Меню

Аркадий предложил егору свою помощь с ремонтом квартиры какие личностные

Разбор задания №27 ЕГЭ по обществознанию

Анализ проблемной ситуации

27 номер ЕГЭ по обществознанию – задание-задача, которое заключается в том, что выпускник должен проанализировать предложенную в тексте проблемную ситуацию или высказывание и ответить на заданные к ним вопросы, четко аргументировав свое мнение; может даже потребоваться предлагать какие-то пути решения проблем.

Данное задание предполагает практическое применение полученных знаний курса обществознания. За это можно максимально получить 3 первичных балла. Например, в задании приводится какая-либо проблема – нужно раскрыть ее аспект и привести два доказательства какой-либо точки зрения – если все это сделано верно, выпускник получает 3 первичных балла.

Если раскрыт аспект проблемы и приведен один аргумент, или же аспект не раскрыт, но приведено два аргумента – дается 2 балла. Если же аспект раскрыт, а аргументы не приведены, или приведен только один аргумент и ничего более – дается 1 балл.

Разбор типовых вариантов задания №27 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

В стране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые другие три признака, позволяющие сделать такой вывод.

Общество делится на такие типы, как традиционное, индустриальное и постиндустриальное (или же аграрное, промышленное и информационное). Традиционное общество характеризуется тем, что основным фактором производства является земля, труд в основном ручной, а основной продукт производства – пища. При индустриальном обществе труд в основном механизирован, основной фактор производства – капитал, а продукт – промышленные изделия. При постиндустриальном обществе происходит компьютеризация труда, основным фактором производства является информация, а продуктом – услуги. Очевидно, что в стране Z складывается постиндустриальное (или информационное) общество. Также в задании требуется указать три других признака информационного общества.

Мы приводим больше:

  1. Возникновение сильного гражданского общества;
  2. Наука становится двигателем прогресса;
  3. В производстве товаров происходит ориентация не на количество, а на качество;
  4. Отдельный индивид приобретает большую значимость;
  5. Повышается роль и значение образования;
  6. Производятся попытки решения глобальных экологических проблем.

Ответ может выглядеть так:

В стране Z складывается постиндустриальный тип общества. Другие признаки:

  • возрастает роль образования и науки в жизни общества;
  • складывается правовое государство с сильным гражданским обществом;
  • экологическим проблемам уделяется сильное внимание, производятся попытки их решения.

Второй вариант задания

Гражданин К. при по­куп­ке сти­раль­ной ма­ши­ны по­лу­чил все не­об­хо­ди­мые документы: кас­со­вый и то­вар­ный чеки, га­ран­тий­ный талон. Через месяц стиральная ма­ши­на сломалась. Какой пра­во­вой до­ку­мент ре­гу­ли­ру­ет данные правоотношения? На­зо­ви­те не менее трёх прав, ко­то­ры­ми об­ла­да­ет потребитель.

Правоотношения, возникающие между потребителем и продавцом, регулируются как Гражданским кодексом РФ, так и Законом о защите прав потребителей. В ответе можно указать любой из этих документов.

Перечислим права потребителя:

  1. В случае обнаружения в товаре недостатков потребовать замены на товар такой же марки, устранение недостатков товаров или возмещение расходов на их исправление;
  2. В случае доставки замененного или отремонтированного крупногабаритного товара потребителю продавец должен оплачивать расходы по транспортировке;
  3. Предъявить требования в отношении недостатков товара продавцу, если не истек гарантийный срок товара или срок его годности;
  4. Предъявить требования в отношении недостатков товара продавцу, если гарантийный срок товара истек, но есть доказательства, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю;
  5. В случае устранения недостатков товара продавцом срок этого действия не должен превышать 45 дней (В отношении товаров длительного пользования продавец обязан в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.);
  6. В случае возврата товара ненадлежащего качества, взятого в кредит – на возвращение суммы в размере погашенного ко дню возврата товара кредита;
  7. В случае, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации – обменять его у продавца на аналогичный товар при наличии чека, ярлыков, упаковки либо – при их отсутствии – свидетельских показаний; если возможности обмена товара нет – на возврат уплаченной суммы.
Читайте также:  Проект капитальный ремонт крыши жилого дома

Один из вариантов ответа выглядит так:

Документ, который регулирует данные правоотношения – Закон о защите прав потребителей. Права потребителей:

  • обмен товара, не подошедшего по форме, габаритам, фасону, расцветке или еще каким-либо характеристикам, на аналогичный, или возврат уплаченных за него денег при наличии чека, упаковки и ярлыков;
  • замена товара на аналогичный при обнаружении в нем недостатков, либо возмещение расходов на их устранение;
  • бесплатное устранение недостатков товара, находящегося на гарантии, продавцом.

