Что такое деповский ремонт подвижного состава

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

Техническое обслуживание (ТО) — комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности подвижного состава.

Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности и ресурса подвижного состава.

Объёмы и порядок выполнения обязательных работ при плановом техническом обслуживании и ремонте, браковочные признаки и допускаемые методы восстановления деталей и сборочных единиц определяются действующей эксплуатационной и ремонтной документацией, согласованной и утверждённой в установленном порядке.

Содержание

Локомотивы

Система технического обслуживания локомотивов включает 5 видов технического обслуживания, 3 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.

Техническое обслуживание ТО-1 выполняется локомотивной бригадой при приёмке-сдаче и экипировке локомотива, а также при остановках на железнодорожных станциях. Объём работ включает осмотр, крепление и очистку ответственных агрегатов, узлов и деталей.

Техническое обслуживание ТО-2 выполняется работниками пунктов технического обслуживания локомотивов на специально оборудованных смотровых канавах. Объём работ включает осмотр ходовой части, тормозной системы, тяговых двигателей, вспомогательных машин, трансформаторов и электрических аппаратов.

Техническое обслуживание ТО-3 выполняется в локомотивном депо, к которому приписан локомотив. Объём работ включает обслуживание и испытание тормозного оборудования, автосцепных устройств, скоростемеров, автоматической локомотивной сигнализации, колёсных пар и т. д.

Техническое обслуживание ТО-4 выполняется с целью поддержания профиля бандажей колёсных пар в установленных пределах. Обточка бандажей выполняется без выкатки колёсных пар из-под локомотива.

Читайте также:  Изменение назначения здания это реконструкция или капитальный ремонт

Если обточка бандажей совмещается с операциями по техническому обслуживанию ТО-3 или текущему ремонту ТР-1 и ТР-2, то локомотив на техническое обслуживание ТО-4 не зачисляется, а учитывается как находящийся на техническом обслуживании ТО-3 (текущем ремонте ТР-1, ТР-2) с обточкой.

Техническое обслуживание ТО-5а выполняется для подготовки локомотива к постановке в запас или резерв железной дороги.

Техническое обслуживание ТО-5б выполняется для подготовки локомотива к отправке в недействующем состоянии.

Техническое обслуживание ТО-5в выполняется для подготовки к эксплуатации локомотива, прибывшего в недействующем состоянии после постройки, ремонта вне локомотивного депо или передислокации.

Техническое обслуживание ТО-5г выполняется для подготовки к эксплуатации локомотива после содержания его в запасе (резерве) железной дороги.

Текущий ремонт (ТР) проводится для обеспечения или восстановления работоспособности локомотива. Объём работ включает ревизию, ремонт и замену отдельных деталей, узлов и агрегатов, регулировку и испытания, а также частичную модернизацию.

Текущий ремонт ТР-1 выполняется в локомотивном депо, к которому приписан локомотив.

Текущий ремонт ТР-2 выполняется в специализированных локомотивных депо железной дороги, к которой приписан локомотив.

Текущий ремонт ТР-3 выполняется в специализированных локомотивных депо ОАО «РЖД» (базовых локомотивных депо).

Средний ремонт СР проводится для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса локомотива. Выполняется в базовых локомотивных депо, на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов. Объём работ включает замену или исправление повреждённых агрегатов, узлов и деталей, а также их модернизацию.

Капитальный ремонт КР проводится для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности локомотива и его ресурса, близкого к полному. Выполняется на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов. Объём работ включает замену или исправление всех повреждённых агрегатов, узлов и деталей (включая базовые), полную замену проводов и кабелей, а также модернизацию конструкции.

Грузовые вагоны

Система технического обслуживания грузовых вагонов включает 1 вид технического обслуживания, 3 вида деповского ремонта и 1 вид заводского ремонта.

