Чертежи рабочего проекта по капитальному ремонту

Чертежи рабочего проекта по капитальному ремонту

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

Дата введения 1986-01-01

РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИЭП жилища Госгражданстроя (руководитель темы канд. техн. наук А.Н.Спивак, канд. техн. наук Э.Г.Портер, инж. Л.Ф.Нагебова), ЛНИИ АКХ им. К.Д.Памфилова (канд. техн. наук С.К.Овчинникова) и трестом «Оргремжилстрой» Минжилкомхоза РСФСР (канд. техн. наук В.Л.Вольфсон).

ВНЕСЕНЫ ЦНИИЭП жилища Госгражданстроя.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением по ремонту жилищного фонда (инж. В.Б.Грызлов), Управлением по научным исследованиям и нормированию Госгражданстроя (инж. Т.С.Фомичева).

СОГЛАСОВАНЫ ЦНИИОМТП Госстроя СССР 5 апреля 1985 года.

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 18 апреля 1985 года N 109.

Настоящая Инструкция распространяется на разработку проектов организации капитального ремонта жилых зданий (именуемых далее «проектами организации капитального ремонта») и проектов производства ремонтно-строительных работ по капитальному ремонту жилых зданий (именуемых далее «проектами производства работ»).

Инструкция устанавливает требования к составу, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения проектов организации капитального ремонта и проектов производства работ.

Требования Инструкции являются обязательными для всех организаций и предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляющих проектирование и производство капитального ремонта государственного и общественного жилищного фонда, а также фонда жилищно-строительных кооперативов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Проекты организации капитального ремонта должны разрабатываться с целью повышения эффективности и качества ремонта за счет рациональной организации ремонтно-строительных работ, обеспечения своевременного их выполнения с наименьшими затратами трудовых и других видов ресурсов, а также сдачи в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом объектов в установленные сроки.

1.2. Проекты организации капитального ремонта должны служить основой для решения вопросов организационно-технической подготовки и осуществления ремонта, распределения затрат на ремонт и ремонтно-строительные работы (товарной строительной продукции) по календарным периодам (кварталам, месяцам) с учетом требований по продолжительности ремонта и обеспечения задела и должны учитываться при обосновании сметной стоимости ремонта.

1.3. Проекты производства работ должны разрабатываться с целью обеспечения оптимальной организации ремонтно-строительного производства за счет использования наиболее эффективных методов выполнения ремонтно-строительных работ, способствующих снижению их стоимости и трудоемкости, сокращению продолжительности ремонтов и сроков производства отдельных видов работ, повышению степени использования строительных машин и оборудования, улучшению качества работ, а также обеспечению безопасных условий труда и сохранению окружающей природной среды.

1.4. Осуществление капитального ремонта без утвержденных проекта организации капитального ремонта и проекта производства работ запрещается.

1.5. Для капитального ремонта зданий с особо сложными конструктивными решениями и условиями производства работ, выполняемых с применением специальных вспомогательных приспособлений и устройств, проектные организации, осуществляющие проектирование объекта, должны разрабатывать рабочие чертежи этих приспособлений, устройств и установок. К ним, в частности, относятся:

устройства для закрепления грунтов способами цементации, глинизации, силикатизации и термического закрепления;

конструкции лесов, возводимых для разборки сводов, труб и т. п.;

шпунтовые ограждения котлованов и траншей, отрываемых вблизи фундаментов существующих зданий;

конструкции перегрузочных площадок, устраиваемых на ремонтируемом здании;

устройства для осушения стен методом зарядной компенсации;

устройства для вывешивания конструкции при перекладке несущих стен и выполнении монтажных проемов — для защиты примыкающих зданий;

приспособления, обеспечивающие устойчивость свободно стоящих стен;

оснастка и специальные устройства для прокладки подземных трубопроводов методом продавливания грунта.

1.6. В состав проектно-сметной документации на капитальный ремонт должны включаться чертежи сложных нетиповых временных сооружений и сетей (водоснабжения, теплоснабжения, канализации, энергоснабжения, временных опор контактной и осветительной сети и т. п.).

Разработка рабочих чертежей других нетиповых временных зданий, сооружений, производственной оснастки должна производиться разработчиком проекта производства работ.

1.7. Разработка в составе проектов производства работ индивидуальных технологических карт, чертежей установок, инвентаря и приспособлений не допускается, если по ним имеется типовая документация, сведения о которой включены в официальные источники информации.

