Чем отличается модернизация от ремонта основного средства

Чем отличается модернизация от ремонта основного средства

Вы здесь

Ремонт, реконструкция или модернизация: в чем разница?

Рано или поздно у любой организации возникает необходимость в проведении ремонта, реконструкции или модернизации объектов основных средств. Определить грань между этими понятиями на практике бывает достаточно трудно, и зачастую вопрос о классификации произведенных расходов становится предметом спора с налоговыми органами, о чем свидетельствует многочисленная арбитражная практика. Как отличить ремонт от реконструкции или модернизации? Чем при этом необходимо руководствоваться и какие документы нужно оформить, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов?

При проверках налоговые органы проявляют повышенный интерес к расходам организации, связанным с проведением ремонтных работ. Пристальное внимание к таким расходам объясняется следующим: затраты на текущий или капитальный ремонт единовременно в полной сумме учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль. Основание — п. 1 ст. 260 НК РФ, пп. 2, 5 ст. 272 НК РФ.
В свою очередь, расходы на реконструкцию и модернизацию увеличивают стоимость основного средства и списываются на затраты посредством амортизации (п. 2 ст. 257, 258 НК РФ).

Очевидно, что налоговые инспекторы изыскивают любую возможность, чтобы переквалифицировать произведенный ремонт основного средства в его реконструкцию или модернизацию и, как следствие, доначислить налог на прибыль.

Разберемся с терминами

В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и в целях увеличения производственных мощностей улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. К модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Читайте также:  Ремонт при стесненных условиях

В нормативных документах по бухгалтерскому учету нет таких четких определений, как в налоговом законодательстве. Тем не менее из анализа пп. 14, 20, 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, можно сделать вывод: если в результате произведенных работ происходит улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.), то данные работы относятся к реконструкции или модернизации .

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства — это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Понятие «ремонт» в действующем налоговом и бухгалтерском законодательстве отсутствует.

Если исходить из определений реконструкции и модернизации, то можно сделать вывод от обратного, а именно: ремонтные работы не вызывают изменения назначения объекта, а также не придают объекту основных средств новых качеств по сравнению с первоначальным состоянием (в частности, не увеличивают производственные площади и мощности).

В Письме Минфина РФ от 22.04.2010 № 03-0306/1/289 содержатся разъяснения, согласно которым при разграничении модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение технологического или служебного назначения оборудования или приобретение им других новых качеств.

По мнению специалистов финансового ведомства (Письмо Минфина РФ от 23.11.2006 № 03-0304/1/794), при определении терминов «капитальный ремонт» и «реконструкция» следует руководствоваться:

• Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279;
• Ведомственными строительными нормативами (ВСН) № 58-88 (Р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312;
• Письмом Минфина СССР от 29.05.1984 № 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».

В частности, перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений содержится в приложении № 8 к Постановлению Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279, который включает в себя следующие работы:

• ремонт, смена и замена изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции всех видов перегородок (при производстве капитального ремонта перегородок допускается частичная перепланировка с увеличением общей площади перегородок не более 20%);
• частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов и их оснований;
• переустройство полов при ремонте с заменой на более прочные и долговечные материалы;
• полная смена ветхих оконных и дверных блоков;
• частичная или полная смена воздуховодов;
• смена износившихся участков электрической сети (более 10%);
• ремонт или восстановление кабельных каналов;
• замена светильников на другие типы (обычных на люминесцентные).

Несмотря на весьма солидный возраст документов, ими до сих пор руководствуются судьи при квалификации выполненных работ в спорах налогоплательщиков и налоговых органов (Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 № 20АП903/2017, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 № 18АП-1449/2017, Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 № А74-6165/2015 и др.).

Решающим значением при классификации проведенных работ является цель их проведения, а также последствия для основного средства.

В частности, целью ремонта является устранение неисправностей (замена изношенных или сломанных деталей (конструкций)), наличие которых делает невозможной или опасной саму эксплуатацию объекта основных средств.