Техническое обслуживание ТО выполняется для вагонов, находящихся в составах или поездах, а также порожних вагонов при подготовке под погрузку без отцепки их от состава или группы вагонов.

Специальные виды ТО автономных рефрижераторных вагонов выполняются на станциях погрузки, в пути следования на станциях выгрузки, а также на пунктах технического обслуживания для поддержания работоспособного состояния энергетического, холодильного и вспомогательного оборудования.

Текущий ремонт ТР-1 выполняется для порожних вагонов при подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов и подачей на специализированные пути.

Текущий ремонт ТР-2 выполняется для вагонов с отцепкой от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов.

Деповский ремонт ДР выполняется в вагонном депо и предусматривает незначительный объём разборочно-сборочных работ, включая замену или ремонт отдельных составных частей.

Капитальный ремонт КР предусматривает частичную или полную разборку вагона, дефектацию, замену или восстановление всех частей, комплектовку сборочных единиц, общую сборку и проверку.

Пассажирские вагоны

Система технического обслуживания пассажирских вагонов включает 3 вида технического обслуживания, 2 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.

Техническое обслуживание ТО-1 выполняется в пунктах технического обслуживания вагонов перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях.

Техническое обслуживание ТО-2 выполняется в пунктах формирования поездов перед началом летних и зимних перевозок.

Техническое обслуживание ТО-3 выполняется на специализированных путях с отцепкой вагонов от составов через 6 месяцев после постройки или планового ремонта. Объём работ включает ревизию основных узлов и агрегатов.

Текущий ремонт ТР выполняется в процессе эксплуатации и предусматривает замену или восстановление отдельных частей вагона и их регулировку.

Деповский ремонт ДР выполняется в вагонном депо и предусматривает незначительных объём разборочно-сборочных работ, включая замену или ремонт отдельных составных частей.

Капитальный ремонт КР-1 и капитальный ремонт КР-2 предусматривают частичное вскрытие кузова, замену изоляции и электропроводки и т. д.

Вагоны метрополитена

Система технического обслуживания вагонов метрополитена включает 3 вида технического осмотра, 3 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.

Технический осмотр ТО-1 выполняется слесарями-осмотрщиками и локомотивной бригадой в пунктах технического осмотра вагонов. Объём работ включает проверку состояния ходовых частей вагона, токоприёмников, автосцепок, отсутствие повреждений подвагонного оборудования, степень нагрева подшипников колёсных пар и тяговых двигателей, уборку пассажирского салона.

Технический осмотр ТО-2 дополнительно к объёму работ ТО-1 предусматривает осмотр электрических аппаратов с вскрытием их кожухов, оборудования в кабине машиниста и пассажирском салоне, проверку регулировки тормозов.

Технический осмотр ТО-3 дополнительно к объёму работ ТО-2 предусматривает осмотр коллекторов и щёток тяговых двигателей, проверку некоторых габаритных и регулировочных размеров.

Малый периодический ремонт ТР-1 дополнительно к объёму работ ТО-3 предусматривает расцепку и прокатку вагонов для осмотра поверхности катания колёс, зачистку коллекторов тяговых двигателей, осмотр тяговой зубчатой передачи, прослушивание подшипников колёсных пар и тяговых двигателей. Производится вскрытие, осмотр, зачистка и регулировка всех электрических аппаратов и пневмоприборов.

Большой периодический ремонт ТР-2 дополнительно к объёму работ ТР-1 предусматривает обточку колёсных пар на специальных станках (без выкатки из-под вагона) для ликвидации проката и других дефектов на поверхности катания колеса (восстановление чертёжного профиля колеса), проточку коллекторов тяговых двигателей и частичную замену колёсных пар, двигателей и других узлов и деталей с износом выше установленных норм.