1.8. Выбор вариантов проектов организации капитального ремонта и проектов производства работ, а также отдельных решений в их составе при необходимости должен производиться на основе расчетов сравнительной эффективности.

1.9. Оформление проектных материалов по организации капитального ремонта и производству работ должно соответствовать требованиям системы проектной документации для строительства (СПДС).

2. ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

2.1. Проект организации капитального ремонта должен составлять неотъемлемую часть утвержденной проектно-сметной документации на капитальный ремонт, и его следует разрабатывать параллельно с другими разделами проектно-сметной документации в целях взаимоувязки объемно-планировочных, конструктивных и технологических решений с условиями и методами осуществления ремонта объектов.

2.2. Проект организации капитального ремонта должен разрабатываться проектной организацией, выполняющей строительное проектирование ремонта. При разработке отдельных разделов проектно-сметной документации субподрядными проектными организациями эти организации при необходимости должны разрабатывать соответствующие решения для включения их в проект организации капитального ремонта.

Проект организации капитального ремонта или отдельные его решения могут разрабатываться специализированными проектными или проектно-технологическими организациями («Оргтехстрой», «Оргтехремстрой» и др.) за счет средств на проектно-изыскательские работы, передаваемых этим организациям.

2.3. Проекты организации капитального ремонта должны разрабатываться с учетом:

применения прогрессивных форм и методов организации, планирования и управления капитальным ремонтом;

первоочередного выполнения работ подготовительного периода;

ограничения объема строительства временных зданий и сооружений за счет использования для нужд ремонта существующих строений (в том числе подлежащих сносу), а также применения инвентарных зданий, сооружений и механизированных установок;

создания необходимых условий для сохранения и переработки изделий, оборудования и материалов, подлежащих по проекту повторному использованию;

обеспечения безопасных условий труда, соблюдения правил производственной санитарии и пожарной безопасности, а также обеспечения безопасности граждан в зоне, прилегающей к объекту ремонта и строительной площадке;

осуществления мероприятий по охране окружающей природной среды.

При разработке проектов организации капитального ремонта должны учитываться также местные природно-климатические и другие (особые) условия, стесненность строительных площадок и другие особенности объектов ремонта.

2.4. Проект организации капитального ремонта должен быть согласован заказчиком проекта с генеральной подрядной организацией с участием субподрядных организаций и при необходимости со специальными органами надзора.

2.5. Исходными материалами для разработки проекта организации капитального ремонта должны служить:

материалы инженерных изысканий для объекта капитального ремонта (технического обследования);

материалы схем (проектов) районной планировки, генеральных планов городов и населенных пунктов;

основные решения по применению строительных материалов и конструкций, средств механизации ремонтно-строительных работ, согласованные с генеральной подрядной организацией, а также данные об использовании источников и порядке обеспечения ремонта энергетическими ресурсами, водой, временными инженерными сетями и коммуникациями, а также местными строительными материалами;

разбивка ремонтируемого объекта на очереди (комплексы);

сведения об условиях обеспечения объекта ремонта рабочими кадрами и о возможности использования на период ремонта существующих помещений и строений;

данные о наличии производственно-технической базы подрядных организаций, возможностях и условиях ее использования;

сведения о наличии у подрядных организаций инвентарных передвижных или сборно-разборных производственно-бытовых помещений;

данные о плановой и фактической среднегодовой (среднемесячной) выработке строительных машин, средств транспорта, рабочих подрядных организаций на аналогичных объектах;

данные о возможности и сроках освобождения жилых зданий от проживающих и арендаторов (при ремонте с отселением жильцов).

Указанные исходные материалы должны предоставляться заказчиком и генеральным подрядчиком проектной организации, разрабатывающей проект организации капитального ремонта, в сроки, обеспечивающие его своевременную разработку.

2.6. Состав и содержание проектов организации капитального ремонта должны определяться с учетом его сложности в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений, степени их унификации, необходимости применения специальных вспомогательных сооружений, приспособлений и установок, разнообразия строительных процессов и необходимости выполнения специальных видов работ, а также условий поставки на объект материалов и изделий.

Степень сложности капитального ремонта должна устанавливаться до разработки проекта его организации инстанцией, утверждающей задание на проектирование.

2.7. Проект организации капитального ремонта должен разрабатываться на объем ремонта, предусмотренный проектом. При осуществлении капитального ремонта отдельными очередями проект организации капитального ремонта на первую и последующие очереди должен разрабатываться с учетом полного объема ремонта.

