работ по ее расширению

Иногда реконструкция того или иного участка дороги бывает просто необходима. В процессе эксплуатации автомобильные трассы подвергаются воздействию природно-климатических факторов, а также значительным нагрузкам, в результате чего дорожное полотно постепенно изнашивается и деформируется.

Рано или поздно наступает момент, когда разного рода мероприятия по поддержке дорог в нормальном состоянии оказываются бесполезными. К тому же зачастую возрастают требования к транспортно-эксплуатационным показателям трассы. И в этом случае ситуацию может спасти лишь полная или частичная реконструкция определенного участка дороги.

Что значит реконструкция дороги

Что подразумевает фраза «реконструкция участка дороги»? Дать четкое определение этому понятию сложно, так как оно применимо к широкому спектру работ, направленных на улучшение характеристик автомагистрали. Само слово «реконструкция» в латинском языке использовалось для обозначения глобального преобразования, восстановления, ремонта и улучшения определенного объекта на основании имеющихся данных.

В мировой практике работы по ремонту участков дорог для автотранспорта принято разделять на несколько видов:

  • капремонт – избирательное восстановление покрытия отдельных участков дороги с усовершенствованием систем отвода воды, улучшением земляного полотна и повышением прочности автомагистральным сооружений;
  • восстановление автомагистрали – комбинированное применение мероприятий по капремонту и реконструкции участков дорог большой протяженностью;
  • перестройка – расширение автомагистрали, изменение ее прохождения, которое сопровождается обустройством новых участков дорожного и сопутствующих сооружений;
  • реконструкция – улучшение покрытия автомагистралей с восстановлением сопутствующих сооружений. При этом сохраняется имеющееся земельное полотно и не меняется план прохождения дороги.

В российской интерпретации реконструкция участка дороги является комплексной процедурой, при которой улучшаются технические характеристики дорожного покрытия, сооружений вблизи (включая увеличение грузоподъемности). Целью проведения работ становится большая интенсивность и безопасность движения транспортных средств.

Благодаря проведенной реконструкции повышается вероятность смены класса дороги на более высокий. Однако это происходит не всегда. Часто улучшение технических характеристик и других показателей все равно оставляет дорожную категорию на том же уровне.

Именно в этот момент важно понимать различие между терминами «реконструкция» и «ремонт». Говоря о ремонтных работах по дорожному покрытию, имеется в виду полное обновление и реставрация дороги, повышение таких эксплуатационных параметров, как ровность, сцепная способность, толщина покрытия. Также восстановлению подлежат дорожные объекты и конструкции: проводится их полная или частичная замена. Не стоит забывать и о безопасности на дорогах, поскольку основное внимание уделяется именно обеспечению особых стандартов и норм при движении ТС.

При реконструкции результатом становится улучшение эксплуатационных параметров дорожной части. Здесь, в отличие от ремонта, процедуры выполнения требуют больше опыта и знаний, поскольку технически сложнее.

Как показывает практика, не существует особой разницы между указанными терминами, ведь тип работ и объемы частично похожи. Не стоит забывать, что капремонт также предназначен для улучшения технических параметров дорог.

Подводя итог, можно сказать, что реконструкция участка дороги представляет собой полное или частичное обновление дорожных частей, в том числе покрытия, рядом стоящих зданий, инженерных коммуникаций и прочих систем. Результатом реконструкции становится совершенствование параметров дороги и дорожных объектов, включая срок эксплуатационной службы и актуальные требования современности.

Частичная и полная реконструкция участка автомобильной дороги

Различают полную и частичную реконструкции. При последней происходит улучшение важнейших эксплуатационных параметров дорожного покрытия. Это проводится с целью совершенствования транспортных характеристик, но только в рамках стандартов данной категории дороги, не включая расширение основного земляного покрытия.

Ситуации, при которых необходима частичная реконструкция участка дороги:

  • с финансовой точки зрения капитальный ремонт или масштабное реконструирование участка не является целесообразным решением, или на это нет достаточных средств;
  • насыщенность транспортного потока незначительно превышает норму для установленного участка, однако на некоторых частях дороги безопасность движения, общая нагрузка от массы транспортных средств и скорость движения не соответствуют параметрам.