Подъёмочный ремонт ТР-3 дополнительно к объёму работ ТР-2 предусматривает выкатку, полную разборку и ремонт тележек. Ответственные детали проверяют на магнитном и ультразвуковом дефектоскопах. Все колёсные пары и тяговые двигатели отправляют на полное освидетельствование и заводской ремонт. Ремонтируют раздвижные двери и другое оборудование. При необходимости производят внутреннюю и наружную окраску вагона.

ТО-2, ТО-3 и ТР-1 выполняет комплексная бригада слесарей-ремонтников на отстойных путях электродепо.

ТР-2 и ТР-3 выполняет бригада слесарей подъёмочного ремонта в цехе подъёмочного ремонта, оборудованном грузоподъёмными механизмами (домкратами, мостовыми кранами). После производства этих видов ремонта производится обкатка вагона на специальном деповском пути или на линии во внепиковое время.

Кроме осмотров и ремонтов, вагоны в депо по специальному графику подвергают мойке на вагономоечной машине и очистке от пыли в продувочной камере.

Средний ремонт СР и капитальный ремонт КР выполняются на заводах по ремонту электроподвижного состава или в депо на специально оборудованных и должным образом оснащённых ремонтных участках. Объём работ включает разборку и освидетельствование всех частей оборудования, замену негодных частей новыми и восстановление изношенных, полную замену проводов и кабелей, восстановление гальванического декоративного покрытия внутривагонного оборудования, обивку диванов, замену покрытия пола, стен и потолка, окраску всего вагона.

При этих ремонтах выполняют основной объём работ по модернизации вагона.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Деповский ремонт

Деповский ремонт ( ДП), ранее называемый годовым ремонтом, предназначен для железнодорожных платформ и вагонов-сцепов, выполняется в депо с целью восстановления их работоспособности до очередного деповского ремонта. ДР является плановым ремонтом. [1]

Деповские ремонты проводят через 2 года после поставки вагона или его заводского ремонта второго объема, а затем ежегодно. [2]

Деповские ремонты по всем вагонам ( за небольшим исключением) выполняются ежегодно. Более целесообразно производить деповской ремонт пассажирских вагонов не через определенный период, а в соответствии с их пробегом, поскольку они на разных дорогах эксплуатируются с различной степенью интенсивности и простои их в период спада пассажирских перевозок также различны. [3]

Деповские ремонты грузовые вагоны проходят ежегодно, за исключением первого года после поступления на дорогу новых и тех лет, когда вагоны проходят заводские ремонты. В настоящее время крытые грузовые вагоны, платформы и цистерны проходят заводские ремонты через 10 лет, полувагоны — через 7, вагоны-ледники — через 6 лет. Деповские ремонты пассажирских вагонов производятся ежегодно, за исключением тех лет, когда они проходят заводские ремонты, а заводские ремонты — через 4 года. Исходя из этой периодичности можно для каждого типа вагонов определить, сколько приходится в среднем деповских ремонтов на каждый год. [5]

Деповский ремонт ( ДП), ранее называемый годовым ремонтом, предназначен для железнодорожных платформ и вагонов-сцепов, выполняется в депо с целью восстановления их работоспособности до очередного деповского ремонта. [6]

Деповский ремонт грузовых и пассажирских вагонов производят в вагонных депо. Являясь промежуточным между заводскими ремонтами, он предназначен для поддержания вагонов в исправном состоянии до очередного периодического ремонта. Грузовые вагоны в деповский ремонт должны подаваться только порожние. Вагоны, получившие в процессе эксплуатации повреждения, могут быть досрочно направлены в заводской или деповский ремонт, но только после их осмотра и составления акта и описи, подтверждающих необходимость ремонта. [7]

Для деповского ремонта двенадцати — н пятнвагонпых секций выделяется 0 07 и на текущее их содержание в течение года 0 04 блока дизеля. [8]

Для деповского ремонта вагонов на тележках ЦМВ выделяется 0 01 шпинтона и на тележках КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ — 0 15 шпинтона и 0 8 втулки. [10]