2.8. В состав проекта организации капитального ремонта должны включаться:

а) календарный план капитального ремонта (рекомендуемое прил. 1, форма 1), в котором должны быть определены сроки выполнения ремонта, приведено распределение затрат на ремонт и объемов ремонтно-строительных работ по срокам (включая работы подготовительного периода), а при разбивке ремонта на очереди (комплексы) — сроки выполнения этих очередей или комплексов;

б) строительный генеральный план с расположением существующих и сносимых строений, эксплуатируемых зданий, сооружений и инженерных сетей, не подлежащих ремонту, разбираемых и перекладываемых инженерных коммуникаций; постоянных и временных проездов для транспортирования материалов, конструкций и изделий; путей перемещения кранов большой грузоподъемности; инженерных сетей; источников обеспечения стройплощадки электроэнергией, водой, теплом и мест подключения временных инженерных сетей к действующим сетям; мест примыкания новых сетей к существующим; складских площадок, основных монтажных кранов и других строительных машин и зон их действия; механизированных установок; временного ограждения; безопасных проходов строителей и лиц, проживающих или работающих в смежных зданиях или в здании, ремонтируемом без отселения жильцов и арендаторов.

В необходимых случаях на строительном генеральном плане должны быть показаны габариты арочных проездов на путях транспортирования грузов, высота зданий, смежных с объектом ремонта, расположение оттяжек осветительной и контактной сетей, осветительных колонн, специальных опор, воздушных линий связи, электропередачи, антенных сооружений, рекламных устройств, зеленых насаждений, а также подлежащих переносу (в связи с ремонтом) киосков, ларьков, телефонных будок и пр. При недостаточной приобъектной территории для размещения складских площадок должны предусматриваться резервные (промежуточные) складские площадки вне приобъектной территории.

Если организационными и техническими решениями охватывается территория за пределами приобъектной площадки, то кроме строительного генерального плана в состав проекта должен включаться также ситуационный план с расположением подъездных путей, промежуточных складских площадок, временных линий электропередачи с указанием схем отвода движения транспорта и переноса технических средств регулирования уличного движения и т. д.;

в) ведомость объемов основных ремонтно-строительных, монтажных и специальных работ (рекомендуемое прил. 1, форма 2), определенных проектно-сметной документацией, с выделением объемов работ подготовительного периода и при необходимости — по очередям (комплексам);

г) ведомость потребности в основных строительных конструкциях, деталях, материалах и оборудовании (рекомендуемое прил. 1, форма 3), составляемую на объект в целом, включая работы подготовительного периода, и при необходимости — на отдельные очереди (комплексы), исходя из объемов работ и действующих норм расхода строительных материалов;

Источник

Чертежи рабочего проекта по капитальному ремонту

ИНСТРУКЦИЯ
О СОСТАВЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

Дата введения 2000-01-01

РАЗРАБОТАНА Научно-практическим центром «Стройнаука» совместно с Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (руководитель — В.А.Степанов, ответственный исполнитель — А.Ф.Лыкова, исполнители — В.П.Березин, О.В.Васильева, Н.П.Сугробов) при участии Главной государственной жилищной инспекции (Ш.С.Мязитов)

ПРИНЯТА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 2000 г. постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. N 79

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Инструкция устанавливает состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий.

Инструкция разработана на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации с учетом опыта и специфики проектирования капитального ремонта жилых зданий.

Инструкция действует на территории Российской Федерации и предназначена для применения заказчиками-застройщиками (инвесторами)* и проектными организациями (фирмами), органами государственного управления и надзора, генподрядными строительными организациями (фирмами, предприятиями, объединениями), иными юридическими и физическими лицами (в том числе зарубежными), именуемыми участниками инвестиционного процесса.

Положения данной Инструкции распространяются на организации, осуществляющие капитальный ремонт жилых зданий, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

В Инструкции определен примерный состав проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий и раскрыто ее содержание.

Инструкция содержит основные требования к проектированию капитального ремонта жилого здания, а также общие методические положения по определению стоимости капитального ремонта жилого здания на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, составлению сметных расчетов (смет).

В настоящем документе учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 августа 1999 г.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых домов должна осуществляться на основе утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций в соответствии со строительными правилами СП 11-101 и «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов». Проектно-сметная документация детализирует принятые в обосновании решения и уточняет основные технико-экономические показатели.