Третий вариант задания

Андрей предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?

В данном случае предлагается поразмышлять над обычной жизненной ситуацией, при которой знания обществоведческого курса не играют особой роли. У друзей случился конфликт – Андрей уехал в командировку и не смог помочь Егору с ремонтом, а Егор на него обиделся. Получается, что Егор предпочел уйти из конфликтной ситуации, не проявил готовности выслушать своего друга и поговорить с ним. Этот способ поведения так и называется – уход от конфликтной ситуации. Такой способ нельзя назвать эффективным; как говорится, уйти от проблемы – не значит ее решить. Уход из конфликтной ситуации не приводит к ее решению, ведь он не помогает решить проблему конфликта и разобраться в нем, а лишь затягивает ситуацию.

Наиболее эффективным способом разрешения этого конфликта (как и большинства других) можно назвать готовность обсудить проблему и пойти на компромисс, найти какие-то пути решения, которые удовлетворят обе стороны и восстановить дружеское общение.

Ответ может выглядеть так:

Этот пример иллюстрирует уход от конфликтной ситуации. Такой способ нельзя назвать эффективным, потому что он не помогает решить проблему, а, наоборот, затягивает конфликтную ситуацию, из-за чего сохраняется риск усугубления проблемы. Наиболее эффективный способ разрешения данного конфликта – встретиться, спокойно обсудить все детали проблемы, найти компромисс и восстановить прежние дружеские отношения.

Источник

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Задание 1

Понятие состава правонарушения помогает на практике определить, имеется или отсутствует правонарушение в конкретном поведении того или иного субъекта права. В этой связи под составом правонарушения понимают наличие объективной и субъективной сторон, субъекта и объекта правонарушения.

Причём только совокупность этих элементов позволяет говорить о наличии или отсутствии конкретного правонарушения.

Правонарушение — это не столько юридическое, сколько социальное явление, так как общим объектом всех правонарушений являются социальные сущности, прежде всего правопорядок. Правопорядок как наиболее общий объект правонарушения характеризует юридическое состояние общественных отношений, представляет суммарный итог, результат соблюдения, исполнения, использования и применения правовых норм в обществе. Понятно, что любое правонарушение в той или иной степени ослабляет правопорядок, выбивает из- под него то или иное основание, разрушает то или иное звено.

Поэтому любое правонарушение наносит ущерб, причиняет вред устойчивости, стабильности жизни общества, личным и общественным интересам, а в конечном счёте — правопорядку.

Читайте также:  Унистрой квартиры с ремонтом

Кроме этого общего объекта правонарушения теория права выделяет конкретный объект каждого правонарушения. Это могут быть права и свободы человека, его жизнь и здоровье, собственность и безопасность. Это могут быть имущественные и финансовые интересы юридического лица, экологические интересы, это может быть и сфера государственного устройства — основы конституционного строя, форма правления, политический режим, военная сфера и т. д. Важно подчеркнуть, что объект правонарушения — это всегда личное и общественное благо, которое охраняется, обеспечивается правом. Именно формальный момент — противоправность того или иного действия (бездействия) — прежде всего характеризует правонарушение.

Поведение субъекта права составляет объективную сторону правонарушения, то есть те внешние действия, которые можно наблюдать, устанавливать, оценивать. Эта объективная сторона, в свою очередь, представляет единство трёх элементов: противоправного поведения, вреда и причинной связи между действием (бездействием) и причинённым вредом.

Субъектом правонарушения является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определённого возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства.

Важное значение имеет возраст. Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее 16 лет, а по некоторым преступлениям — 14 лет.

Наконец, субъективная сторона. Она характеризуется виной — психическим отношением субъекта к своему действию (бездействию), к его результатам. Свобода воли, которая определяет выбор субъектом тех или иных вариантов

поведения, проявляется и в психическом отношении этого субъекта к своему поведению, его итогам.

21.Какие два вида объектов правонарушения названы в тексте? Какой формальный момент, по мнению автора, прежде всего характеризует правонарушение? Как автор характеризует вину?

Правильный ответ:

1. 2 вида объектов правонарушения: правопорядок; конкретные права и свободы ИЛИ личное и общественное благо, которое охраняется, обеспечивается правом;

2. Формальный момент, прежде всего характеризующий правонарушение: противоправность того или иного действия (бездействия);

3. Вина — психическое отношение субъекта к своему действию (бездействию), к его результатам.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Баллы за задание: /2

22.Какие три вида субъектов правонарушения названы в тексте? Какие три элемента объективной стороны правонарушения выделил автор? Используя обществоведческие знания, объясните связь деятельности правоохранительных органов с объективной стороной правонарушения.