Для деповского ремонта тепловозов 2ТЭ10 на 1 млн. км пробега расходуется цилиндров низкого и высокого давления по 0 6 шт. Для остальных типов и серий магистральных локомотивов нормы расхода этих деталей колеблются в пределах от 0 6 до 1 2 шт. Расход чугуна на изготовление цилиндров, заменяемых при заводском ремонте локомотивов, учтен в общей норме расхода чугуна на этот вид ремонта. [11]

Правилами деповского ремонта тепловозов ТГМЗ для железных дорог общего пользования обкаточные испытания после ремонта М5 не предусмотрены. В условиях промышленного транспорта такие испытания желательно проводить особенно в случаях, когда тепловозы проходят ремонт М5 не в депо приписки: Такие испытания тепловоза производят с составом или одним тепловозом на подъездном пути или станционных путях предприятия. [12]

Для деповского ремонта двенадцативагонной секции выделяется по 0 2 фильтра, а для ремонта пятивагонной секции — в 2 раза меньше. [13]

Для деповского ремонта двенадцативагонной секции выделяется 0 3, а для пятивагонной секции — 0 2 насоса. [14]

План деповского ремонта пассажирских вагонов рассчитывается по такой же методике. [15]

Источник

Деповской ремонт грузовых вагонов

Деповской ремонт грузовых вагонов предназначен для поддержания вагонов в исправном состоянии между капитальными ремонтами.

При деповском ремонте выполняются все работы, связанные с обеспечением безопасности движения поездов и сохранностью перевозимых грузов. Работы по деповскому ремонту должны производиться в соответствии с типовыми технологическими, разработанными в соответствии с требованиями нормативной документации.

Деповской ремонт является плановым, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Для выполнения деповского ремонта присвоен условный номер «697» для клеймения ответственных узлов и деталей грузовых вагонов.

Ремонт вагонов производится согласно требованиям «Грузовые вагоны железных дорог . Руководство по деповскому ремонту» по истечении межремонтных нормативов (календарного срока в месяцах или пробега в километрах).

Перед постановкой на ремонт вагоны должны быть очищены от остатков перевозимых грузов. На каждую цистерну (любого типа назначения), независимо от рода собственности, депо должно иметь о пропарке, промывке, дегазации, очистке и нейтрализации котлов цистерн (снаружи и внутри).

До постановки в ремонт каждый вагон осматривается мастером совместно с приемщиком. Объем работ отражается в дефектной ведомости ремонтных работ .

Ремонт вагонов производится по способу непосредственного ремонта деталей и узлов на вагоне или замены неисправных узлов и деталей отремонтированными или новыми соответствующего типа, отвечающими техническим требованиям и характеристикам данной модели вагона.

Ремонт узлов и деталей сваркой производится в соответствии с «Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».

При выпуске из ремонта все ответственные узлы вагона — колесные пары, детали тележек, автосцепное устройство, тормозное оборудование, отремонтированные детали рам кузовов и котлов цистерн — должны иметь соответствующие клейма, знаки и надписи, указывающие место и дату изготовления, ремонта и испытания. На шкворневых балках рам вагонов, надрессорных балках, боковинах тележек и колесных парах проверяются также коды государства-собственника.

Детали вагонов испытываются на растяжение и подвергаются неразрушающему контролю в соответствии с требованиями нормативных документов.

Материалы, полуфабрикаты, запасные части и комплектующее оборудование, применяемое при ремонте вагонов, должны соответствовать требованиям соответствующих инструкций, а новые — стандартам, техническим условиям и сертификатам на их изготовление.

Детали вагонов прочно закрепляются, крепежные изделия должны соответствовать рабочим чертежам; неисправные, пораженные коррозией заменяют. Шплинты ставятся только новые, угол между разведенными концами должен составлять не менее 90°.