Целью проведения реконструкции (модернизации) является улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, например увеличение срока полезного использования, увеличение мощности и т. п.

Арбитражная практика

Наличие дефектной ведомости или заключения эксперта о недостатках, которые нужно устранить, позволяют с большей вероятностью доказать правомерность отнесения произведенных затрат к расходам на ремонт (Постановления АС Восточно-Сибирского округа от 01.12.2015 № Ф02-6375/2015, ФАС Волго-Вятского округа от 21.08.2009 № А82-5539/200819, ФАС Дальневосточного округа от 08.09.2008 № Ф03-А73/08-2/3696).

Ремонт не приводит к изменению назначения объекта, не улучшает качество продукции, не увеличивает производственные площади и не приводит к существенному улучшению производственных показателей объекта в целом — подобные выводы содержатся в Постановлениях Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 № 08АП15446/2015, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 № 04АП3467/2015, от 29.07.2013 № А19-3291/2013.

Замена потолочных, напольных, стеновых покрытий, изношенных канализационных труб и труб водоснабжения, оконных и дверных блоков и другие работы, связанные с внутренней отделкой помещений, относятся к ремонтным работам (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 10.04.2015 № Ф081351/2015, АС Московского округа от 19.09.2014 № Ф05-10335/2014, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 № 09АП-28300/2013).

Кладку кирпичных перегородок суды также относят к ремонтным работам (Постановления ФАС Уральского округа от 19.09.2013 № Ф09-9439/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 03.12.2012 № А325993/2011, ФАС Московского округа от 15.10.2009 № КАА40/10928-09).

К ремонтным работам относится и замена двигателя объекта основных средств при условии, что мощность двигателя остается прежней (Постановления ФАС Москов
ского округа от 28.12.2009 № КА-А41/14324-09, ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2007 № А56-20587/ 2006).

Таким образом, судьи единодушны в том, что ремонт — это такие виды работ, которые не приводят к улучшению характеристик объекта основных средств. Причем при ремонте можно использовать новые, более долговечные и экономичные запчасти и материалы (детали) вместо изношенных (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2017 № Ф021923/2017).

Какие документы необходимо иметь в наличии, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов при проведении ремонта?

• Дефектную ведомость, в которой указываются все повреждения основного средства и обосновывается необходимость проведения ремонтных работ.
• Приказ руководителя о проведении ремонта.
• Договор на выполнение ремонтных работ (в случае если ремонт осуществляет сторонняя организация).
• В случае, если ремонт осуществляет организация самостоятельно, необходимы планы (графики) ремонта, сметы расходов на ремонт, накладные на внутреннее перемещение объектов основных средств и на отпуск материалов для ремонта, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты работникам, производящим ремонт.
• Акт о приеме-сдаче отремонтированных объектов.
• Технические характеристики объектов после ремонта, экспертные заключения.

Если ремонт и реконструкция (модернизация) проводятся одновременно, то первичные документы должны быть составлены так, чтобы можно было организовать раздельный бухгалтерский и налоговый учет затрат по произведенным видам работ. Одним словом, чем больше будет документов, подтверждающих ремонт (служебных записок, актов, распоряжений), тем меньше вероятность того, что налоговая инспекция переквалифицирует расходы на ремонт в расходы на реконструкцию или модернизацию.

Егорова Ольга Викторовна,

Эксперт по налогообложению

Источник

Ремонт или модернизация? (Критерии отнесения работ по восстановлению ОС к ремонту или модернизации)

Сомнений в ремонтном характере работ нет, когда речь идет просто о замене сломанной детали на такую же новую. Но если вместо точно такой же вы установите деталь с лучшими характеристиками — уже возникают вопросы.

Что уж говорить о плановом ремонте, задача которого не устранять, а предотвращать неисправности. А ведь для многих промышленных и транспортных предприятий поломка — это ЧП. И в ходе ремонта они, как правило, меняют не уже сломанные, а еще только сильно изношенные детали. Ну а уж грань между капитальным ремонтом и модернизацией зачастую вообще призрачна.