Правильный ответ:

1. Виды субъектов правонарушения:

· вменяемый, достигший определённого возраста,

· гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом,

· лицо без гражданства;

2. Элементы объективной стороны правонарушения:

· причинная связь между действием (бездействием) и причинённым вредом;

3. Объяснение: правоохранительные органы устанавливают, квалифицируют и оценивают объективную сторону правонарушения.

(Может быть дано другое объяснение)

Баллы за задание: /2

23.Почему возраст имеет важное значение для привлечения правонарушителя к юридической ответственности? Используя факты общественной жизни, приведите один аргумент за и один аргумент против мнения о том, что несовершеннолетние и совершеннолетние правонарушители должны нести одинаковую ответственность за одинаковые правонарушения.

Правильный ответ:

1. Возраст имеет важное значение, так как до определённого возраста дети не могут правильно оценивать свои действия и нести за них ответственность (например, гражданско-правовую);

2. Аргумент «за»: это справедливо, так как нарушены те же права, совершены аналогичные действия и причинён равный вред;

3. Аргумент «против»: противоправные действия несовершеннолетних, как правило, являются следствием тяжёлых условий жизни в семье и недостатка родительского внимания, воспитания; кроме того, чрезвычайно важно не просто наказать, а исправить поведение несовершеннолетнего, чтобы в дальнейшем он мог вести нормальную жизнь.

(Могут быть приведены другие аргументы «за» и «против»)

Читайте также:  Лазерный уровень для ремонта квартир

Баллы за задание: /3

24.Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три суждения о том, как общество и государство могут повлиять на сокращение числа правонарушений.

Правильный ответ:

1. Юридическая ответственность правонарушителя должна быть неотвратимой;

2. Государство должно проводить политику борьбы с безработицей и бедностью;

3. Необходимо выявлять неблагополучные семьи и помогать им вернуться к нормальной жизни, реабилитировать детей из неблагополучных семей.

Могут быть высказаны другие суждения

Баллы за задание: /3

Задание 25

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «избирательная система»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о трёх любых достоинствах мажоритарной избирательной системы;

— одно предложение, раскрывающее сущность пропорциональной избирательной системы.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

Правильный ответ:

1. Избирательная система — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования;

2. Достоинствами мажоритарной системы является наличие постоянной связи между кандидатом и избирателями округа, голосование избирателей за конкретного человека, программу которого они могут оценить, потенциальный демократизм, поскольку победителя поддерживает большинство избирателей, простота в подсчете голосов.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о трёх или более достоинствах мажоритарной избирательной системы.)

3. Порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов, характеризует сущность пропорциональной избирательной системы.

Баллы за задание: /4

Задание 26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три преимущества использования потребителями безналичных денег. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Правильный ответ:

Преимущества использования безналичных денег:

1. Потребителю нет необходимости носить при себе крупные суммы банкнот (например, для приобретения автомобиля Алексею могло бы понадобиться несколько пачек по 100 купюр самого крупного номинала);

2. Безналичные деньги используются для расчётов в Интернете (например, Ирина приобрела новый компьютер в интернет-магазине

«Х» с использованием электронных денег);

3. Потребители могут пользоваться банковскими услугами автоматических платежей за услуги ЖКХ, мобильной связи и Интернета и т. п. (например, пенсионерка Екатерина Михайловна сделала распоряжение об автоматическом списании с её пенсионного счёта первого числа каждого месяца платы за коммунальные услуги)

Баллы за задание: /3

Задание 27

Аркадий предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся.

Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?

Правильный ответ:

1. Способ поведения: уход из конфликтной ситуации;

2. Объяснение: такой способ не является эффективным, потому что не устранена причина конфликта и сохраняется угроза его дальнейшего обострения, к тому же участники тяжело переживают сложившуюся ситуацию;

3. Наиболее эффективный способ: обсудить сложившуюся ситуацию, выяснить мотивы каждой из сторон, прийти к компромиссу и наладить отношения.

Баллы за задание: /3

Задание 28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Образование как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Правильный ответ:

1. Признаки социального института:

а) возникновение на основе совместной деятельности больших масс людей; б) удовлетворение фундаментальных потребностей общества;

в) устойчивые формы организации; г) наличие учреждений;

Источник

Adblock
detector