1.2 Проектно-сметная документация разрабатывается проектными, проектно-изыскательскими организациями, строительными компаниями (фирмами), имеющими право (лицензию) на проведение проектных работ.

1.3 Проектирование капитального ремонта жилых зданий должно осуществляться на основе перспективных и годовых планов, утвержденных в установленном порядке.

Включение в план капитального ремонта жилых зданий независимо от ведомственной принадлежности согласовывается с органами местного самоуправления, ведующими вопросами строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Решение о проведении капитального ремонта принимается органом местного самоуправления (инвестором) на основании определения степени износа их архитектурной и исторической ценности.

1.4 Проектирование капитального ремонта жилых зданий должно осуществляться с учетом утвержденных генеральных планов городов и сельских поселений, проектов планировки, проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры, схем развития инженерных сетей, проектных предложений по реконструкции кварталов, групп домов, крупных жилых образований, зон транспортных магистралей.

1.5 При этом необходимо учитывать, что система планово-предупредительного ремонта жилых домов представляет собой комплекс взаимоувязанных организационных и технических мероприятий по проведению текущего и капитального ремонтов с регламентированной последовательностью и периодичностью, направленных на обеспечение их эксплуатационных показателей в пределах действующих нормативов установленного срока службы.

1.6 Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

1.7 Капитальный ремонт — это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.

Периодичность проведения капитальных ремонтов определяется в соответствии с действующими инструкциями по проведению планово-предупредительных ремонтов, разрабатываемыми и вводимыми в действие с учетом требований правил и инструкций соответствующих органов государственного надзора. Межремонтные сроки и объемы ремонтов устанавливаются исходя из технического состояния и конструктивных особенностей объектов.

В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта.

Капитальный ремонт подразделяется на:

ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ;

выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.

1.8 Реконструкция жилых зданий включает в себя перепланировку жилых зданий с изменением основных технико-экономических показателей (число и площадь квартир, строительный объем и общая площадь).

1.9 При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться:

нормативными документами по проектированию и строительству, утвержденными Госстроем России, а также нормативными документами, связанными с проектированием и строительством, утвержденными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти;

государственными стандартами по проектированию строительства;

нормативными и руководящими документами по вопросам технологии и организации строительного производства;

государственными и ведомственными строительными каталогами типовых сборных железобетонных, металлических, деревянных и асбестоцементных конструкций и изделий;

каталогами на оборудование и др.

Перечень нормативных и рекомендательных документов, на которые даны ссылки в Инструкции, приведен в приложениях И и К.

1.10 Проектная организация и заказчик при проектировании капитального ремонта жилых зданий должны обеспечивать:

а) реализацию достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта;

б) экономическую эффективность использования средств, выделяемых на капитальный ремонт, за счет:

наиболее эффективного использования и сохранения существующих конструкций и оборудования зданий;

механизации строительных процессов и максимального сокращения ручного труда при ремонте зданий;

повышения степени заводской готовности поставляемых строительных конструкций и изделий;

применения индустриальных методов организации капитального ремонта и эффективных технологических процессов;

совершенствования объемно-планировочных и конструктивных решений ремонта зданий;

рационального применения сборного и монолитного железобетона, технологичных изделий и материалов;

применения и использования типизированных проектных решений на базе унификации объемно-планировочных и конструктивных решений;

в) высокий уровень архитектурно-планировочных решений ремонтируемого здания;

г) применение экологически чистых строительных материалов;

д) охрану окружающей природной среды, а также сейсмостойкость, взрыво- и пожаробезопасность объектов;

е) достижение прогрессивных удельных показателей стоимости и материалоемкости ремонта;

ж) требуемый уровень автоматизации систем управления ремонтом и технологическими процессами;

з) снижение трудоемкости работ;

и) снижение эксплуатационных затрат.

1.11 Не допускается осуществлять ремонт по устаревшим рабочим проектам (проектам), для чего до включения жилых зданий в план капитального ремонта заказчику необходимо проверять соответствие принятых проектных решений современному техническому уровню.

При изменении ГОСТов на выпускаемые изделия и материалы рабочие проекты (проекты) должны перерабатываться проектными организациями с целью доведения их технического уровня до современных требований и переутверждаться в установленном порядке.