При деповском ремонте запрещается:

  • заменять предусмотренные конструкцией заклепочные и болтовые соединения на сварочные;
  • производить подчеканку, обварку по периметру и подтягивание заклепок;
  • ставить простые гайки вместо корончатых;
  • забивать шурупы вместо их завертывания;
  • прожигать отверстия в деревянных и металлических деталях;
  • оставлять или ставить вновь болты и гайки, имеющие изношенную, сорванную резьбу или забитые грани, а также ставить болты, не соответствующие конструкторской документации;
  • оставлять незагрунтованными места прилегания снимаемых для ремонта или замены деталей и узлов на кузове, раме и тележке вагона;
  • применять материалы, не соответствующие указанным в конструкторской документации требованиям.

Поступивший в ремонт полувагон устанавливается на ставлюги. Снятое с вагона автосцепное устройство подается в контрольный пункт автосцепки, выкаченные тележки — в тележечный цех, колесные пары — в колесно-роликовый цех, снятые тормозные приборы — в автоконтрольный пункт.

Слесари и электросварщики производят ремонт рамы и кузова вагона. Слесари по ремонту тормозного оборудования производят ремонт автоматических тормозов.

Ремонт кузова

Вертикальный прогиб верхней обвязки по всей длине вагона более 50 мм устраняют правкой.

Неисправные торцовые двери и их детали восстанавливают или заменяют новыми или отремонтированными.

Вмятины и изгибы верхних листов поперечных балок более 30 мм устраняют правкой или варкой новых частей.

Трещины и изломы в деталях порога торцевых дверей длиной до 150 мм каждый заваривают с постановкой накладок.

На торцовых дверях после ремонта:

  • зазор в местах прилегания боковых обвязок к угловым стойкам в закрытом положении двери должен быть не более 10 мм;
  • разность диагоналей створки допускается не более 7 мм;
  • местные зазоры между нижней обвязкой и порогом допускается не более 6 мм на длине 500 мм.

Детали запорного механизма, имеющие износ, ремонтируют наплавкой.

Петли и кронштейны крышек люков, имеющие изломы, заменяют.

Выпуклость и прогиб крышек допускается не более 25 мм.

Ремонт рам

Балки рам вагонов, имеющие трещины, изломы и протертости в местах постановки поглощающих аппаратов ремонтируют в соответствии с требованиями «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов».

Не допускается прогиб продольных, боковых и хребтовых балок в горизонтальной и вертикальной плоскостях более чем на 50 мм на всю длину балки, для промежуточных, шкворневых и концевых балок вагонов — не более чем на 20 мм, а также прогиб конца концевой балки, при котором нарушено соединение ее с угловой стойкой.

Балки рамы, поврежденные коррозией от 15 до 30 % поперечного сечения, ремонтируют сваркой.

Скользуны очищаются от грязи и осматриваются. Изломанные скользуны заменяются.

Пятники очищают от грязи и осматривают. Пятник, имеющий трещины, износ опорной поверхности более 3 мм или упорной поверхности по диаметру более 3 мм и более 2 мм на сторону снимают с вагона и заменяют на новый или отремонтированный. Ремонт пятника способом приварки колец и пластин запрещается. Ослабшие заклепки крепления пятника срезаются и заменяются на новые. Не допускается крепление пятника болтами.

Ремонт автосцепного устройства

Съемные детали автосцепного устройства снимают с вагона и направляют в контрольный пункт автосцепки, где производят ремонт в соответствии с требованиями «Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог».

Несъемные детали проверяют и ремонтируют на вагонах.

Неразрушающий контроль деталей автосцепного устройства производится феррозондовым и магнитопорошковым методами в соответствии с руководящими документами.

Все сварочные и наплавочные работы при ремонте автосцепного устройства выполняются в соответствии с требованиями «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов».

После ремонта и проверки клеймению подлежат: замок, замкодержатель, предохранитель, подъемник, валик подъемника, тяговый хомут, валик, клин тягового хомута, ударная розетка, балочка центрирующего прибора, маятниковые подвески, упорная плита, корпус поглощающего аппарата, корпус автосцепки, вкладыш и поддерживающая плита центрирующего прибора.