Поэтому вопрос об отличии ремонта от модернизации (говоря о модернизации, мы будем иметь в виду также реконструкцию, достройку, дооборудование, техническое перевооружение) возникает довольно часто. И он весьма принципиален.

В чем отличие ремонта от модернизации

Работы по восстановлению ОС вам, естественно, выгоднее квалифицировать как ремонт. Ведь затраты на него можно списать единовременно . Тогда как при модернизации их придется списывать на протяжении определенного срока через амортизацию, предварительно увеличив на сумму этих расходов первоначальную стоимость ОС . А налоговики по этой же причине, наоборот, стремятся в ремонтных работах разглядеть признаки модернизации.

К сожалению, свести риск споров к минимуму не так уж просто. Одни и те же работы могут выполняться в рамках как ремонта, так и модернизации. От чего же зависит квалификация таких работ? От цели их проведения. И от возникших последствий для ОС.

Модернизация — это всегда улучшение, усовершенствование изначальных (создание новых) технико-экономических характеристик ОС. И если ориентироваться на определение модернизации (реконструкции, достройки, дооборудования, технического перевооружения), которое дает НК РФ, то как характерные последствия модернизации, помимо собственно улучшения характеристик ОС, можно обозначить, например :

изменение технологического или служебного назначения ОС;

повышение нагрузочных характеристик ОС;

увеличение производительности ОС;

изменение номенклатуры, улучшение качества продукции, производимой с использованием этого ОС.

Цель ремонтных работ — восстановление и поддержание исправности ОС, его работоспособности, изначальных технико-экономических характеристик ОС. Однако их проведение может иметь и побочные последствия в виде улучшения характеристик ОС. О том, как квалифицировать работы в этом случае, мы дальше поговорим отдельно. Также особого внимания заслуживает вопрос подтверждения ремонтной цели, когда к физическому износу детали добавляется еще и моральный износ.

Но прежде отметим, что стоимость проведения работ критерием их отнесения к ремонтным или же проводимым в рамках модернизации не является. На это не раз указывал в своих разъяснениях Минфин . Поэтому вы вправе учесть как ремонтные расходы затраты даже в сумме, сопоставимой с первоначальной стоимость ремонтируемого ОС. И более того — превышающей последнюю .

Подтверждаем ремонтную цель работ

Детали (конструкции, части, механизмы) ОС часто оказываются не только физически изношенными, но и морально устаревшими. Замена же их исключительно из-за морального износа ремонтом считаться не будет. Поэтому, чтобы у проверяющих не возникло сомнений в ремонтном характере работ, перед его проведением вам нужно составить дефектную ведомость. Этот документ подтвердит, что ваши затраты направлены именно на восстановление (поддержание) работоспособности ОС.

Для составления дефектной ведомости нужно создать комиссию. В нее следует включить:

— сотрудников эксплуатирующего подразделения;

— специалиста ремонтного цеха либо представителя подрядчика, который будет ремонтировать ОС.

Унифицированной формы дефектной ведомости нет. Вы можете разработать ее самостоятельно. Что нужно в ней указать?

Во-первых, информацию о самом ремонтируемом ОС. Его инвентарный номер, данные технической документации.

Во-вторых, причины ремонта. Нужно указать, в чем заключается неисправность ОС или какие неполадки возможны, если вовремя не заменить изношенную деталь. Предоставить такие сведения должен сотрудник подразделения, которое эксплуатирует требующее ремонта ОС. Проследите, чтобы в дефектной ведомости (как и во всех прочих документах, связанных с ремонтом) в качестве даже сопутствующей причины ремонта не упоминался моральный износ заменяемой детали.

В-третьих, перечень восстановительных работ. То есть какие детали необходимо купить, какие работы выполнить. Для получения этой информации нам как раз и нужен в составе комиссии специалист-ремонтник.

