Чем обосновать проведение текущего ремонта

Содержание
  1. Текущий ремонт многоквартирного дома
  2. Что такое текущий ремонт многоквартирного дома?
  3. Нормативная база
  4. Решение о проведении восстановительных мероприятий в МКД
  5. Какие работы входят в текущий ремонт?
  6. Отличие капитального ремонта от текущего
  7. Составление плана текущего ремонта в многоквартирном доме
  8. Проведение текущего ремонта многоквартирного дома
  9. Текущий ремонт подъезда в МКД
  10. Сроки проведения
  11. Оплата и стоимость
  12. Отчет по текущему ремонту МКД
  13. Периодичность текущего ремонта в многоквартирном доме
  14. Жалоба за некачественный текущий ремонт МКД
  15. Нюансы
  16. Проверяем использование средств на проведение ремонтно-строительных работ
  17. Проверяем наличие разрешительной документации
  18. Правильно ли проведены процедуры размещения заказа?
  19. Как должна быть обоснована необходимость проведения ремонта?
  20. Проверяем правильность применения норм и расценок
  21. Проводим контрольные обмеры
  22. На что еще нужно обратить внимание?

Текущий ремонт многоквартирного дома

Собственников жилья часто волнуют вопросы, связанные с текущим ремонтом многоквартирного дома. Кто и на основании какой документации должен выполнять все работы? Можно ли повлиять на очередность выполнения текущего ремонта многоквартирного дома? В данной статье мы постараемся ответить на все животрепещущие вопросы и дать полное обоснование всем правам собственников жилья.

Согласно законодательству РФ все граждане не только имеют определенные обязанности, но и обладают неоспоримым правом на проживание в безопасном и комфортабельном жилье. Получая ежемесячные квитанции, в которых присутствует графа «текущий ремонт» каждый собственник вносит указанную сумму. Впоследствии она уходит на их выполнение.

Что такое текущий ремонт многоквартирного дома?

Под термином «текущий ремонт многоквартирного дома» специалисты подразумевают комплекс работ, направленных на поддержание строения в состоянии пригодном для проживания. А также на устранение неисправностей, которые могут угрожать безопасности и благополучию собственников жилья. Манипуляции должны проводиться организациями, ответственными за содержание здания в удовлетворительном состоянии.

Читайте также:  Ремонт двигателя tsi 140 л с

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

Специалисты отмечают, что они могут быть направлены на:

  • Восстановление структуры целого многоквартирного дома и поддержание его в исправном состоянии.
  • Частичного восстановления инженерных коммуникаций или замены определенных элементов строения.

ВАЖНО

Все ремонтные работы регламентированы технической и нормативной документацией. Решение о полной или частичной замене инженерных коммуникаций или каких-либо элементов осуществляется на основании нижеуказанных документов.

Нормативная база

Законодательная база РФ четко регламентирует кто, в какие сроки и на какие средства должен выполнять текущий ремонт многоквартирного дома. К числу таких документов относятся:

  • Статья 154 ЖК РФ регламентирует тарифы и сборы на проведение капитального ремонта строения. Они определены органами местного самоуправления и собственники получают отдельную квитанцию для оплаты.
  • Методическое пособие, утвержденное Госстроем МКД 2-04.2004.
  • Статьи 154–156 Жилищного кодекса.
  • Постановление Госстроя №170 от 27.09.2003 регламентирует кто отвечает за уборку в подъезде после окончания работ по текущему ремонту многоквартирного дома.

Изучив указанные нормативные акты собственники получают полное представление о своих правах и о том, на какие средства и в каком объеме УК осуществляет необходимые мероприятия.

Решение о проведении восстановительных мероприятий в МКД

Решение о проведении текущего ремонта в конкретном здании принимается на основании планового осмотра и оценки технического состояния многоквартирного дома, определения степени износа инженерных коммуникаций, а также иных факторов, влияющих на очередность выбора работ. Плановые осмотры необходимо проводить дважды в год:

  • Весной, после окончания отопительного сезона.
  • Осенью, непосредственно перед его началом.