Заказчики проектно-сметной документации и генеральная проектная организация обязаны своевременно вносить в рабочую документацию изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов. Указанные изменения производятся проектной организацией на основании поручения заказчика с учетом фактического состояния объектов ремонта.

1.12 Рабочие проекты (проекты) должны разрабатываться и оформляться в соответствии с требованиями раздела 3 настоящей Инструкции.

1.13 Основным документом, характеризующим техническое состояние здания и отражающим необходимость капитального ремонта, является технический паспорт, составленный на каждое здание и земельный участок с учетом Постановления Правительства Российской Федерации «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» и «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации».

1.14 Капитальный ремонт осуществляют только по утвержденным проектам и сметам. Если по характеру ремонтных работ не требуется изготовление рабочих чертежей (замена кровли, ремонт фасадов и др.), разрешается финансирование капитального ремонта по утвержденным сметам или расцененным описям работ.

1.15 Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектно-сметной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами.

Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование.

1.16 Проектно-сметная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги в соответствии с действующими нормативными документами.

1.17 Генеральная проектная организация на основании полученных от заказчика задания на проектирование и исходных данных составляет строительный паспорт на капитальный ремонт зданий. Примерный состав строительного паспорта приведен в рекомендуемом приложении В.

Строительный паспорт на капитальный ремонт зданий утверждается заказчиком в течение 30 дн. со дня его передачи в организацию.

1.18 Сроки действия согласованных проектных решений на присоединение проектируемых объектов к источникам снабжения, сетям и коммуникациям, указанные в строительном паспорте, должны составлять не более 30 дн.

1.19 Договор между заказчиком и проектной организацией — генеральным проектировщиком на выполнение проектных работ по капитальному ремонту жилых зданий, а также договор между генеральным проектировщиком и субподрядными специализированными проектными организациями на выполнение отдельных разделов проектно-сметной документации должны соответствовать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации 1997 г., ч. II, § 4, гл. 37.

1.20 Проектная организация — генеральный проектировщик по каждому проектируемому зданию (или группе зданий) назначает главного инженера проекта и главного архитектора проекта.

Специализированная проектная организация, выполняющая отдельный раздел проекта, назначает главного инженера (архитектора) проекта, ответственного за этот раздел проекта.

1.21 Заказчик проектно-сметной документации в лице директора, главного инженера и главного архитектора (инженера) проекта — генерального проектировщика или специализированной проектной организации (фирмы) несут ответственность за соблюдение утвержденных в задании на проектирование технико-экономических и планировочных показателей ремонтируемых зданий, за качество проектно-сметной документации, правильное определение сметной стоимости и очередности работ, за своевременную разработку и комплектность проектно-сметной документации, а также за внесение в проектно-сметную документацию в установленный срок изменений, рекомендованных в заключениях органов исполнительной власти, инвесторов, генподрядных организаций и экспертизы.

1.22 Проектная организация и ее должностные лица несут ответственность за экономичность, надежность, безопасность, долговечность запроектированных объектов, полноту и эффективность предусмотренных в проектах мероприятий по охране здоровья трудящихся и окружающей среды.

1.23 Проектная организация несет ответственность за соблюдение при разработке проектно-сметной документации требований настоящей Инструкции и других нормативных документов по проектированию, указанных в приложении И.

1.24 Проектная организация осуществляет авторский надзор за ремонтом зданий, отвечает за решение всех связанных с проектированием вопросов, возникающих в процессе ремонта и приемки объектов в эксплуатацию в соответствии с СП 11-110.

1.25 Ответственным за подготовку проектно-сметной документации и полноту согласований проектных решений является ген-проектировщик.

Заказчик по договору с проектно-изыскательской или изыскательской организацией осуществляет работу по техническому обследованию жилого здания, намечаемого (включенного в план) к капитальному ремонту и несет ответственность за его подготовительные работы.

При проведении технического обследования жилых зданий следует руководствоваться ВСН 57, ВСН 55, «Пособием по оценке физического износа жилых и общественных зданий», «Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации».

Стоимость работ по техническому обследованию жилого здания устанавливается на стадии предпроектных работ.

На основании материалов технического обследования жилого здания заказчику представляется техническое заключение. Примерный состав технического заключения приведен в рекомендуемом приложении Г.

1.26 Проектная организация — генеральный проектировщик, кроме проектирования капитального ремонта жилых зданий, по договору с заказчиком может осуществлять:

Источник

Читайте также:  Ремонт оборудования поточной линии
Оцените статью