Реконструкция участка дороги полного типа предназначена для комплексного изменения, при котором будет повышен его класс. При проведении коренного переустройства и увеличении земляного покрытия важно, чтобы нынешняя частота движения транспортных средств постепенно увеличивалась и в итоге достигла уровня в 1,5-2 раза выше, чем это изначально установлено в соответствии с классификацией.

Организация работ при проведении реконструкции дороги

Главными особенностями организационного процесса при проведении реконструктивных работ являются следующие моменты:

  • часто затрачивается большое количество энергии, что ведет к увеличению себестоимости каждого товара для строительства;
  • важность создания и применения новых нестандартных решений в течение технологического процесса;
  • проведение работ по реконструкции дорог требует определенных условий, которые могут обеспечить удовлетворительное транспортное движение;
  • в большинстве случаев не представляется возможным использовать типичные серийные устройства и механизмы для реконструкции.

Вышеупомянутые нюансы сильно воздействуют на такие характеристики, как общая продолжительность реконструктивных работ, себестоимость операции, экономическое состояние некоторых производственных областей, пользующихся данной дорогой.

Параметры, влияющие на очередь проведения дорожных реконструктивных работ:

  • насыщенность и характер движения;
  • средняя скорость, при которой передвигаются ТС;
  • средняя частота и объем ДТП, произошедших на дороге;
  • количество и тип необходимых реконструктивных работ;
  • уровень сложности прилагаемых усилий для установки пропускной способности на участке в течение реконструкции;
  • транспортные нужды;
  • обеспечение задействованных в реконструкции дорожных организаций необходимыми материалами и устройствами для удовлетворительного результата.

Разберем три варианта развития событий при выполнении дорожных работ:

  1. Если требуется провести операции на длинной автомобильной дороге одним подрядчиком на протяжении длительного времени (например, 3-5 лет). В таком случае рациональным решением станет разделить по участкам реконструкцию дороги, проводя работы по очереди. Предпочтение отдается тем дорожным местам, которые оказывают влияние на ключевые производственные отрасли.
  2. Выполнение реконструктивных операций поточным способом. Обосновано использовать следующий вариант при небольших расстояниях и коротких сроках работ (до 3 лет). В качестве исполнителя выбирают одну строительную компанию. Организация самостоятельно определяет степень результативности и обоснованность использования тех или иных методов работы. Дорожная фирма, которая обслуживает участок, отвечает за процедуры по установлению удовлетворительного транспортного движения. Под ответственность строительной организации попадают только участки, отведенные для объезда реконструируемой дороги.
  3. В случае, когда выделенных финансов, технических средств и материалов не достаточно, подойдет вариант стадийной бесперебойной реконструкции и улучшения параметров дороги. Тогда к выполнению работ привлекают некрупные дорожно-строительные компании, денежные затраты которых сравнительно малы.

Изначально внимание направляют на опасные и старые участки дороги, где необходима срочная реконструкция. Однако при таком принципе построения работы имеются два важных недостатка. Во-первых, поскольку реконструкция проводится в течение нескольких лет, данный участок будет постоянно иметь проблемы с движением. Во-вторых, как показывает практика, вся полоса не может обладать одинаковыми эксплуатационными характеристиками и единой интенсивностью, поэтому под угрозой находится также безопасная составляющая дороги.

Перед принятием конечного решения о проведении реконструкции на дорожном участке, необходимо вычислить количество будущих расходов и целесообразность выбранного способа, учитывая эксплуатационные параметры дороги, весь объем процедур и условия проведения ремонтных работ, а также количество материалов, техники и прочих ресурсов.

Этапы реконструкции участка дороги на примере работ по ее расширению

Разберем один из самых востребованных видов реконструкции, который нашел наибольшее распространение – расширение дорожного покрытия. Какие шаги необходимо предпринять:

  • Сбор документов

Сравнивая строительство абсолютно нового участка и данный тип реконструкции, вы заметите, что во втором случае понадобится гораздо больше документов, заключений и разрешений. Проведение реконструкции сопровождается значительными трудностями, поскольку в большинстве случаев, к сожалению, необходимо озаботиться проблемой уменьшения пешеходной зоны или других участков.