Составляется комиссия, которая включает в себя специалистов управляющей компании и представителей собственников. На основании осмотра следует составить акт, который станет основанием для проведения текущего ремонта в МКД.

Какие работы входят в текущий ремонт?

Полный перечень работ, который может быть выполнен в ходе текущего ремонта в многоквартирном доме, четко прописан в методическом пособии по содержанию и ремонту жилого фонда МКД. Он включает в себя:

  • Ликвидация локальной деформации, работы по восстановлению поврежденных участков фундамента, отмостки, продухов и системы вентиляции подвала.
  • Герметизация стыков конструкции и работы, направленные на восстановление разрушенных архитектурных элементов.
  • Покраска фасадов, стен и потолков в подъездах.
  • Восстановление целостности оконных рам, стекол или работы по остеклению подъездов.
  • Ремонт входных дверей, включая помещение тамбура.
  • В ряде случаев возможно проведение работ по усилению и восстановлению целостности межквартирных перегородок.
  • Мероприятия по восстановлению технического состояния или полная замена части системы отопления, водоснабжения, канализации, насосной установки или оборудования домовой котельной.
  • Поддержание бесперебойной работы вентиляционной системы в доме.
  • Устранение неисправностей системы электроснабжения, включая электроплиты. Остальные электрические приборы не попадают в зону действия нормативных актов.
  • Установка или замена ящиков для получения корреспонденции.
  • Восстановление покрытия пола в подъездах.
  • Работы по окрашиванию металлических элементов отопительной системы.
  • Замена светильников в местах общего пользования.
  • Ремонтные работы, проводимые в электрощитках МОП, а также их полная замена в случае необходимости.
  • Работы по поддержанию удовлетворительного состояния козырьков на подъездах. Актуально для элементов, выполненных из мягкой кровли или листового металла.
  • Замена клапанов мусоропровода.

Все мероприятия по текущему ремонту в многоквартирном доме должны осуществляться на основании вышеуказанных нормативных документов и соответствовать приведенному здесь перечню допустимых работ.

Отличие капитального ремонта от текущего

Существует ряд отличий между капитальным и текущим ремонтом. Первый вариант предусматривает выполнение глобальных работ с целью предотвратить износ здания (полная замена электрической проводки, системы канализации и водоснабжения и т.д.). А текущий предназначен для поддержания нормального технического состояния и сохранения работоспособности многоквартирного дома (устранение неисправностей, частичная замена участка инженерных коммуникаций и т.д.).

Деньги на капитальный ремонт МКД выделяют из соответствующего фонда, куда жильцы ежемесячно перечисляют денежные средства. В ряде случаев возможно получение дотаций или субсидий от государства. Работы по текущему восстановлению и поддержанию удовлетворительного состояния жилья проводятся только за счет средств собственников, которые те оплачивают в ежемесячных квитанциях вместе с квартплатой. Средства накапливаются на счетах управляющей компании и расходуются по мере необходимости конкретного МКД.

Текущий ремонт многоквартирного дома осуществляется несколько раз в год, а для капитального характерна периодичность один раз в несколько лет. При этом, продолжительность текущего варианта составляет несколько дней или недель. А для капитальных мероприятий этот срок может достигать нескольких месяцев.

Составление плана текущего ремонта в многоквартирном доме

Для проведения текущего ремонта многоквартирного дома необходимо составить план выполнения мероприятий. Основным фактором, влияющим на выбор ремонтных работ, является осмотр здания с целью выявления проблемных участков, а также оценки степени износа инженерных коммуникаций и конструктивных элементов.

Текущий ремонт осуществляется в том случае, если:

  • Подошел срок профилактических или косметических ремонтных работ;
  • Участки инженерных коммуникаций пришли в аварийное состояние и требуют срочного восстановления;
  • Неожиданно возникли повреждения окон и дверей в подъездах, выявлено незначительное разрушение фасада;
  • И т.д.

После осмотра и оценки состояния здания представители УК составляют перечень работ по текущему ремонту. Председатель ТСЖ или председатель совета согласовывает готовый перечень или его утверждают на общем собрании собственники жилья. После этого управляющая компания определяет сроки выполнения.