Хотели только починить, а получилось улучшить

Если, ремонтируя ОС, вы заменяете сломанную (или работающую, но физически изношенную) деталь не такой же, а улучшенной (особенно часто так бывает в случае ремонта полностью самортизированных ОС), то есть риск, что налоговики сочтут ваши ремонтные расходы затратами на модернизацию. Однако сам факт такой замены, который не повлек характерные для модернизации последствия, вовсе не свидетельствует о ее проведении. К такому выводу не раз приходили суды .

Подобную точку зрения (в отношении компьютеров) неоднократно высказывали и финансисты. Они отмечали, что в компьютере замена любой детали может привести к изменению его эксплуатационных характеристик. Но если замена вызвана необходимостью поддержания компьютера в работоспособном состоянии и в результате проведенных работ не меняется его функциональное назначение, можно говорить о проведении ремонта .

Правда, нельзя не упомянуть о том, что финансисты давали и прямо противоположные разъяснения. Так, затраты на замену сломанных деталей самолета на новые, с улучшенными техническими характеристиками, Минфин отнес к расходам по техническому перевооружению основного средства .

Учитывая неоднозначность разъяснений, мы решили уточнить в Минфине, можно ли считать ремонтом замену изношенной детали на более современную, поскольку точно такую же деталь:

купить невозможно (снята с производства);

устанавливать экономически нецелесообразно (изнашивается быстро, при этом не существенно дешевле современных),

при условии, что в результате замены (хотя это и не было целью) эксплуатационные характеристики ОС повышаются. И вот какой ответ мы получили.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА — Главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

«Для того чтобы точно установить, является ли замена сломанных деталей на более современные ремонтом или модернизацией, нужно получить заключение специалиста, занимающегося обслуживанием такой техники.

На мой взгляд, эта ситуация вполне соответствует положению п. 2 ст. 257 НК РФ о техническом перевооружении. Ведь к нему, в частности, относится «комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе. замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым. «.

Полагаю, что ввиду замены старых изношенных деталей на более современные производительность техники увеличится, а следовательно, замена будет рассматриваться как техническое перевооружение и повлечет за собой изменение первоначальной стоимости объекта ОС».

Если вы считаете, что провели все-таки ремонт, и готовы отстаивать свою позицию, запаситесь, как советуют специалисты Минфина, заключением технического специалиста о том, что замена деталей является именно ремонтом. Не лишним будет и документ (например, служебная записка) с обоснованием, почему вы не используете для ремонта такую же деталь. Если эти бумаги и не убедят налогового инспектора, то хотя бы станут в суде лишним аргументом в вашу пользу.

Каждая ситуация индивидуальна, и дать универсальный совет, как отличить ремонт от модернизации, к сожалению, невозможно. Ясно одно: если даже у вас возникли сомнения в ремонтном характере работ, не стоит надеяться, что у налоговиков они не появятся. И если вы не готовы доказывать, что провели именно ремонт, учтите затраты как расходы на модернизацию.

п. 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; п. 1 ст. 260 НК РФ

п. 27 ПБУ 6/01; п. 2 ст. 257 НК РФ

п. 2 ст. 257 НК РФ

Письма Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29

Письмо Минфина России от 28.10.2008 N 03-03-06/1/609

Постановления ФАС МО от 05.04.2011 N КА-А40/1652-11; ФАС ЗСО от 17.11.2010 N А27-3324/2010; ФАС ВВО от 12.08.2010 N А43-1785/2006; ФАС ЦО от 09.02.2010 N А14-14803/2008/500/24; ФАС ВСО от 05.11.2008 N А19-19415/06-20-Ф02-5295/08; ФАС СКО от 18.02.2008 N Ф08-402/2008-127А

Письма Минфина России от 14.11.2008 N 03-11-04/2/169, от 27.05.2005 N 03-03-01-04/4/67, от 01.04.2005 N 03-03-01-04/2/54

Письмо Минфина России от 18.04.2006 N 03-03-04/1/358

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N15, 2011

Источник

Оцените статью