Поглощающие аппараты класса ТО к установке на цистерны для перевозки опасных грузов выпуска не допускаются. Они должны быть заменены аппаратами повышенной энергоемкости не ниже класса Т1.

Ремонт тормозного оборудования

При деповском ремонте с вагона демонтируются: главная и магистральная части воздухораспределителя, сетчато-войлочный фильтр и сетки, авторежимы, запасный резервуар, концевые и разобщительные краны, соединительные рукава, регуляторы тормозных рычажных передач, вся тормозная рычажная передача, включая съемные детали стояночного и ручного тормоза.

Все снятое тормозное оборудование должно быть направлено для осмотра, ремонта и испытания.

Корпус тормозного цилиндра не должен иметь трещин и отколов.

При деповском ремонте шплинты в узлах трения, фильтры, пылеулавливающие сетки тормозных приборов, валики тормозной рычажной передачи ставятся только новые. Ремонт тормозного оборудования производится согласно требованиям «Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов» .

Ремонт тележек, колесных пар, буксового узла

Ремонт 2-осных тележек грузовых вагонов производят в соответствии с требованиями следующих руководящих документов: «Ремонт тележек грузовых вагонов» , «Ремонт тележек грузовых вагонов с установкой износостойких элементов в узлах трения» .

Контроль технического состояния узлов тележек производится после постановки вагонов на ремонтные позиции, при этом проверяется:

  • наличие износов и дефектов колесных пар;
  • положение деталей пружинно-фрикционного комплекта;
  • состояние деталей тормозной рычажной передачи;
  • зазоры между скользунами тележки и рамы вагона.

После выкатки тележек проверяют состояние узла пятник-подпятник.

Проверяют срок службы литых деталей тележек.

После обмывки тележек колесные пары передаются на ремонт в колесный цех. Детали тележек подвергаются неразрушающему контролю согласно «Феррозондовый метод неразрушающего контроля деталей вагонов», после чего производится дефектация узлов и измерение шаблонами деталей тележек и нанесение клейм.

Ремонт и освидетельствование колесных пар производится в соответствии с «Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар» . При этом допускаемый размер толщины обода колесных пар для вагонов с установленным межремонтным нормативом 160 тыс. и 210 тыс. км или 2 и 3 года при выпуске вагонов из ремонта должен быть не менее 35 мм.

Неразрушающий контроль колесных пар производится согласно требованиям «Руководства по комплексному ультразвуковому контролю колесных пар вагонов» , « Магнитопорошковый метод неразрушающего контроля», «Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов» .

Ремонт буксового узла с роликовыми подшипниками производится согласно требованиям «Инструктивных указаний по эксплуатации и ремонту буксовых узлов с роликовыми подшипниками» .

Проверка и приемка вагонов после ремонта

Узлы вагона, оборудование, детали и приборы, подвергающиеся испытаниям и проверкам, принимают в процессе ремонта мастера, бригадиры соответствующих цехов и отделений и контролируются в депо приемщиком вагонов. На каждый отремонтированный вагон составляют уведомление .

Окраска, нанесение знаков и надписей

Подготовку поверхностей вагонов, нанесение лакокрасочных покрытий производится в соответствии с требованиями «Инструкции по окраске грузовых вагонов».

Металлические части рамы и кузова в местах пораженных коррозией и с поврежденной окраской перед нанесением лакокрасочных покрытий очищают от отслоившихся ржавчины и окалины, от загрязнений и окрашивают в один слой под цвет старой краски.

Полная окраска вагонов при деповском ремонте не производится.

Гарантии на отремонтированные вагоны

Вагонное депо, производившее деповской ремонт вагонов, несет ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов при соблюдении правил эксплуатации вагонов.

Источник

Оцените статью