Проведение текущего ремонта многоквартирного дома

Для грамотного проведения текущего ремонта в многоквартирном доме необходимо наличие нескольких этапов выполненных работ:

  1. Осмотр комиссией технического состояния МКД.
  2. Составление плана мероприятий и очередности их устранения.
  3. Проведение тендера и определение подрядной организации для проведения мероприятий по восстановлению работоспособности инженерных коммуникаций или конструктивных элементов строения.
  4. Заключение договора, в котором оговорены сроки выполнения работ, штрафные санкции и способы урегулирования спорных моментов.
  5. Выполнение ремонтных работ силами подрядной организации.
  6. Приемка работ с привлечением комиссии, в которую входят как сотрудники управляющей компании, так и представители собственников. В спорных ситуациях возможно включение в состав комиссионной группы независимого эксперта.
  7. Составление и подпись акта о выполнении работ.

К сведению

Четкое следование вышеуказанному алгоритму позволяет обезопасить собственников жилья и получить гарантии того, что при некачественно выполненном ремонте многоквартирного дома в судебном порядке будет осуществлен возврат денежных средств или ремонтные работы будут переделаны на должном уровне.

Текущий ремонт подъезда в МКД

Текущий ремонт подъездов в многоквартирных домах осуществляется за счет средств, перечисляемых собственниками жилья. Дополнительного внесения средств не требуется. Обязанность поддержания подъездов в надлежащем состоянии лежит на управляющей компании за счет средств собственников. При составлении плана ремонтных работ необходимо указать перечень пожеланий, который не противоречит ЖК. После окончания текущего ремонта подъезда многоквартирного дома порядок наводит выбранная подрядная организация (если это прописано в договоре), осуществляющая текущий ремонт или УК. В дальнейшем, поддержание чистоты и порядка полностью ложится на управляющую компанию.

Сроки проведения

Продолжительность выполнения ремонтных работ напрямую связана с их объемом, сезонностью (восстановление работоспособность отопительной системы в зимнее время или в летний период может быть различным), а также от возможностей выбранной подрядной организацией. Сроки проведения текущего ремонта МКД прописаны в договоре с подрядчиком, который выполняет все работы.

Отклонение от установленного периода времени является поводом для обращения в управляющую компанию, а при ее бездействии в надзорные органы и прокуратуру.

Оплата и стоимость

Важно понимать, что текущий ремонт многоквартирного дома осуществляется управляющей компанией за счет средств собственников. Ежемесячно каждый жилец перечисляет определенную сумму на проведение. После проведенного осмотра и составления планов мероприятий по их устранению, управляющая компания проводит тендер и выбирает подрядную организацию с наилучшими условия по стоимости и качества выполнения работ, которая и будет восстанавливать работоспособность инженерных коммуникаций или конструктивных элементов здания.

Отчет по текущему ремонту МКД

Ежегодно управляющая компания должна предоставлять собственникам отчет по текущему ремонту в МКД. Срок предоставления отчета составляет 1 квартал нынешнего года, а период учета данных включает в себя предыдущий год. Предоставление отчета возможно не только в течение 1 квартала текущего года только в том случае, если это оговорено договором по управлению МКД.

Периодичность текущего ремонта в многоквартирном доме

Согласно законодательству текущий ремонт в многоквартирном доме не имеет какой-либо четко установленной периодичности и может быть выполнен по заявке собственников жилья при наличии свободных денежных средств на расчетном счету МКД.

Планирование необходимых мероприятий может быть проведено раз в квартал, полугодие или год, в зависимости от состояния здания и инженерных коммуникаций.

Жалоба за некачественный текущий ремонт МКД

После окончания всех мероприятий в многоквартирном доме и при его неудовлетворительном качестве, неоправданном увеличении срока выполнения или несоответствии заявленных материалов, собственники могут подать жалобу. Для этого необходимо составить заявление в 2-х экземплярах и передать его в УК. Свой экземпляр рекомендовано заверить подписью секретаря, принявшего документы. При бездействии сотрудников управляющей компании следует обратиться в прокуратуру.