  • Предварительные процедуры

Расширять дороги можно в одну сторону или в обе, в соответствии с этим выделяют два вида подготовительных работ. Логично предположить, что расширение в одностороннем порядке обойдется заказчику гораздо дешевле. Однако, как показывает практика, проводить работы приходится в две стороны.

Стоит внимательно отнестись к подготовке дороги к будущему расширению и провести полный демонтаж находящихся в непосредственной близи объектов. К ним относятся растения (например, деревья), а также элементы инфраструктуры (линейные коммуникации, осветительные приборы, рекламные щиты, светофоры и т.п.).

  • Земляные работы

Как только подготовка закончена, можно начинать непосредственно сами работы по расширению дорог. Сначала извлекается грунт на глубину подстилающего слоя на том участке земли, который предназначен для расширения. В данном случае необходимо воспользоваться специальной техникой. Далее полученный грунт нужно увезти, поскольку он больше не пригодится.

Как только чистка грунта выполнена, а выемки готовы, начинается создание защитного дна. Для этого используют небольшой слой песка. Его насыпают в качестве самого нижнего уровня «подушки». Главное – тщательно утрамбовать песок, задействуя соответствующую технику (например, каток). При этом важно следить, чтобы уплотнение проходило по каждому слою. Это значит, что необходимо насыпать песчаный слой в 10 см, воспользоваться катком, а потом насыпать еще 10 см. Нельзя сразу утрамбовывать 20 см.

После подготовки нижнего слоя приступают к основному наполнению, для которого понадобится щебень. При стандартной процедуре проводится наполнение в три слоя, однако, в зависимости от применяемого метода, количество слоев может меняться. После песка идет крупный щебень, далее меньше, и на поверхность ложится самый мелкий.

Не забываем об утрамбовке катком, поскольку от ее качества зависят эксплуатационные свойства нового дорожного покрытия.

  • Дополнительное обустройство

Остался последний этап перед непосредственной укладкой асфальта. Проводится гидроизоляция битумной мастикой. Этап не стоит пропускать, поскольку именно в данный момент происходит сцепление частиц щебня с будущим асфальтовым покрытием. В зависимости от объема дорожные работы либо выполняются вручную, либо с помощью специальных машин.

В некоторых ситуациях помимо расширения необходима полная замена старого асфальта на основной дороге. Тогда на данном этапе в качестве дополнения проводится и демонтаж старого покрытия. Битумная мастика наносится по всему демонтированному участку.

  • Укладка асфальтного покрытия

С развитием технологий все меньше требуется использование исключительно ручного труда. Машины давно заменили человека на таких сложных участках, как укладка асфальта. Однако, как и в предыдущем случае, на небольших расстояниях и на маленькой территории все еще возможно проведение дорожных работ ручным методом.

Если при расширении также проводится замена старого асфальта основной дороги, то дорожно-строительные компании привлекают асфальтоукладчики. Данная техника эффективно справляется с поставленной задачей, укладывая новый слой четко и ровно. При асфальтировании очень важно регулировать толщину покрытия вплоть до мм.

  • Финальное уплотнение

Последним шагом является уплотнение всех слоев. Процедура выполняется посредством катков. Но если для уплотнения песка во время земляных работ требовался грунтовый каток, то в данном случае нужен специальный асфальтный.

Реконструкция участка дороги – это вынужденная мера, направленная на улучшение имеющейся сетки автомагистралей в соответствии с новыми требованиями к организации движения транспорта. При этом планирование таких мероприятий – процесс даже более сложный, чем работа, связанная с выполнением проектов по прокладке новых транспортных сообщений. Чтобы создать профессиональный и экономически обоснованный проект реконструкции участка дороги, нужно провести глубокий анализ всех особенностей движения по имеющейся трассе. Для таких изысканий необходимы услуги настоящих профессионалов, которые имеют большой опыт деятельности в данной сфере.

Источник

Оцените статью