Если в результате недобросовестного выполнения договора был нанесен материальный ущерб имуществу собственников, то в этом случае в судебном порядке можно требовать компенсации.

Также не лишним будет направить обращение в Государственную Жилищную инспекцию. Данная организация проведет расследование, на основании которого будет выявлено нарушение и вынесено предписание с целью его устранения.

Нюансы

Существует несколько моментов, которые следует учитывать при планировании сметы в МКД:

  • Часть манипуляций может быть выполнена собственниками. Это позволяет существенно сократить стоимость процесса, самостоятельно закупив необходимые материалы. Экономия достигается за счет отсутствия стоимости доставки, дополнительной накрутки подрядными организациями стоимости материалов;
  • Собственники получают отказ от УК выполнять определенные виды манипуляций. В данном случае следует ориентироваться на позицию Высшего Арбитражного суда РФ. Она гласит, что все ремонтные работы, направленные на восстановление инженерных коммуникаций и сохранение структурных элементов конструкции считаются автоматически необходимыми и разрешенными для проведения в МКД с привлечением УК.

Изучение всех постановлений и норм позволяет собственникам поддерживать МКД в удовлетворительном состоянии.

восстановление (при необходимости) технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов в случае утраты сотрудниками управляющей организации восстановление (при необходимости) технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов в случае утраты в иных случаях

Источник

Проверяем использование средств на проведение ремонтно-строительных работ

Автор: А. Павелин

На что следует обратить внимание при проверке выполненных строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ? Что должна включать в себя проектно-сметная документация? Какой способ размещения заказов должен быть выбран? Нужно ли проводить контрольные обмеры? Должно ли проведение ремонтных работ быть обосновано? Какие нарушения выявляются при проверке строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ? Ответы – в предложенном материале.

Проверяем наличие разрешительной документации

В первую очередь в ходе проведения проверки нужно определить перечень строящихся и ремонтируемых объектов, а также обратить внимание на наличие титульных списков строек (объектов) и документации на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, на соответствие выполненных работ сметной документации.

Состав проектной документации приведен в ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Также следует учитывать, что в случае проведения текущего ремонта достаточно лишь сметы, обосновывающей стоимость проводимого ремонта.

В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения этой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации данной проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

После получения положительного заключения государственной экспертизы проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.

Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Оплата выполненных ремонтных работ исходя из Постановления Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» должна производиться только на основании унифицированных форм первичной учетной документации по формам КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат».

В соответствии с п. 2 ст. 55 ГрК РФ ввод построенного здания или сооружения в эксплуатацию осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Необходимо отметить, что эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб., на учреждение – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ).

В ходе проверки следует проверить соблюдение сроков внесения сведений в реестр имущества – в случае строительства нового объекта недвижимости. Напомним, что Положение об учете федерального имущества утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Кроме того, нужно проверить соблюдение порядка регистрации права оперативного управления. В силу п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения на основании акта собственника о закреплении имущества, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию согласно требованиям гл. 14 ГК РФ. Кроме того, отметим, что право оперативного управления на здания, сооружения и другие объекты недвижимости возникает с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением. Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр.

Правильно ли проведены процедуры размещения заказа?

После того как проверяющий установит перечень строящихся и ремонтируемых в проверяемом периоде объектов, следует проверить правильность проведения процедур по выбору подрядной организации.

Напомним, что бюджетные учреждения при проведении процедур размещения заказов обязаны руководствоваться Законом о контрактной системе [1], за исключением случаев, установленных ст. 15 данного закона. В указанных случаях они должны руководствоваться нормами Федерального закона № 223-ФЗ [2]. При проверке соблюдения требований Федерального закона № 223-ФЗ следует учитывать, что бюджетные учреждения самостоятельно устанавливают в своем положении о закупках способы осуществления закупок, в том числе в отношении работ по строительству, реконструкции и ремонту недвижимости. Напомним, что в силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, включая порядок подготовки и проведения процедур закупки (а также способы закупки), условия их применения, порядок заключения, исполнения договоров и иные связанные с обеспечением закупки положения.

Что же касается соблюдения требований Закона о контрактной системе, то напомним, что согласно п. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик должен осуществлять закупки посредством открытого конкурса, кроме случаев, когда закон предусматривает проведение закупки иными способами.

Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.

Напомним, что учреждение обязано провести электронный аукцион в случае проведения закупки любых строительных работ (код 45 ОК 034-20071), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОК 034-20071, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении данных закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн руб., а для обеспечения муниципальных нужд – 50 млн руб. Если же начальная (максимальная) цена контракта при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн руб., а для обеспечения муниципальных нужд – 50 млн руб., заказчик вправе провести открытый конкурс, закрытый конкурс (в установленных Законом о контрактной системе случаях) либо аукцион.

Согласно ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Перечень).

Необходимо отметить, что, помимо обязанности использовать исключительно электронный аукцион в качестве одного из способов размещения заказов, бюджетные учреждения вправе осуществлять размещение заказа по проведению строительных и ремонтных работ путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом о контрактной системе.

Как должна быть обоснована необходимость проведения ремонта?

В ходе проведения проверки следует установить обоснованность проведения ремонтных работ, так как на практике встречаются случаи, когда в одном и том же помещении ремонт проводится несколько раз в год, только из-за того, например, что новому начальнику не понравился цвет обоев.

Необходимо отметить, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждениями должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (п. 6 ст. 55.24 ГрК РФ).

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

На основании п. 3.2 ВСН 58-88(р) «Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.88 № 312, проводимые осмотры делятся на плановые и внеплановые. В свою очередь, плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах контролируется техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных – техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Внеплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.

Общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью). Для проведения указанных осмотров учреждению следует создать комиссию, а их результаты необходимо отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В данных документах должны содержаться оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.

Для обоснования проведения капитального ремонта должны составляться дефектные ведомости или дефектные акты. Формы названных документов не утверждены, следовательно, они могут составляться в произвольной форме.

Проверяем правильность применения норм и расценок

Наибольшее число нарушений выявляется при проверке правильности применения норм, расценок и коэффициентов при определении сметной стоимости ремонтных и строительных работ. Проверяющему следует обратить внимание на правильность применения в актах выполненных работ:

  • норм накладных расходов. При проверке данного вопроса следует руководствоваться нормами МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве», утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 6, либо – для районов Крайнего Севера – МДС 81-34.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним», утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 5. Необходимо отметить, что в связи с отказом в государственной регистрации Минюстом (Письмо от 24.01.2005 № 01/471-ВЯ) и из-за отсутствия иных нормативных документов Госстроя в части определения норм накладных расходов вышеуказанные документы продолжают применяться, но в то же время носят рекомендательный характер;
  • сметной прибыли. Порядок определения величины сметной прибыли прописан в МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 28.02.2001 № 15, а также в Письме Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве»;
  • норм на строительство временных зданий и сооружений. Порядок расчетов за строительство временных зданий и сооружений устанавливается в соответствии со ГСНр 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ», утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 07.05.2001 № 46. При строительно-монтажных работах необходимо руководствоваться ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 07.05.2001 № 45;
  • затрат при выполнении работ в зимнее время. Они должны применяться в соответствии с ГСНр 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время», утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 19.06.2001 № 61 и ГСН 81-05-02-2007 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время», рекомендованным к применению Письмом Росстроя от 28.03.2007 № СК-1221/02;
  • расценок и сметных цен, резерва средств на непредвиденные расходы и других затрат. При проверке данных коэффициентов и затрат нужно руководствоваться МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1;
  • индексов пересчета цен от базисного в текущий уровень. Индексы пересчета изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования ежеквартально утверждаются Минстроем.

Проводим контрольные обмеры

В ходе проверки в обязательном порядке должны проводиться контрольные обмерыобъемов работ, указанных в актах приемки выполненных работ. Контрольные обмеры должны проводиться в присутствии представителей подрядной организации, а в некоторых случаях и с привлечением организаций, специалисты которых имеют допуск и квалификацию для выполнения соответствующих контрольных мероприятий.

Проведение контрольных обмеров является одним из эффективных способов выявления нарушений в расчетах между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы.

В ходе проведения контрольного обмера должны быть сопоставлены выполненные объемы работ в натуре (на объекте строительства или ремонта) с аналогичными объемами, прописанными в следующих документах:

  • актах выполненных работ по форме КС-2, где указаны виды и стоимость выполненных работ;
  • актах на скрытые работы.

По результатам проведения контрольных обмеров составляются акты контрольных обмеров, а также ведомости пересчета стоимости работ, которые подписываются представителями контролирующего органа, заказчика и подрядчика, привлеченными специалистами.

На что еще нужно обратить внимание?

Помимо перечисленных нами выше вопросов, при проверке строительства и ремонта необходимо обратить внимание на следующие:

  • наличие актов, дефектных ведомостей и других документов обследования объектов ремонта, надлежащим образом оформленных плановых документов и смет на текущий ремонт;
  • правильность заключения государственных контрактов (договоров) строительного подряда между заказчиком и подрядчиком на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы, а по переходящим стройкам – наличие дополнительных соглашений к ним, уточняющих объемы ремонтно-строительных работ с учетом результатов предыдущих лет;
  • соблюдение установленных сроков выполнения ремонтно-строительных работ;
  • соответствие произведенной оплаты объемам строительных работ, принятым по актам формы КС-2, и фактически выполненным работам, наличие случаев оплаты завышенных объемов строительно-монтажных работ, выявление случаев неприменения штрафных санкций при несоблюдении договорных обязательств;
  • правильность отнесения затрат на соответствующие коды бюджетной классификации, наличие случаев использования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию и строительство объектов, капитальный и текущий ремонт, на цели, не соответствующие условиям их получения. Заметим, что в ходе проведения проверки нередко встречаются случаи, когда под видом ремонта проводятся работы по реконструкции, а иногда и возведение новых объектов недвижимости. Выявляются данные факты на основании как анализа выполняемых работ, так и контрольных обмеров;
  • правильность отражения в бухгалтерском учете работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов недвижимости;
  • наличие фактов перечисления авансовых платежей, не предусмотренных условиями заключенных договоров (контрактов), а также в размерах, превышающих установленные законодательством.

Исходя из анализа результатов проверок, проводимых контрольными органами, к наиболее распространенным нарушениям, выявляемым при проверках использования средств на реконструкцию, строительство, капитальный и текущий ремонт, можно отнести следующие:

  • отсутствие должным образом оформленной проектно-сметной документации;
  • осуществление реконструкции или капитального ремонта без разрешения на строительство (если в соответствии с законодательством его получение необходимо), а также эксплуатация здания без разрешения на ввод в эксплуатацию;
  • наличие фактически не выполненных работ;
  • завышение в актах выполненных работ норм накладных расходов, сметной прибыли, дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время, затрат на строительство временных зданий и сооружений, на непредвиденные работы и др.;
  • приписки физических объемов (включение в акты по форме КС-2 дополнительных объемов работ, которые фактически не выполняются);
  • завышение установленных норм накладных расходов и сметной прибыли, индексов пересчета цен от базисного в текущий уровень, размеров лимитированных и прочих затрат;
  • включение в акты затрат, учтенных в нормах накладных расходов и сметной прибыли;
  • сокрытие выполненных объемов и предъявление их к оплате в последующих периодах с применением более высоких индексов пересчета цен;
  • неполный учет (отсутствие учета) подрядной организацией стоимости возвратных материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых зданий и сооружений или их частей;
  • повторный учет НДС в составе стоимости строительных материалов и изделий;
  • повторная оплата стройматериалов и изделий, поставленных (приобретенных) заказчиком;
  • повторное включение в акты по форме КС-2 ранее оплаченных работ, а также вспомогательных работ и расходных материалов, учтенных в комплексных расценках;
  • включение в акты выполненных работ коэффициентов к нормам затрат труда, оплате труда рабочих, нормам времени и затратам на эксплуатацию машин для учета влияния условий проведения работ, предусмотренных проектами;
  • необоснованное включение в акты выполненных работ различных налогов, относимых на финансовый результат организации;
  • арифметические ошибки.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг».

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Источник

Оцените статью